Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
????????? ???????. ?????????? ?????????: ????????? ????????

“…Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы и когда ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром”. Дж. М. Кейнс.

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Екклесиаст.

С одной стороны, успехи российской экономики как будто впечатляют - по итогам 2005 года мы находимся на 9 месте по уровню ВВП в мире -6,4% (прогноз на 2006 г -6,9 %), уступая в этой десятке по темпам экономического роста только Китаю (9.9%) и Индии (7.6%). Рост реальных доходов за 2006 составил примерно 10.5 %. Индекс РТС - рынка корпоративных ценных бумаг вырос на 60 %. Банковская система развивается колоссальными темпами - прирост активов за 2005 год составил около 36 %. Огромное значение имеет достижение политической стабильности. Представляется, что в целом Правительство делает правильные шаги, постепенно увеличивая государственные расходы и вмешательство в экономику. Однако не секрет, что значительная доля наших успехов основана на сырьевом экспорте. Уровень инфляции в РФ один из самых высоких среди 20-ти стран с наибольшим ВВП ( 12, 7 % -2005 г., в 2006 - около 9-10 %) - выше только в Иране - 13.5%. А если посмотреть на рынок жилья, во многом определяющим уровень жизни, то за последние пять лет стоимость стандартной трехкомнатной квартиры (76 кв.м.) на окраинах Москвы поднялась с 60 тыс. до 280 тыс. долл., т.е. на 466 % (или в среднем на 36 % в год по ставке сложного процента). Таким образом, если раньше стоимость одного метра жилья была равна месячной зарплате среднего специалиста коммерческого сектора (чуть менее 1000 долл), то теперь она равна месячной зарплате руководителя из высшего управленческого звена- около 4000 долл. Этот факт делает покупку жилья недоступной не только для большинства жителей, но даже для большинства так называемого среднего класса. Так что интерпретация статистических показателей роста и реалии экономической жизни – штука непростая, все зависит от того, как считать. Существуют оценки, что реальная инфляция может быть выше– и тогда имеющиеся данные по росту ВВП и доходов населения могут вызвать некоторые вопросы.

Хотя ВВП в РФ на душу населения (11,1 тыс.долл.) всего в 3.76 раза меньше, чем в США (41,8 тыс.долл.), при этом значительная часть россиян - более 17 % по официальной статистике и свыше 30-40 % по различным оценкам живет за чертой бедности. При этом в ряде наименее благополучных регионов эти цифры значительно выше. По данным социологических опросов значительная часть граждан откладывает рождение детей, связывая это с неопределенностью с будущим, плохими жилищными условиями и низкими доходами. Развивается пьянство, преступность, ухудшается состояние здоровья людей. Как результат, население нашей страны уменьшается за год примерно на 0,5-0,6 млн.человек (!!!) – цифры сравнимые с потерями в результате интенсивной войны. Россия занимает первое место в мире по смертности среди развитых стран, при этом до 80 % смертных случаев приходится на трудоспособных мужчин.

Эти данные еще раз подтверждают, что основная проблема в колоссальном разрыве между доходами самых богатых и бедных, составляющих, по разным оценкам около 20-25 раз ( для сравнения - в Японии – около 4, США около 10 , Страны ЕС – 5-6), а также огромным разрывом в доходах (около 6- 8 раз) и развитии на региональном уровне, связанных с однобоким, сырьевым характером нашей экономики, неразвитостью производства, сельского хозяйства и ряда регионов в целом.

В начале перестройки нас активно звали к рынку. Но рынок - это очень жесткая среда, когда каждый человек своим трудом должен доказать, что он занимает свое место под солнцем не зря - сам оплатить жилье, образование, отдых. И надежда только на себя. И, тем не менее, альтернативы этой жестокой системы нет, просто необходимо сделать ее более гуманной и приспособленной для нужд человека. Почему наше население не растет, а уменьшается? Потому что значительная часть наших граждан пока не может найти свое место в экономике, получить нормальную работу, а следовательно - прокормить и обеспечить себя в должной мере. И пока наша страна не получит должного развития, решить проблему сокращения населения только путем финансовой стимуляции материнства (хотя само по себе это уже хорошо) никак не получится. Аналогичная ситуация и с так называемым доступным жильем - пока большинство граждан о нем может только мечтать. Люди должны понимать - единственное, что они могут требовать от государства – это порядок и создание условий, при которых каждый – от Калининграда до Владивостока смог бы позаботиться о себе сам.

Важнейшим препятствием для развития нашей экономики является низкая платежеспособность населения. Безусловно, основным средством обеспечения эффективной занятости является частный сектор, но как он заработает где-нибудь в глубинке, где просто нет денег, где фактически имеется натуральное хозяйство ? Что может сделать обычный житель деревни, если рабочих мест там практически нет, при этом земли у него в лучшем случае около 20 соток? При этом чтобы жить нормально, нужно никак не меньше 0.5 га, а получить кредит на развитие своего хозяйства он никогда не сможет – во-первых, нет залога, а во-вторых, по близости нет ни одного банка. Вот так рождается замкнутый круг - нищета порождает нищету. Тоже самое воспроизводится в масштабах всей экономики – низкие доходы населения препятствуют экономическому развитию не только малообеспеченных граждан, но и всей экономики в целом из-за низкого совокупного спроса. Не все (и не везде) могут найти себе место в рыночной системе – для решения проблем с занятостью нужен эффективный государственный сектор, необходима серьезная система государственного заказа, столь развитого, например, в экономике США.

