Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
?. ?????, ?. ????????. ?????????: ????? ??????

Коррупция в России — это давно уже больше, чем просто коррупция. Это образ жизни и образ мысли страны, в которой ни общество, ни бизнес, ни власти не могут, да и не хотят жить по законам.

Похоже, что с этим обстоятельством у нас как-то свыклись и даже смирились, а периодически раздающиеся антикоррупционные призывы носят скорее ритуальный характер. Глядя на происходящее в этой сфере, русские[2] испытывают смешанные чувства: это, с одной стороны, уверенность в коррумпированности всех властей на всех уровнях, с другой — чувство смирения и безысходности, непобедимости коррупции как явления. Как показывают данные последних исследований ВЦИОМ, в той или иной форме в коррупционные отношения втянуто все общество, причем это касается не только чиновничества и бизнеса, но и рядовых граждан. Каждый второй русский в РФ (53%) признает, что у него есть личный опыт дачи взяток для решения своих проблем. Причем 19% делают это часто и еще 34% — изредка. И лишь 45% респондентов указывают, что им не приходилось этого делать никогда. За полтора года социологических наблюдений картина существенным образом не изменилась. Чем активнее человек, тем чаще он дает взятки. Так, опрошенные социально и экономически активного возраста — 25-44 лет — дают взятки чаще (61-64%), чем молодежь (53%) и люди старшего возраста (52% в группе 45-59 лет и 35% в группе “60 и старше”).

Чаще других даются взятки медработникам (51%), автоинспекторам (31%) и работникам системы образования (20%). Меньшему числу респондентов приходится иметь дело с другими “нужными людьми” и, соответственно, давать им взятки — при общении с сотрудниками милиции (16%) и военкоматов (7%), оформлении земельных, приватизационных, наследственных дел (10%). Еще 10% опрошенных признались, что с помощью взяток устраивались на работу.

Взятки или рынок

Конечно, в условиях, когда трудно провести границу между рынком и государственной властью, само понятие взятки или подарка становится зачастую трудноотделимым от рыночной оплаты услуги. И в больницах, и в школах все больше услуг становится платными, а бюджетных денег не хватает на ремонты зданий, приобретение оборудования и другие нужды. Тем не менее большинство русских (61%) считают, что коррупция начинается именно с мелких взяток — подарков, денег врачам, преподавателям школ и вузов, работникам ДЕЗов. Напротив, 30% опрошенных полагают, что дача взяток на низовом уровне к серьезным последствиям не приводит и сравнивать ее с коррупцией во власти нельзя. Среди сфер, в наибольшей мере пораженных коррупцией, россияне называют местные органы власти (31%), ГАИ (30%), милицию (22%), федеральное правительство (20%), крупный бизнес (16%), судебную систему (14%). Меньше тех, кто называет в этом ряду медицинские и образовательные заведения, хотя именно при общении с ними чаще обычного приходится давать разного рода подношения. Что же касается высших этажей общества, о которых рядовые жители знают скорее понаслышке, то гомерические масштабы коррупции там давно уже перестали кого-то слишком удивлять. Во многом виной тому — родовая травма новой России, когда у истоков нынешних политических и экономических отношений стояло масштабное беззаконие эпохи начала и середины 90-х гг. И сколько бы власти ни твердили об опасности нового передела, приобретенные в те годы состояния общество не признает и вряд ли признает в обозримом будущем легитимными. Впрочем, как и ведущийся сегодня, несмотря на все заклинания, передел наиболее доходной собственности в пользу группировок и кланов, близких к уже нынешним властям.

Именно поэтому общество не воспринимает наиболее громкие дела последних лет, начиная с дела ЮКОСа и заканчивая недавним арестом губернатора Ненецкого автономного округа, в качестве сигналов реальных намерений властей избавиться от коррупционной скверны. Русские все больше уверены в том, что взять с поличным и посадить можно любого начальника, любого крупного бизнесмена. Так, на вопрос, заданный ВЦИОМ в связи с арестом ненецкого губернатора, об их отношении к аналогичным действиям в отношении их собственного губернатора, более 60% опрошенных “с пониманием” отнеслись бы к их возможному аресту. Поэтому, когда все-таки кого-то берут, а других — нет, в этом выборе склонны подозревать скорее политические интересы, чем торжество законности.

