Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
???????? ????????. ???? ????????

Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) в общем-то очевидное понятие «биосферы» как «области жизни», введенное Ламарком (1744-1829) в начале XIX века, продлил в направлении «области Разума». Приняв эти его рассуждения за исходные, французский математик и философ Ле-Руа ввел в 1927 г. термин «ноосфера» (от греческого "ноос" - разум и "сфера" - оболочка Земли).

Наряду с понятием «жизнь» Вернадский ввел понятие «живое вещество», как совокупность живых организмов. В философии и религии, фольклоре и художественном творчестве понятие «жизнь» выходит за пределы понятия «живое вещество», и в ноосферу, это новое состояние биосферы, мы, не замечая этого уже вошли. Свои размышления о ней Вернадскоий обобщил в своей последней прижизненной публикации в журнале "Успехи современной биологии" в 1944 году:

Явления такой мощности, длительности и силы, неизвестные прежде в истории человечества и биосфере, как две мировые войны, привели его к выводу о единстве земного геологического и исторического процессов. Идею такого понимания природы, биогеохимически объединяющем косную и живую природу, он высказал еще в 1915 году, когда был председателем академической "Комиссии по изучению производительных сил" (КЕПС) России. В обыденности жизни человек забывает, что и он сам, и все человечество неразрывно и закономерно связаны с биосферой всей планеты, с ее материально-энергетической и информационной структурой. И история живого вещества в ходе времен выражается в изменении форм жизни, хотя считается, что человек свободно на ней живет и строит ее. Однако историки, ученые гуманитарных наук и даже биологи не считаются с этими законами природы биосферы - земной оболочки, где существует жизнь, от которой ни один живой организм и человек в том числе, неотделимы. «Жизнь есть космическое явление, отличное от косной материи» - в конце XVII века высказался голландский ученый Христиан Гюйгенс (1629-1695), а жизни присуща эволюция, например, изменение морфологического строения живого вещества.

Чарльз Дарвин и его последователи Д. Д. Дана (1813-1895) и Д. Ле-Конт (1823-1901) пришли к обобщению, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении («цефализация» по Дана и «психозойская эра» по Ле-Конту). Произошло резкое изменение в понимании окружающего мира. Прежде казалось, что человек переживает только историческое время - в пределах немногих тысяч лет, в крайнем случае десятков тысяч. На самом деле он сознательно переживал десятки миллионов лет: ледниковый период Евразии и Северной Америки, образование Восточных Гималаев и т. д. Деление на историческое и геологическое время для нас сейчас сглаживается. Эмпирические представления о направленности эволюционного процесса без попыток теоретического обоснования идут глубже. Уже в XVIII веке Бюффон (1707-1788) говорил о царстве человека, основываясь на его геологическом значении. Принцип Дана (и психозойская эра Ле-Конта) может быть легко проверен посредством палеонтологии. Охватывая животное царство, он проявляется в отдельных типах животных. Дана указал, что в ходе геологического времени, то есть на протяжении двух миллиардов лет, а, наверное, и много больше, наблюдается усовершенствование центральной нервной системы живых существ, начиная от ракообразных и моллюсков и кончая человеком. Это явление он назвал цефализацией. Достигнутый эволюцией уровень центральной нервной системы уже не идет вспять, он идет только вперед, а с ним и изменение положения человека на нашей планете.

В последнее время человек охватил всю биосферу планеты Земля. Человечество в своей жизни в результате цефализации по Дана стало единым целым. Однако, если каждому человеку дать один квадратный метр и поставить всех людей рядом, они заняли бы очень мало места, остальная поверхность Земли осталась бы пустой от человека. Его мощь связана с его разумом. Ноосфера есть новое геологическое явление, а человек стал крупнейшей геологической силой. Своим трудом и мыслью он коренным образом перестраивает все, что было раньше. И здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же она может изменять материальные процессы? Этот вопрос впервые поставил американский ученый, родившийся во Львове, математик и биофизик Альфред Лотка. Но решить его он не мог. Как правильно сказал некогда Гете (1749-1832) - не только великий поэт, но и великий ученый, - в науке мы можем знать только то, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего, хотя эмпирические результаты этого "непонятного" процесса мы видим кругом на каждом шагу. В будущем нам рисуется, как человек выйдет в космическое пространство. Криптозойской эрой Вернадский называет тот период, который назывался раньше азойской или археозойской (т. е. безжизненной или древнежизненной) эрой. Потом началась эра живого вещества. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней. Мы входим в нее, и ход этого процесса только начинает нам выясняться в некоторых своих аспектах.