В выступлениях Президента часто звучит тема борьбы с бедностью и нищетой. В частности, поздравляя россиян с новым, 2007 годом, он сказал: «…Мы сделаем все возможное, чтобы результаты, которых мы достигли в экономике, привели к серьезным положительным изменениям в жизни каждого конкретного человека, - чтобы меньше стало бедных…, чтоб детей было больше, и чтоб они были счастливы…, чтобы молодые люди… нашли достойное применение своим талантам и способностям...». Помимо развития частного сектора, один из наиболее эффективных средств для борьбы нищетой в условиях нашей экономики - создание дополнительного спроса за счет увеличения бюджетных расходов. Как известно, этот рецепт был предложен величайшим экономистом 20 столетия Дж.М.Кейнсом и был достаточно успешно применен выдающимся государственным деятелем Президентом США Франклином Рузвельтом, не только вытянувшим Америку из лап последствий Великой американской депрессии, но и создавшего капитализм с «человеческим» лицом. Обеспечить необходимые темпы развития нашей экономики в настоящий момент без широкомасштабного вмешательства государства не представляется возможным. В этом смысле опыт реформ Рузвельта был бы для нас очень полезен. Что у нас есть общего с той ситуацией? На самом деле, немало: 1) неиспользуемые производственные мощности, значительный спад производства со времен СССР; 2) существенная явная и скрытая безработица - когда люди получают нищенскую заработную плату около 50 долл в месяц; 3) избыточная монополизация рынка ; 4) низкий платежный спрос значительной части населения; 5) отсутствие социальной поддержки («дикий» капитализм). После представления послания Президента 2006 г., отметившего позитивный характер реформ Рузвельта, появились заметки, где прослеживались определенные параллели сегодняшнего момента и того времени. Представляется, что в нашей новейшей истории нам как раз не хватает фигуры такого масштаба.

Справедливости ради следует сказать, что когда-то и могли многое. К нам в Россию, как это теперь ни покажется странным, приезжали из-за границы (в т.ч. из Германии, Франции, Англии) изучать наш опыт. В начале 20 века Россия имела одни из самых высоких темпов экономического развития (с 1880 по 1913 год в среднем 9 % - и это промышленное производство). Прирост населения за 20 лет составил 40 млн.человек (!) с 125 до 165 млн. Мы находились в числе лидеров по ряду важнейших экономических показателей (на 4-5 месте в мире ), стремительно рос государственный бюджет, российская валюта была одной из сильнейших в мире, в страну активно вливался иностранный капитал, проводились важнейшие социальные и политические реформы, постоянно увеличивались расходы на образование и пр. При этом уровень налогов был один из самых низких в мире. В то время Россия была мировым лидером по производству зерновых, французский экономист Тери писал: «Ни один из европейских народов не достигал подобных результатов». По оценке ряда зарубежных экономистов того времени, России прочили к середине 19 века позиции мирового лидерства. Не секрет, что этим успехам в известной мере способствовали реформы Столыпина ( 9.11.2006 исполнилось 100 лет с момента их начала). Однако Россия оказалась втянута в войну, и наступление 1917 года стало неизбежным. Так что и мы можем очень многое, надо только хотеть. В чем состоят конкретные меры по повышению спроса? Во-первых - это увеличение финансирования на государственный заказ - на развитие регионов (строительство дорог, инфраструктуры, жилья) , оборону, науку, медицину, образование. Эти меры будут способствовать росту занятости и доходов населения, и затем послужат катализатором для развития частной экономики. А во-вторых – прямое повышение заработной платы государственных и муниципальных служащих, врачей, учителей, ученых, военных, МВД и силовых структур, а также пенсий и ряда других пособий. Первые, очень осторожные шаги в этом направлении уже сделаны. При этом текущая экономическая ситуация вполне безболезненно позволяет реализовать эту стратегию - планируемый профицит бюджета на 2007 г. составляет 1,5 трлн. рублей, т.е. примерно 56 млрд.долл. У этой проблемы существует также моральный, политический и экономический аспект - бюджет имеет достаточный уровень доходов, при это опора государства живет на прямо скажем, явно недостаточные зарплаты. Какой уж тут престиж службы в армии? Можно ли всерьез говорить о борьбе с коррупцией? Кто будет учить наших детей ? Каков будет уровень медицинского обслуживания?

Сейчас западные эксперты высказывают недовольство по поводу расширения государственного вмешательства в нашу экономику. Но при этом какой пассаж – а что такое сотни миллиардов долларов Пентагона из бюджета США, а субсидии фермерам в ЕС ? Можно до бесконечности «поклоняться идолам» искаженных приоритетов либеральной политики, принося им в жертву цели государственного строительства и развития страны, но не слишком ли большую цену мы за все это платим? Даже если бы пришлось выбирать, что лучше: иметь инфляцию при растущей и развивающейся стране, или практически не иметь инфляции, но при этом превратить страну в пустыню – идеальную среду для отсутствия какой-либо инфляции ? Никто не спорит с тезисом о более низкой эффективности государственных инвестиций, однако на текущем этапе развития экономики без них не обойтись - они направлены именно в те сферы, которые частному сектору, ориентированному исключительно на прибыль, никак не интересны.