Не проблема

О том, что коррупция в нашей стране стала восприниматься как норма жизни, говорит и то, что она не является в списке проблем сегодняшних поколений самой острой темой, занимая лишь 7-е место, при том что только 21% русских называют коррупцию в числе трех наиболее беспокоящих их проблем. Причины коррупции сложны и многообразны, они носят как моральный, так и институциональный характер: это жадность и аморальность русских чиновников и бизнесменов (отмечают 40% опрошенных), неэффективность государственной власти и несовершенство законов (37%). В меньшей степени причины связываются с низким уровнем правовой культуры и законопослушания населения (18%). Среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга большинство (57%) считают, что разрастание коррупции — это следствие неэффективности власти и слабости законодательной базы.

Большинство респондентов считают, что победить коррупцию невозможно. В обществе существует понимание того, что коррупция является проявлением системного кризиса, ее нельзя победить ни с помощью усиления репрессивных мер, ни с помощью мер нравственного воздействия. Не поможет само по себе ни выстраивание чиновничества в административную вертикаль, ни введение партийного контроля над этой вертикалью.

Оценивая в целом позитивно деятельность президента Владимира Путина, особенно в сфере внешней и внутренней политики, жители отмечают лишь весьма незначительные достижения за последние пять-шесть лет в сфере борьбы с коррупцией и укрепления правопорядка и законности в стране. Так считают 54% опрошенных, и еще 25% вообще не видят никакого прогресса при Путине на этом направлении. Впрочем, оптимистов, полагающих, что если власти и общество мобилизуют свои усилия, то коррупцию победить можно, меньше, чем пессимистов. Однако за последние полтора года зафиксирована незначительная положительная динамика: с 30% до 35% увеличилась доля оптимистов и, напротив, с 64% до 58% сократилась доля пессимистов.

Как победить

Среди мер, способных если и не победить коррупцию, то хоть в какой-то степени ее обуздать, наиболее популярны жесткие меры. За конфискацию имущества не только самих коррупционеров, но и членов их семей высказываются 39% опрошенных. За “чистку” и сокращение государственного аппарата — 38%. Немало сторонников и у самой радикальной из предполагаемых мер наказания за коррупцию — смертной казни (28%). Кроме того, 35% респондентов возлагают надежды на усиление контроля над деятельностью чиновников со стороны общества и его демократических институтов. Еще 30% — на совершенствование законодательной базы. Меньшей популярностью пользуются такие меры, как наделение правоохранительных органов дополнительными полномочиями и финансированием (19%), поощрение добровольных информаторов о фактах коррупции (17%) и тем более легализация наименее социально опасных видов коррупции — чаевые, подарки врачам и учителям и др. (8%). На вопрос, кто именно сегодня наиболее эффективно борется с коррупцией, ответы носят скорее отрицательный характер. 44% опрошенных ответили, что “никто”. 21% связывают борьбу с коррупцией лично с президентом Путиным и только 14% — с правоохранительными органами. Практически незаметной для общества остается антикоррупционная роль судов, Национального антикоррупционного комитета, созданного по указу президента, а также правозащитных организаций.

Расцвет коррупции в сегодняшней России — это в первую очередь результат негативистской реакции общества на неработающие правила игры, хаотично и поспешно введенные в ходе пресловутых “реформ”. Фактически за это время была выстроена теневая форма общественных отношений, скрывающаяся за фасадом. Общество, бизнес и бюрократия самоорганизовались по криминальному типу общественных отношений. Взятка, откат, уклонение от налогов для многих структур стали такой же естественной формой выживания, как воздух для живого организма. И только кропотливым выстраиванием работающих, продуктивных взаимоотношений между различными субъектами общества можно если не победить, то хотя бы уменьшить роль этого социального феномена, который именуется коррупцией.