Следуя логике Вернадского, можно построить определенную последовательность развития нашей планеты (стратиграфические обозначения - в сокращенно-условном виде):

___________________________

Азойская (безжизненная) эра

______________________________

Археозойская (древнежизненная) эра – образования и развития живого вещества

___________________________________

Мезозойская эра – образования и развития растительной и животной жизни

____________________________________________________

Эра появления и развития разумной жизни (человека)

______________________________________________________

Эра образования и развития ноосферы

_______________________________________________________

? - расчет не окончен

_______________________________________________________

После Вернадского о ноосфере много говорят, но ее суть еще мало кому понятна. В разнообразных научных и околонаучных кругах понятие ноосферы используют в подавляющем большинстве случаев (предположим, что есть и иные рассуждения) как о результате научно-технической и производительной деятельности человека, направленной на то, чтобы удовлетворять его главным образом потребительские интересы, желания и даже прихоти. И говорят, что ноосфера все время расширяется, уходя с одной стороны в Космос, а с другой – забираясь в недра Земли. При этом, обычно все же оговариваются, что само по себе это понятие значительно более сложное, намекая, что говорящий знает о нем нечто большее, но еще не готов об этом что-то сообщать, то ли потому что сам еще не все додумал, то ли потому что не считает аудиторию готовой воспринять это «более сложное» нечто.

Однако, вернемся к Вернадскому: "Мысль не есть форма энергии. Однако она может изменять материальные процессы". Можно себе представить, что он видел в ноосфере два аспекта: 1) суммарное Знание, созданное разумной жизнью нашей планеты и 2) способ его существования в виде сферы, охватывающей всю Землю, некого поля вокруг Земли. А что она (оно) есть такое? Биополе? Информационное поле? Раз это сфера Земли, ее оболочка, то из этого следует, что, располагаясь, скажем, на поверхности Земли, она распространяется и сколь угодно далеко, пусть и уменьшаясь до бесконечно малых величин. Конечно, можно считать, что содержание этого его высказывания очень просто: «Прежде чем ударить молотком, подумай, для чего, куда и как. А то ведь и по пальцу можно». Но вряд ли он повторял истину, известную не одну тысячу лет. Надо думать, а его ум охватывал разные экспериментальные, теоретические и даже теологические исследования, посвященные кроме мысли человека и других философских категорий, свойственных ему, его нравственности, душевным свойствам, духу и всем остальным его эмоциональным мировосприятиям.

То есть речь идет не только о роли мысли при создании технических устройств и выполнении инженерных идей, и даже не о распространении мыслей-знаний через слово, а именно о таком воздействии Разума на ход материальных процессов. А так под него подпадает все, и хорошее, и плохое. Но тогда и выводы из этого следуют разные. Разум советских ученых привел их к созданию средств освоения Космоса, но эти же ученые говорили и об огромной роли в этом Русской культуры. В чернобыльской катастрофе виноваты не столько научно-технические основы реакторостроения, сколько дефекты культуры безопасности эксплуатации реакторов. А что человечеству готовит такой «разум» в виде ядерной зимы, генетически модифицированных сельскохозяйственных продуктов или усилий по созданию «глобального потепления» планеты? Всегда ли можно по совести говорить о положительных достижениях американской демократии и методах ее распространения на весь остальной мир? А об успехах путинской «суверенной демократии», бюрократические метастазы которой жадно пожирают все еще более или менее здоровые клетки Русской цивилизации, несмотря на очевидность того, что и она сама вместе с организмом, который она сожрет, окажется в одной могильной яме? Что это, разум или безумие? Цивилизация или антицивилизация? Что изо всего этого входит в понятие «ноосфера», и все ли это есть Разум? Можно ли все, что входит в область компьютерного мышления или его человеческого аналога, из которых исключены нравственность, душа, духовность, Любовь как всеобщая категория, отнести к понятию Разум?