Настоящий экономист, даже если он принадлежит определенной школе, в первую очередь должен следовать экономической рациональности, в которой любое экономическое течение может рассматриваться не более, как ассортимент тех или иных рецептов для достижения максимальной эффективности. Нельзя слепо следовать рекомендациям западных экономистов, зачастую они просто не понимают реалий российской экономики. Специфика экономики как науки в том, что все экономические рецепты жестко привязаны к обстоятельствам, обуславливающим необходимость их применения. Современный либерализм и монетаризм на западе явились реакцией на излишне высокую степень экспансии государства в экономику, что стало угрожать макроэкономической стабильности, привело к росту налогового бремени и начало работать против рыночной эффективности. У нас совсем не тот уровень развития и не то состояние экономики. Нам нужны другие составляющие либерализма – не отрицание необходимости государственного регулирования экономики и приверженность жесткой денежно-кредитной политике, а в первую очередь - экономическая свобода, низкие налоги, развитие предпринимательства и частной собственности для всех слоев граждан, а не только для узкого их круга.

Что необходимо делать для расширения спроса? Тут мы подходим вплотную к идее бюджета развития и эффективного использования стабилизационного фонда. Позиция министерства финансов вообще-то понятна – оно опасается инфляции. Но у нас есть еще и министерство развития, не так ли ? Деньги, имеющиеся в его бюджете, должны быть использованы на создание будущего, на создание национального богатства, создание материальных активов экономики. Нельзя сравнивать нас и Голландию – там потребность в развитии значительно меньше, и можно использовать стабфонд как своеобразный резервный счет. Для нас хранение избыточного стабилизационного фонда означает его простое «проедание» за счет глобальной инфляции – например с момента введения евро доллар был серьезно девальвирован (кстати рост цен на нефть вызван в том числе и этим фактом), его дальнейшая девальвация при текущем дефиците бюджета США также неизбежна. Какой смысл наращивать доходы от продажи сырья, если реально они все равно выводятся их экономики ? Спросите любого бизнесмена, возможно ли разбогатеть или даже сохранить богатство, размещая деньги на счетах в банках – нет, на них держатся только текущие и краткосрочные резервы, все остальное размещено в инвестициях. Рубль, вложенный сейчас в развитие промышленности, будет давать прибыль не менее 30 %, плюс создание рабочих мест при строительстве и эксплуатации. Рубль, вложенный в иностранные ценные бумаги в наших стабфондах - принесет дохода на уровне 2 -4 % (!?), а рабочих мест не создаст никогда. Мы же размещаем всю нашу прибыль в авуарах зарубежных стран, финансируя их бюджеты, на которые они (!?), а не мы (!?) будут развивать свою экономику. Далее - еще нелепее, мы кредитуем Запад, а наши крупнейшие корпорации, размещая IPO, кредитуются там же, в итоге, в том числе и нашими же ресурсами. Если подходить к вопросу с умом, можно было бы не только не размещать, но еще и занять, главное - на дело и чтобы не разворовали. Ничто не вечно над луной и рано или поздно цены на нефть (во всяком случае, на краткосрочном периоде) могут снизиться – мы же пока не обращаем эту благоприятную ситуацию на преодоление нефтяной зависимости. Государство научилось наполнять казну за счет сырьевого экспорта, теперь нужно научиться использовать эти средства на развитие страны.

Но прежде чем проводить масштабные госинвестиции, следует навести строжайший порядок в госфинансах, в системе расчетов и финансирования бюджетных программ, в противном случае инфляционная атака неизбежна. Обеспечение эффективности государственного сектора достигается путем контроля бюджета, его тщательном анализе, обсуждении в парламенте и прессе. Необходим строжайший контроль менеджмента госпредприятий, их расходов, финансовых потоков; обеспечение конкурсной системы госзаказа, лицензирования контрагентов. Если финансирование государственных программ вести профессионально, инфляции не будет. Целесообразно создать несколько банков развития, на базе их и имеющихся государственных банков следует создать систему финансирования. Полезные результаты можно получить с использованием местного самоуправления. Место государства в экономике – выстраивание эффективной, цивилизованной, социально ориентированной экономики, создание привлекательного инвестиционного климата, макро- и микроэкономических условий для развития мощного и эффективного частного сектора, свободы предпринимательства. Основное назначение рыночной экономики и государства – создание эффективного механизма использования национальных ресурсов.