Всероссийские опросы ВЦИОМ проводились в мае — июне 2006 г. Опрашивалось по 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Авторы — руководитель аналитического отдела, социолог ВЦИОМ

Газета "Ведомости", 6.07.2006

______________________________________________________________________________

В порядке документального приложения редакция сайта помещает ниже очередную рядовую информацию о масштабах коррупции, которую только что опубликовала газета "Взгляд". Ее название "Откатили полбюджета" говорит само за себя.

______________________________________________________________________________

ОТКАТИЛИ ПОЛБЮДЖЕТА

Общая сумма «откатов» на российских тендерах по итогам 2006 года составит 650 млрд. рублей

Недобросовестность российских закупщиков в 2006 году обойдется в 650 млрд. рублей. В такую сумму эксперты оценивают потери, связанные с непрозрачностью закупок. Прозрачными можно назвать лишь нескольких участников рынка, говорят эксперты. Потери государства от «откатов» составят около 300 млрд. рублей – более 45% от общей величины закупочных бюджетов.

Большинство закупок в России происходит по завышенным ценам, считают эксперты. Деятельность российских закупщиков была проанализирована в ходе подготовки «Рейтинга прозрачности – 2006». В нем принимали участие 250 крупнейших закупщиков и 500 поставщиков, закупщиков федерального уровня было 90. Также проводился анализ деятельности 50 регионов, 50 муниципальных закупщиков и 60 компаний в ключевых секторах экономики, включая естественные монополии.

Рейтинг был подготовлен Национальной ассоциацией участников электронной торговли и МОД «Против коррупции» при поддержке комиссии Госдумы по противодействию коррупции, Федеральной антимонопольной службы и Счетной палаты. Авторы исследования попытались определить степень прозрачности и эффективности закупок крупнейших структур государственного и корпоративного сектора. Еще одним критерием оценки закупщиков было влияние коррупции на состояние рынка. Уровень прозрачности каждого участника оценивался по пятиуровневой шкале. Выяснилось, что самые прозрачные закупщики – субъекты Федерации, где средний уровень определен нейтральной ценой по общей шкале. Гарантированно прозрачными региональными закупщиками оказались Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан.

Среди корпоративных закупщиков гарантированно прозрачными признаны «ЦентрТелеком» и Магнитогорский металлургический комбинат. В остальном корпоративные закупки получили самую низкую оценку прозрачности. «Это связано главным образом с низким уровнем использования конкурентных процедур и низким качеством информирования поставщиков о проводимых закупках, процедурах конкурсных торгов и их результатах», – поясняется в исследовании.

Большинство российских компаний по-прежнему придерживаются закрытых и неконкурентных процедур даже при покупке товаров и услуг, которые не относятся к стратегическим закупкам. Поэтому системы закупок корпоративных закупщиков характеризуются низкими показателями конкуренции и большими отклонениями от рыночно обоснованных цен.

Намного ниже, на уровне базовой прозрачности, стоят федеральные органы власти и муниципальные закупщики. В соответствии со шкалой это отрицательная оценка прозрачности. И ни один представитель этого класса закупщиков не обладает гарантированной прозрачностью.

По словам авторов исследования, такая оценка говорит о наличии серьезных проблем системного характера при осуществлении закупок. Бюджетные потери от недостатка прозрачности в деятельности закупщиков – это сотни миллиардов рублей. Из-за того что закупки осуществляются по завышенным ценам, на федеральном уровне за 2006 год переплатили около 160 млрд. рублей, на региональном – 65 млрд. рублей, а муниципальные закупки принесли ущерб местным бюджетам в 78 млрд. рублей.

Совокупные потери государственного сектора от осуществления закупок по ценам, превышающим рыночные, составляют немногим более 300 млрд. рублей. Национальный рынок закупок в целом получил отрицательную оценку – «базовая прозрачность». Из-за недобросовестной работы закупщиков общие потери рынка к концу 2006 года составят 650 млрд. рублей. При этом потери государственных закупщиков составят около 300 млрд. рублей – более 45% от общей величины закупочных бюджетов.

9 декабря 2006, 15:00

Текст: Екатерина Геращенко


10.12.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>