Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
?????? ???????. «??????? ???????????» ? ?? ???????????

ОБ АВТОРЕ. Не столь давно из жизни ушел видный ученый Леонид Александрович Шелепин - профессор, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Физического института им. П.Н.Лебедева РАН (ФИАН).

Л.А.Шелепин - специалист в области теоретической физики (математическая физика, физическая кинетика, физика лазеров, физика атмосферы, молекулярная спектроскопия, физика твердого тела, синергетика), автор более 350 научных работ, 10 изобретений, 8 книг. В 90-е годы, наряду с проблемами теоретической физики, Л.А.Шелепин занимался применениями методов точных наук в общественных науках, в частности в экономике, философии, прогнозировании, а также проблемами общественного развития.

Широкой научной общественности Л.А. Шелепин стал известен как организатор знаменитого Методологического семинара ФИАН, на котором обсудались важнейшие общенаучные и глобальные общественные проблемы.

Кроме того, с конца 1987 г. Л.А.Шелепин принял деятельное участие в организации экологического движения в Москве с целью сохранения зеленых насаждений города от планируемых вырубок, Он состоял в руководстве обществами защиты Битцевского лесопарка и Тимирязевского леса, Московской экологической федерации (МЭФ), а также в Совете Московского общества испытателей природы (МОИП).

Ниже мы публикуем малоизвестную статью Леонида Александровича, посвященную нынешним реформам образования. Работа датируется 2001 г., но основные ее положения, помещенные в выпуске № 5 материалов методсеминара ФИАНа, звучат попрежнему актуально. РЕДСОВЕТ.

_______________________________________________________________________________

Достижения науки и образования на всех уровнях в нашей стране общеизвестны. В 50-е годы наше школьное образование считалось лучшим в мире. Многое из нашей системы школьного образования заимствовала Япония, добившаяся в дальнейшем больших успехов в экономике и новых технологиях. Была создана уникальная система высшего образования. Выпускник МГУ был выше по качеству подготовки, чем его сверстники за границей. Знания, занятия наукой считались престижным полем деятельности. Высокий уровень образовательной подготовки носил массовый характер. Россия северная страна, для развития ее экономики требуются огромные дополнительные затраты /I/. Но сила России заключалась в квалификации людей, в создании новых технологий, в опережающем образовании, в ее интеллекте.

В 90-е годы началось постепенное расхищение самого большого богатства нашего времени — интеллекта страны. Набирал темпы процесс уничтожения фундаментальной и прикладной науки. В России осуществлялся фактически принудительный выезд на Запад десятков тысяч людей, обладающих высочайшей, а иногда уникальной квалификацией. По числу уничтоженных научных направлений, научных школ, количества ученых мирового масштаба, вынужденных бросить науку, наше время не имеет себе равных в мировой истории. Непрерывно сокращались ничтожные ассигнования на науку. В результате практически прекратились экспериментальные работы. Зарплата профессоров с мировым именем и уникальными знаниями существенно ниже средней официальной зарплаты по стране. Человек, работающий в науке, в принципе, не может прокормить семью. Более 70% научных работников подрабатывают на стороне, что резко снижает их отдачу. Поскольку в науке остаются в основном люди старше 50 лет, то уже через десятилетие может начаться ее коллапс. Как отметил в своей статье /I/ академик В.Н. Страхов:

«Вот три самых ярких показателя. Раньше у нас средний возраст научного работника составлял 48 лет, сейчас — 57. для докторов наук он еще выше — 63 года, расходы на научное оборудование в сопоставимых ценах снизились со 150 млн. рублей до 1 млн. в год».

Сейчас центр действий «реформаторов» в области уничтожения интеллекта страны переносится на систему образования. В связи с планируемой реформой образования, большое внимание привлекли публикации /3,4,5/ в Независимой газете от 24.01.01.

В статье И.Ф. Шарыгина /3/ обсуждается аргументация намечаемых реформ:

«Утверждение, что система российского образования, как и все прочее, оставшееся от советской власти, нуждается в серьезном реформировании, объявляется сегодня аксиомой, а аксиомы, как известно, не доказываются. Вот наши руководители и их советники и не утруждают себя доказательствами. «Вы, конечно, понимаете, что наше среднее и иное образование необходимо реформировать», — говорят нам. И мы смущенно бормочем: «Да, конечно, понимаем, но...»

А вот я не понимаю, зачем надо реформировать школьное образование в России, и, в частности, его математическую часть. Более того, процессы, происходящие сегодня в школьном образовании, — это вовсе не реформы, а разрушение. Что же касается конкретно школьного математического образования России, то здесь можно сказать, что происходит разрушение одного из значимых научно-культурных достижений человечества 20-го столетия. И этот процесс может иметь самые печальные последствия для земной цивилизации. И если что и нужно сегодня образованию, так это несколько лет стабильности — стабильности учебных программ планов и учебников. Стабильного, а попросту, соответствующего закону финансирования, и достойного вознаграждения за труд учителя. И никаких радикальных реформ. Но реформы уже запущены».