В чем же причина парадоксальной нищеты значительной части наших граждан, живущих все же в богатейшей, даже несмотря на свои климатические недостатки, стране мира? Основные причины: 1) социалистическое прошлое, связанное с отсутствием личной собственности и частного сектора; 2) неразвитость потребительских секторов экономики; 3) пока явно недостаточное развитие частного сектора в течение реформ, главным образом в регионах и в промышленном производстве; 4) низкая собираемость налогов; 5) недостаточность государственного финансирования; 6) неразвитость системы банковского финансирования; 7 ) неэффективное использование ресурсов страны. Корни этой бедности кроются, прежде всего, в нашем социалистическом прошлом. В развитых странах крепостное право было отменено уже более 200 лет назад, что создало условия для весьма длительного накопления собственности и капитала рядовыми гражданами. Мы же за период с 1917 по 1991 гг. в смысле отношений собственности были отброшены более, чем на 100 лет назад, в новое «крепостное право»– все национальное богатство было национализировано, при этом многие сектора нашей экономики, связанные прежде всего с потреблением, остались на низком уровне развития (легкая промышленность, сельское хозяйство, автопром, торговля). Основная проблема нынешней стратегии экономических реформ в том, что они не могут преодолеть структурные последствия социализма. Более того, последовательно сокращая масштабы государственных расходов с 1992 г, все более обостряют их.

Если основную занятость ранее создавало государство, то теперь об этом должен позаботиться эффективный частный сектор, на формирование которого требуется значительное время. Первоначальное накопление капитала и собственности крупных субъектов экономики сейчас уже произведено, однако положение значительной массы населения оставляет желать лучшего. Чтобы добиться уровня жизни развитых стран, необходимо запастись терпением, которого нам всем очень не хватает. Россия уникальная страна – созданная усилиями наших неугомонных предков, постоянно открывающих и осваивающих новые территории, в своей экспансии достигнувших даже Аляски. Обратимся теперь к американскому опыту. В чем секрет богатства Америки? Безусловно, один них в том, что люди, приехавшие в эту страну нищими, получили абсолютно свободно и практически бесплатно в частную собственность богатую землю и обратили ее использование на свое личное и государственное благо. Богатство государства заключается не только в монстрах типа Газпрома, но в большей степени – в состоятельности ее граждан. И если у государства есть ресурсы, способные решить эту проблему - их безусловно надо использовать.

Вся жизнь в этой стране сконцентрирована в ряде крупных городов – в основном в Москве, Питере и еще нескольких. В столице сосредоточено 56 % всех банков, свыше 60 % финансовых ресурсов. Средняя заработная плата (только по официальным данным) составляет свыше 28 тыс.рублей, при этом в наиболее бедных регионах - до 5 тыс. руб. Не секрет, что основные секреты успешной жизни Москвы состоят в избыточном денежном предложении. Так больше нельзя – это полный тупик, дорога в никуда. Сядьте на автомобиль и поезжайте в сторону Ростова, Ярославля или Питера. Что вы увидите? А увидите вы две вещи, что территория наша освоена крайне слабо, а дороги наши, несмотря на их активное строительство, пока еще ужасны. Аналогичная ситуация в любом направлении. Кто-нибудь считал, сколько жизней из-за аварийности уносит именно состояние наших региональных трасс – может лучше улучшить их качество? А если заедете в деревню, то увидите, какая там бывает нередко «прекрасная» жизнь в плане быта и трудовой занятости, в основном на уровне начала 20 века. Очень точно об этом высказался архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл: "... У нас сегодня село вымирает вообще, малые города вымирают также. Но самое печальное то, что русский человек на русской земле … перестает чувствовать гордость за свою историю, перестает радоваться тому, что он здесь живет. Дать человеку возвыситься может только государственная политика…".

Что касается села: земельный вопрос как не решили до конца перед октябрьской революцией, так не решили его и во время реформ. О важности проблемы писал еще Солженицын в своей работе «Как нам обустроить Россию». Однако впоследствии Ельцин затормозил все инициативы. В настоящий момент доля земли, находящейся в частной собственности в РФ составляет около 7.6 %. Наша деревня – как тюрьма, вокруг просторы, а люди продолжают ютиться в уже ветшающих домах на крошечных участках. Не странно ли это?

Пока экономика естественным путем не может обхватить своим развитием все регионы, нужно создать условия для самостоятельной и нормальной жизни в регионах, в деревне. Провести выделение личных наделов достаточной площади, под их залог выдавать кредиты на строительство жилья, на развитие хозяйства, создать финансирующую структуру на базе микроотделений государственных банков (пример - работа лауреата Нобелевской премии мира Мухаммад Юнуса, Бангладеш, за борьбу с нищетой), использовать коллективные формы взаимопомощи при освоении земли, строительстве жилья. На самом деле, это один из самых элементарных способов вывести наше население из нищеты и создания условий для накопления капитала не только в крупных городах, но и по всей стране - размер личного благосостояния крестьянина зависит от его воли к работе, крепкости его семьи и размера площади его земельного участка.

Проведение земельной реформы, если мы хотим строить реальный, а не виртуальный капитализм является основополагающей мерой. Эти реформы были проведены в США, Японии, царской России, Южной Корее, Тайване и в прочих развитых странах. При этом основной упор следует делать на освоение нашей огромной территории, развитии дорог, регионов и села. Все развитые страны начинали свое активное развитие именно с этого – и реформы Столыпина также шли именно в этом направлении.