По Вернадскому мышление, Разум – это не движение к сиюминутной выгоде, прибыли, которым нынче охвачен западный, а теперь и российский капитализм, который, гордясь присущим ему самодовольством, катится то ли к экологической, то ли… к некой иной, еще более глубокой пропасти. Условно назовем ее антиноосферной.

Из приведенной выше схемы следует, что эта последовательность ступеней развития живого вещества показывает все увеличивающееся его могущество, перерастающее из материальной области в энергетическую. Если в материальной области живое вещество было несущественным по сравнению с косной материей, то с появлением разумной жизни ее влияние на нее становится все более заметным. Появляется все больше экспериментальных фактов, говорящих, что влиянием ноосферы на состояние нашей планеты нельзя пренебрегать. Это можно было делать еще лет двести тому назад, когда капиталистические отношения в экономике еще не сложились в достаточной степени, наоборот, теперь оно может очень быстро, даже в пределах жизни одного поколения людей или даже раньше привести к катастрофе, которую Ваш собеседник обозначил как антиноосферную.

А что по поводу интенсивного нарастания влияния ноосферы на состояние нашей планеты говорит сам Вернадский (1945 год)? «Эмпирические результаты такого "непонятного" процесса мы видим кругом нас на каждом шагу. Минералогическая редкость - самородное железо - вырабатывается теперь в миллиардах тонн. Никогда не существовавший на нашей планете самородный алюминий производится теперь в любых количествах. То же самое имеет место по отношению к почти бесчисленному множеству вновь создаваемых на нашей планете искусственных химических соединений (биогенных культурных минералов). Масса таких искусственных минералов непрерывно возрастает. Все стратегическое сырье относится сюда. Лик планеты - биосфера - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры в XX в. все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана. Человек должен теперь принимать все большие и большие меры к тому, чтобы сохранить для будущих поколений никому не принадлежащие морские богатства. Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений. В будущем нам рисуются как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет».

«Историк и государственный деятель только подходят к охвату явлений природы с этой точки зрения».

«Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах».

И далее Владимир Иванович Вернадский делает вывод: «В настоящее время мы не можем не считаться с тем, что в переживаемой нами великой исторической трагедии мы пошли по правильному пути, который отвечает ноосфере».

Этот его вывод был сделан в исторических условиях, когда ему и многим другим выдающимся умам человечества, как и многим его народам, представлялось, что социалистический и коммунистический выбор России в виде Советской власти, сделанный ею согласно историческому внутренне присущему ей мировоззрению – Русской идее, казался очевидно разумным и доминирующим в тогдашнем развитии человечества.

Но теперь мы видим, что великий мыслитель и провидец ошибся.

Не смог он себе представить, что развитие ноосферы может пойти в таком направлении, которое приведет нашу планету в ее теперешнее состояние. Переживший две разрушительные мировые войны, он, безусловно, понимал, что возникающий космический Разум человечества может приводить и к огромным бедствиям. Но он считал, что он будет не разрушать, а исправлять ноосферу, эту еще не до конца понятую, но все более мощную оболочку, которая уже в состоянии приводить в действие глобальные природные процессы. Да, они могут быть и огромной разрушительной силы, но он, величайший гуманист, не мог себе представить, что этот Разум позволит допустить такой путь развития ноосферы, точнее антиноосферы.

Он, величайший гуманист, не мог себе представить, что Россия, эта Hardland Человечества выберет именно этот разрушительный путь. Что в лице горбачевых и ельцепутов она будет топтать свое собственное тысячелетнее мировоззрение. И не стоит уподобляться милой, но сделанной совершенно беспомощной русской старушке: «А за это Путин нам пензию добавит» и судорожно надеяться, что вот-вот скоро… Это только политики заботятся о будущих поколениях, о детях, а политиканы уровня Путина – только о голосах, а «после нас - хоть потоп».

Выбор был прост: Разум или Антиразум, то есть безумие. Путь доброты и Вселенского Добра или путь злобы, убийств, Мирового Зла. Путь развития энергии ноосферы во имя Жизни или путь выброса в нее колоссальных энергий Зла, путь развития Антиноосферы.

Путь Жизни и путь Смерти.

Пока мы идем по второму.


06.01.07, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>