Следует заметить, что, а принципе, реформы нужны, поскольку мир меняется. Однако образование по своей природе относительно консервативно. Необходима преемственность, и обновление не должно превышать определенных процентов.

Ректор МГУ академик В.А. Садовничий в интервью /4/ говорит об уникальной системе российского образования:

«Наше преимущество в том, что мы рано и мощно используем принцип фундаментальной подготовки. Это оказалось возможным отчасти потому, что выпускник школы, который к нам приходит, по уровню подготовки выше, чем его ровесник за рубежом. В средних школах Западной Европы и США практически отсутствует обучение в области естественных наук. Поэтому в университетах приходится начинать с нуля. Так и получается, что за время учебы по программе бакалавриата (это первые четыре года обучения) студенты успевают освоить только курсы общей физики и высшей математики, с чем наши студенты успевают ознакомиться еще на первых двух курсах.

После бакалавриата учиться в странах Западной Европы и США продолжают лишь немногие. Несколько лет назад нобелевский лауреат Чжэньнин Янг говорил мне, что в лучших университетах Америки преподаватели математики — из Московского университета, а студенты —китайцы...

Во многом это зависит от материального фактора. У американцев человек, закончивший бакалавриат, уже успешно может работать в бизнесе. Тот, кто идет дальше в магистратуру, руководствуется уже другими нематериальными принципами. А то, что наши преподаватели постоянно получают приглашения подработать в Америке, говорит о том, что наша высшая школа не так плоха, как ее пытаются представить в последнее время многие, даже известные политики».

О международной значимости российской системы образования пишет в своей статье /5/ один из крупных математиков современности академик В.И. Арнольд: «Осенью 2000 года в Москву приезжали представители фирмы «Боинг» из Сиэтла. Они рассказали мне, что не могли бы поддерживать традиционно высокий технический уровень своих разработок, если бы не использовали труд лучше американцев подготовленных иностранцев — японцев, китайцев и русских, которых в школах еще до сих пор продолжают учить как основам фундаментальных наук, так и умению думать и решать нетривиальные задачи. Но они опасаются, что американизация обучения вскоре ликвидирует и этот источник кадров, и хотели бы сохранить в России школьное образование».

Таким образом, мы видим, что основной аргумент реформаторов — сделать так, как в «цивилизованных странах» полностью несостоятелен. Тогда во имя чего это делается?

В статье И.Ф. Шарыгина /3/ отмечаются три качественных момента:

«Идейные сторонники реформ в образовании главной своей целью ставят изменение менталитета русского народа. Такие заявления я сам читал в газетах. Это геноцид в чистом виде. Здесь следует заметить, что у любой системы есть характеристики, которые в принципе не подлежат изменению, и любая попытка их изменить может принести к уничтожению самой системы. При этом сами эти характеристики могут быть не так уж и значимы. Простейший пример: нельзя России перейти на левостороннее движение, не уничтожив наш автопарк и не потеряв много жизней».

«Второе предположение. Рыночники и прагматики видят в образовании огромный лакомый кусок: тут и движимость и недвижимость, земля и недра, люди и интеллект, неограниченные возможности для «пиара» любого цвета. И этот кусок остается неприватизированным или почти неприватизированным. Чем, рискуя жизнью, заниматься переделом собственности, лучше осваивать новые «плодородные земли». А для начала заявишь, что эти земли истощены, обесценены, и их надо перепахать. Старая схема — сначала обанкротить, а затем приватизировать — может сработать еще раз».

«Существует также версия, разделяемая многими компетентными людьми, что определенные круги на Западе, победившие в холодной войне, чтобы сделать эту победу окончательной, ставят сегодня в качестве основной стратегической задачи разрушение системы образования России, Что касается конкретно России, то полезно лишить ее такого важнейшего стратегического ресурса, как образование. Российское образование до сих пор востребовано на внешнем рынке. Образованная Россия с ее неисчерпаемыми природными ресурсами — соперник не просто опасный, но непобедимый».

Сегодня в СМИ дело представляется таким образом, что все люди в нашей стране делятся на тех, кто за реформы и те, кто против реформ. Но, прежде всего, надо разобраться за какие реформы вообще надо выступать. Рассмотрим процессы, связанные с эволюцией школьного образования в 90-е годы, с непрерывным снижением его качества.