Как известно, в США есть так называемая американская мечта – свой личный дом, Россия как и Америка, должна стать коттеджной. Именно строительство деревянных домов, из-за их значительно меньшей стоимости способно решить программу доступного жилья. Именно возрождение деревни способно обеспечить нормальное воспроизводство населения. Наша излишняя урбанизация с малогабаритными городскими квартирами уже сама по себе программирует низкий прирост населения (не более 2 на семью). В деревне же можно строить просторные дома площадью не менее 100-120 кв.м., кроме того, если хозяйство крепкое спрос на детей всегда будет, и с новым жильем значительно легче, чем в городе. Максимальные расходы на строительство жилья для 1 млн. семей ( т.е. примерно не менее, чем на 40 млн.чел.) составят примерно около 30 млрд.долл. (исходя из 30 тыс.долл. на дом). Наш сегодняшний бюджет способен осуществить подобного рода программу, при реализации ее в течении 5 лет, в год нужно будет около 6 млрд.долл. или не более 2,3 % от бюджета (или 10 % от текущего профицита). Жилье можно строить на беспроцентный кредит, при рождении детей (подписанный Президентом закон о материнском капитале – около 10 тыс.долл.), кредит полностью или частично гасится за счет бюджета.

Ю.М.Лужков написал замечательную книгу - «Сельский капитализм в России: столкновение с будущим». В его работе очень четко описано - если дать толчок к развитию регионов, деревни, экономика получит колоссальный спрос на все – на строительство жилья, дорог, коммуникаций и т.д., возрастет занятость, подтянется национальная промышленность. Безусловно, при этом бюджет страны и ее ВВП выйдет на качественно новый уровень. И такая ситуация уже наблюдалась в ходе аграрной реформы Столыпина. Что может быть проще – или мы как всегда боимся инфляции? Вспомним опыт реформ Рузвельта, который для борьбы с последствиями Великой депрессии увеличил объем государственных расходов, в т.ч. организовав в США общественные работы по строительству дорог, коммуникаций, озеленению и пр.

При дальнейшем увеличении доходов населения внутренний рынок имеет огромные возможности и его потенциал окажется намного больше, чем рынков внешних. Именно освоение этого огромного рынка даст толчок к развитию не только российской, но и для всей мировой экономики в целом.

Недавно по телевидению показали репортаж из Нижнего Новгорода (область) о том, что деревни пустуют, и местные власти готовы принять крестьян из Китая (?!). Безусловно, более эффективный способ решения проблемы возможен за счет миграции русского населения из стран СНГ, например из Прибалтики. Целесообразно стимулировать возращение русской диаспоры из развитых стран. Следует также оказывать поддержку семьям и молодым специалистам, решившим связать свою жизнь с селом и уехать из города. В свое время делался упор на урбанизации, в результате наблюдался отток населения из сельской местности в город. Возможно, со временем тенденция может измениться. Конечно, сельский труд очень тяжел, но имеется и положительные стороны – практически неограниченная свобода. Поздняя отмена крепостного права, а затем и коммунистический строй негативно сказался на предприимчивости граждан и умении работать на себя, в т.ч. и на земле, однако русские люди очень трудолюбивы, и если они обретут землю, мы будем работать не хуже европейцев, японцев и китайцев.

Главные проблемы нашей экономики в том, что основная масса ресурсов (в т.ч земля) находятся в собственности государства, а финансовые ресурсы, необходимые для развития бизнеса, да и просто личных хозяйств граждан для большинства населения, особенно в регионах, недоступны. При этом на многих рынках складывается монопольная система, способствующая росту издержек и дефициту.

Экономика в значительной степени монополизирована. Одна из особенностей нашей экономики в том, что большинство ее субъектов пытаются «выжать» из своего положения на рынке максимально возможную прибыль. Результат – запредельные цены на жилье, недвижимость, бензин, ресурсы, и многие другие товары; – рост издержек, инфляционное давление, снижение возможностей экономического роста. Например, значительно более качественный бензин в США стоит дешевле, при этом его стоимость эластична по отношению к ценам на нефть. Мы страна - производитель, мировая цена падает, а цены на бензин зависли на старых отметках. Цена на недвижимость в Москве, Питере уже превышает ее стоимость в значительно более богатых странах. Перспектива – монопольный рост тарифов на услуги ЖКХ. Нашему рынку острейшим образом не хватает конкурентности. Непростые условия при вхождении на рынок (высокий барьер) сохраняет низкий уровень конкуренции, что препятствует нормальному развитию многих рынков для удовлетворения потребностей субъектов с минимальными издержками. Напротив, если вспомнить опыт тех же США, то Ф.Рузвельт предпринял максимальные меры для борьбы с монополизацией экономики и развития мелкого и среднего бизнеса, доступности жилья и пр.

Российская экономика состоит в значительной части из крупных предприятий, играющих в ней огромную роль, и в будущем число таких предприятий будет только расти. В то же время, не менее важно создать значительный сектор среднего и мелкого предпринимательства, что будет способствовать росту доходов населения, повышению занятости, снижению социальной напряженности, формированию опоры власти - среднего класса. Именно мелкий бизнес наиболее эффективно снимает проблему занятости населения в условиях рынка. В развитых странах доля малых предприятий в ВВП составляет - 50-60%, а у нас – чуть более 12 %. Необходимо сделать все возможное для развития частного, особенно мелкого предпринимательства – путем создания школ предпринимателей, консалтинговых центров, систем финансирования. В этом смысле особенно интересным является опыт Китая.

Россия является одним из лидеров по оттоку капитала среди развивающихся стран – при всей ее инвестиционной привлекательности, о которой говорят иностранные инвесторы, общая сумма российских активов за рубежом составляет около 220 млрд.долл, что в немалой степени характеризует ее инвестиционный климат - ведь эти деньги могли бы работать в России. Как известно, мировой капитал стремиться туда, где выше его отдача, т.е. ниже риски, издержки, налоги. Так называемая «невидимая рука» рынка может эффективно работать только в том случае, если государство создаст для этого необходимые институциональные условия. Каковы факторы успешного развития предпринимательства, или так называемого инвестиционного климата? Это собственность, ее правовая защита, доступность кредита, низкие процентные ставки, низкие налоги. Поговорим о налогах - их надо снижать. Для того чтобы: 1) повысить их собираемость; 2) сделать экономику более прозрачной и легальной; 3) стимулировать экономический рост; 4) увеличить приток капитала; 5) повысить конкурентоспособность наших товаров.

Давно известно, что по мере роста налогового бремени наблюдается падение собираемости налогов (кривые Лафера), уход бизнеса в “теневую” экономику. Наша экономика раздвоена, и все прекрасно это понимают – есть официальная заработная плата и неофициальная, есть управленческая прибыль и балансовая, есть рыночная стоимость недвижимости и есть балансовая; наконец, есть схемы оптимизации налогообложения. Размеры этой раздвоенности уже давно и явно играют против интересов государства - по данным социальных опросов около 70 % предпринимателей пользуются оптимизационными схемами. Представляется, что введенный в 1992 г. НДС в размере 28 % поставил экономику в состояние шока и обусловил широчайшее распространение теневых операций. Для сравнения в США и Канаде НДС нет, на момент введения НДС в РФ его величина составляла - в Японии (VAT) – 3 %; в ФРГ - основная ставка – 14 %, льготная – 7 %. Особенно тяжело высокий НДС работает против производства, где есть достаточно длительный цикл. Вы еще ничего не производите, но покупаете здание, строите завод, но уже приходится платить. На рынке существует значительная конкуренция, и выигрывают товары, имеющие меньшие издержки. Результаты налицо – ощутимого промышленного роста мы так и не достигли. Зачем резать курицу, которая несет золотые яйца ? Следует сначала создать нормальные налоговые условия для развития промышленности, а затем пользоваться плодами ее развития - созданием рабочих мест и масштабными поступлениями в бюджет. Несомненная заслуга государства в том, что для мелкого и среднего бизнеса ввели упрощенную систему налогообложения фактически с льготными ставками (6% от дохода или 15 % от прибыли). Однако, НДС по-прежнему высок – 18 %. С целью развития экономики уровень налогов следует сделать минимальным, ведя при этом жесткую борьбу с любыми схемами по их оптимизации. Следует постепенно снизить НДС до уровня около 7-10 %, а налог на прибыль до 15 %. Аналогичная стратегия должна быть при «обелении» зарплат, ЕСН следует снизить до уровня около 15 %. При этом налоговое законодательство должно быть простым, а главное стабильным.

А чего стоят наши бесконечные согласования, административные барьеры ? На самом деле, чтобы добиться притока капитала в страну и активизации промышленного производства, нужно совсем немного – свободный рынок земли, низкие налоги, низкие административные барьеры.

Следует отметить, что финансовая система РФ в значительной мере отстает от параметров развитых стран. Банковская система имеет сравнительно небольшой размер - отношение Активы/ВВП – 45% ( развитые страны – 100-300 %); доля кредитов в совокупных инвестициях предприятий около - 6.5 % (в развитых странах – около 50 %). Значительная часть банков мелкие. Одна из основных проблем - низкая доступность кредита. В частности, для физических лиц это обусловлено 1) низкими доходами «бедной части» населения, 2) наличием теневых зарплат; для юридических лиц: 1) непрозрачностью бизнеса; 2) недостаточностью залога; 3) высокими кредитными ставки (вызванные высокой инфляцией). И наконец один из важнейших факторов – неразвитая сеть банковских отделений, удовлетворительная только для Москвы и ряда крупных городов. Если плотность банковских учреждений (включая филиалы) по отношению к численности населения для развитых стран составляет: 1 банк (филиал) на 2-5 тыс. человек, то в РФ около 1 на 31 тыс.(!) человек. Нет кредита – нет развития – круг замкнулся. Коммерческие банки не могут пойти в нищие регионы – необходимо создание региональной системы финансирования на базе государственных банков. Каким должен быть темп роста российской экономики? Не меньше, чем в России в начале 20 века и Китае в 90-е годы – т.е. однозначно не менее 10%. Те 5-7 % в год, которые мы имеем в условиях полнейшей неосвоенности нашей территории, тотального дефицита жилья, отсутствия хороших дорог, инфраструктуры, неразвитости производства, объективно явно недостаточны.

Нашу страну уважают, но пока не более чем, как сырьевой придаток европейской экономики – и в этом смысле мы всех очень устраиваем. О чем в основном разговаривает Президент во время своих поездок за границу – о сырьевых проектах - развитии систем газо- и нефтепроводов, разработке новых месторождений. Наконец-то, мы добились перепроизводства в некоторых областях. Что касается «книгопечатания», то этого у нас в избытке. То же самое наблюдается на эстраде – певцов хоть отбавляй. Некоторые даже попали в мировые чаты. Но почему мы не производим лучшие в мире автомобили и самолеты, корабли, станки, сельхозтехнику? И это страна, являющая одним из лидеров космических технологий, а также рынка вооружений?

В истории экономики было полно интересных примеров, о которых наша периодическая экономическая пресса могла, вообще-то, писать чаще, не так ли? Например, как делали реформы в Японии, Франции, Германии (после 2 мировой войны), Ю.Корее и т.д. Средства массовой информации – пресса, телевидение должны создать атмосферу открытости, творческого обсуждения проблем реформирования российской экономики. Это позволит, во-первых - находить более эффективные рецепты и доводить их до власти, во–вторых – найти новые национальные кадры, в-третьих – всеми возможными силами мобилизовать население и ее наиболее творческую часть на созидательную деятельность по развитию государства, в-четвертых – будет способствовать взаимопониманию народа и власти.

Развитие реальной системы местного самоуправления – это единственное, что способно создать реальный механизм управления нашей огромной страной, приблизить решение наших наболевших проблем именно снизу. Если государство не сможет построить эффективную социально ориентированную экономику и обеспечить полную поддержку власти со стороны подавляющего большинства населения, оно рано или поздно может столкнуться с внутренними или внешними угрозами. Наша история показывает, что преобразования в России почти всегда были ответом на исторический вызов - это и реформы Петра, призванные ликвидировать военную и экономическую слабость России; затем и Александра II, отменившего крепостное право, потом Столыпинские реформы, проведенные после войны с Японией, Сталинская перестройка промышленности по время Великой Отечественной Войны, далее - те же Горбачевские и наконец Ельцинские реформы. Существует значительна технологическая проблема с обновлением устаревших основных фондов предприятий, коммуникаций, нефтепроводов, линий электропередач, систем обороны. На все это нужны колоссальные средства. Международная ситуация сегодня также явно не простая – военная мощь США демонстрирует тотальное доминирование во всем мире, НАТО все ближе к нам, мы граничим с экономически уже более развитым и явно перенаселенным Китаем. В настоящий момент вызовов внутренних и внешних более, чем достаточно, и это надо четко понимать.

Важнейшая задача, в решении которой необходимо добиться прогресса в ближайшее время – обеспечение ощутимого роста благосостояния широчайших слоев населения за счет более эффективного использования экономического потенциала страны. Основа гражданского мира в настоящем – наличие национальной идеи о реализации этих ценностей в относительно недалеком будущем. Такая идея должна объединять и консолидировать общество, пользоваться доверием подавляющего большинства - как элиты, так и простых слоев населения, способствовать общественному миру и пониманию тех процессов, которые происходят в стране. Возможно, в СССР не было такого потребительского изобилия, как у нас сейчас, но нас всех объединяла гордость за то, что мы живем в великой стране. Поиски идеи были обозначены еще при Ельцине. Путин как-то сказал, что наша национальная идея – эффективность во всем. С этим не поспоришь. Тем не менее, ее можно наполнить более конкретным и всем понятным содержанием – каждый человек хочет гордиться своей страной. На этом фоне личное счастье каждого человека, его желание реализовать себя - получить образование, найти достойную работу, построить свой дом, создать семью, воспитать детей, быть спокойным за их будущее; а также - красота городов, памятников, парков, освоение космоса, честь и мощь армии, авиации, флота, достижения в спорте - основываются в том числе и на экономическом фундаменте. И видимо, тут ничего нового не придумаешь.

Национальная идея – это патриотизм - гордость россиян за свое крупнейшее в мире государство, его историю, культуру. Кроме того, это экономический базис патриотизма - эффективная экономика, высокий уровень жизни, развитое промышленное производство, активное развитие регионов, процветающая деревня, профессиональная армия. Национальная идея – это справедливость и нравственность. И наконец - это восстановление наших лидирующих позиций в мире. Выражаясь словами П.А.Столыпина «Нам нужна Великая Россия». Потенциал нашей экономики, одной из богатейших в мире по запасам сырья, природных и людских ресурсов, колоссален. В будущем Россия обязательно станет одним из мировых лидеров, играющего роль крупнейшего экономического, финансового, промышленного и культурного центра. За много лет точно предсказывая и образно описывая события революции 1917 г. , Преподобный Серафим Саровский предрёк: "… Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе". К концепции национальной идеи примыкает также проблема создания государственной и экономической идеологии, концепции реформ и стратегических целей государства на уровне долгосрочного планирования. Длительное время эти ниши не заполняются. Ярким и удачным примером таких программ являлись стратегические планы Японии, Южной Кореи, Германии, а теперь и Китая в процессе перестройки и экспансии их экономик.

Почему в одних странах реформы эффективны, а в других нет? В чем секрет успешных реформ – это прежде всего – конкретные цели, точность в выборе стратегий реализации, национальная и социальная ориентация. Интересный пример приводит профессор А.С.Селищев о том, как начиналась промышленная экспансия азиатского тигра, страны, которая увеличила свой ВВП между 1963 и 1974 года втрое (т.е.10 % в год) - автор этого чуда Президент Пак Чжон Ли. «Придя к власти, Пак вызвал на ковер всех ведущих бизнесменов страны… и начал постановку … задачи. В качестве таковой объявлялось создание высокоэффективной экономики, способной конкурировать с Японией и прочими экономическими монстрами… Цой, ты каким бизнесом занимаешься? – Производство риса и игорный бизнес. – Будешь строить суда! Надо утереть нос британцам и норвежцам! - Но я не могу! … - Я тебе помогу. Государство тебе поможет. Будет трудно поначалу. Но мы победим. Главное – помоги стать Корее могущественной державой, и мы тебя озолотим. Откажешься – обижусь. Понял?! … Ким будет производить телевизоры и магнитофоны… Чо – автомобили… ». У нас полно бизнесменов, богатых уже и по мировым меркам, неужели никому их них не интересно вложить часть свого капитала на серьезные достижения, например на развитие отраслей национальной промышленности? Видимо есть разница между людьми, получивших в результате приватизации с неба собственности на сотни миллионов долларов и заработавших на этом, и капиталистов, создававших свое состояние часто с более низких позиций в результате длительного творческого пути, направленного на удовлетворение потребностей рынка. Менталитет должен созреть, на это нужно время. Или все таки главную роль здесь играют инвестиционные факторы?

Необходимы государственные программы восстановления наиболее проблемных отраслей – машиностроения, станкостроения, нужен импорт западных технологий и оборудования. Нужна разработка своих технологий за счет активного развития науки. Нужны стратегические программы развития тех отраслей, где с точки зрения международного разделения труда мы могли мы лидировать. К сожалению, наши рыночные силы в том виде, как они есть сейчас, решить эту проблему без явной или неявной поддержки государства никак не способны.

Что должны делать губернаторы и главы районов? Они должны иметь планы по развитию своих регионов, под эти планы они должны постоянно привлекать частных инвесторов, а также делать все для привлечения государственных инвестиций. Иметь главу региона, который бы сидел в кресле и «решал вопросы» - сейчас для государства непозволительная роскошь. Чтобы создать механизмы заинтересованности чиновников, можно ввести неограниченное премирование (в %) за развитие экономики. Пусть приносят реальную пользу, зарабатывают много и легально. Нужно сделать все возможное, чтобы в государственные органы пришли специалисты, имеющие реальный успешный экономический опыт. Правительство, помимо исполнения бюджета, должно ставить и решать стратегические задачи развития. Необходимо восстановить систему срочного государственного планирования (от 3 до 5 лет) – как в масштабах всей страны, так и на региональном уровне с четкими планами по росту экономических показателей. «Национальные проекты» должны превратиться в конкретные задачи с реальными численным содержанием. Сейчас по таким планам работают все корпорации и банки, почему этого нет в государстве и его субъектах? В 20 веке Россия стала образованной, читающей страной, она стала технической державой. До перестройки и сейчас наши ученые во многих областях на мировом уровне. Нельзя позволить разрушить нашу научную школу, ибо это наше национальное богатство. Особенно актуально развитие системы образования, увеличение государственных и стимулирование частных расходов на науку. Это наш капитал и наше будущее.

Откуда можно взять ресурсы на развитие: частичное использование стабилизационного фонда, повышение эффективности сбора налогов при снижении налогового бремени, внутренние займы. В проекте на 2007 год доходы бюджета составляют 6 трлн 965,3 млрд рублей, расходы - 5 трлн 463,5 млрд рублей, профицит - 1 трлн 501,8 млрд рублей. Таким образом, профицит бюджета составляет 21,56 % (!) от доходной части. Нетрудно понять, что в таком виде и объеме стабилизационной фонд стабилизирует только неразвитость нашей экономики. При этом уровень инвестиционных расходов сравнительно невысок: на национальные проекты – 231 млрд.руб, инвестиционный фонд – 110 млрд.руб, строительство дорог – 85 млрд.руб. - или 3, 32 %; 1,58% ; 1,22 % от доходной части соответственно. По всей видимости, объем этих трех статей без особого ущерба можно было бы значительно увеличить.

Современная рыночная экономика является сложной, многоукладной системой, реализующей основные достижения мировой экономической науки. Имеют место и рыночная эффективность, либеральная идея, государственное регулирование, госзаказ, важнейшую роль занимают социальные и нравственные ценности. Экономический опыт показал, что достижение социальных целей левых, в основном реализованных в наиболее развитых странах, возможно только на базе мощной рыночной системы. В то же время не может быть настоящего либерала, не ратующего за сильное государство. Если на рынке нет порядка, либерализм, понимаемый в том числе и как свобода предпринимательства, не возможен.

Необходимо правильно понимать роль государства, рынка, верно их разграничивать, творчески применять достижения мировой науки, богатый опыт экономических реформ, не забывая при этом и о своей истории. Центральное место должна занять экономическая рациональность, в которой найдут применение все позитивные идеи. Но основное, следует понять, какую экономику мы хотим строить. В эффективной экономике проигравших нет.

15.01.2007

(первоначальный вариант 23.11.06 - http://www.rustrana.ru/article.php?nid=29652)


19.01.07, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>