В 1992 г. был принят Федеральный закон «Об образовании». В соответствии с этим законом обязательное общее среднее образование заменялось девятилетним, а до этого было обязательное одиннадцатилетнее общее среднее образование. Такой, казалось бы, незаметный шаг отбрасывает нас назад примерно лет на 40. Кроме того, в начальной школе разрешили обучать детей и четыре и три года. В существующей системе образования: 4 года — начальная школа, 5 лет — основная (9-летняя школа) и потом еще два года старшая школа. Таким образом, вначале 2 года старшей школы отбросили, а потом еще разрешили 3-летнюю начальную школу. И считается большой инновацией, когда 4-летнюю программу проходят за три года. В полной мере результаты внедрения системы образования, в которой, вместо обязательной одиннадцатилетки, дается восьмилетнее образование, скажутся лет через 10-15.

В России различными международными фондами поддерживаются идеи, противоречащие здравому смыслу. Отметим проекты, разрушающие целостность образования, под лозунгами дать свободу каждому ребенку, каждой школе. В результате ребенок теряет возможность хотя бы в пределах основной школы, 9-летнего образования перейти из одного образовательного учреждения в другое. Платятся огромные деньги, для того чтобы эти проекты запустить, расширить и расшатать систему образования у нас. Этим, например, характеризуются действия Дж. Сороса. С одной стороны, казалось бы, что нам помогают, но субсидируют только такие проекты. Займы МВФ тратятся под его диктовку. На что? Приведем конкретный пример. Российская Академия образования (РАО) каждый раз участвует в создании учебников для школы и подает их на конкурс. Что получается? Имеются учебники физики 7, 8, 9 классов. На конкурсе по 7 классу побеждает один авторский коллектив, на следующий год объявляется конкурс по 8 классу, побеждает другой коллектив, потом третий год — третий коллектив. Организуется хаос. Достаточно сказать, что в 7-8 классах победил два года назад традиционный курс Хижняковой. В следующем году победил курс под редакцией Разумовского В.Г. Возникает резонный вопрос: насколько они друг другу подходят? Организаторы конкурсов говорят, что этот комплект мы предлагаем для эксперимента. Но фактически под ухудшение системы образования выделяется миллиардный заем. И мы должны с процентами все это вернуть. Они сделали «услугу», «помогли». Вроде бы организация получает грант, и этот грант будет выполнен, но итог для системы образования оказывается весьма печальным. Возникает исторический парадокс — страна берет в долг и платит за разрушение своего образовательного и интеллектуального потенциала.

Длительное время школа исходила из принципа фундаментальности естественнонаучного образования. В соответствии с этим принципом, например, предмет — физика это не только физика. Это и астрономия и технические приложения к физике, это и экология и ОБЖ, это все, что близко к физике, как основе, как основному вектору. Сюда относятся и воспитательные аспекты.

Нападение на этот принцип развернулось под лозунгом, что любой предмет представляет собой скол высшей школы. Играя на этом, «реформаторы» выдвинули идею, что фундаментальность в образовании не есть принцип. Нам не нужно фундаментальное образование, нам надо разностороннее образование личности и ее развитие. А разносторонность трактуется таким, образом, что физику или любой другой предмет следует представить в виде неких модулей, из которых ученик набирает, какие хочет. И получается, что вместо некой фундаментальной науки ребенок получает очень «разностороннее» образование, а, в сущности, это просто размывание фундаментальных предметов и все происходит под эгидой инновации. В школах, в органах управления образованием насаждается идея, что если нет инновационного движения, то это плохо.

В настоящее время можно говорить об ускорении процесса сознательного ухудшения качества образования. Развертывается подготовка реформы образования, которая должна привести к необратимой его деградации. В документе /6/, который часто называют доктриной Грефа, основные задачи этой реформы сформулированы следующим образом:

«Поддержка вхождения новых поколений в глобализованный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должна занимать центральное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное обучение».

Разработан и план конкретных мероприятий: 12-летнее обучение, введение единого экзамена, всеобщее тестирование, замена учебного заведения учебной организацией, постепенная ликвидация бесплатного обучения.

Все эти задачи и планы «реформ» вряд ли нуждались бы в особых комментариях, если бы не массированная обработка населения с помощью СМИ, которые идут на прямую подмену понятий. Ведь фактическая цель реформ — уничтожение интеллекта страны. Под флагом гуманизации фундаментальность образования заменяется нагрузкой паразитическими предметами. На первый план выдвигаются не интересы России, а интересы глобального мира, не знания, а понимание приказов цивилизованных людей, которые должны отдаваться на английском языке. Действия в области «образования», направленные на изменение менталитета, влекут за собой изменение целеполагания молодежи, с которым связан рост потребления наркотиков и увеличение преступности. Вводя под флагом борьбы с коррупцией при поступлении в вузы единый экзамен в виде теста, руководители образования отнюдь не собираются с ней бороться. «Надо делиться», — фактически говорят они работникам вузов.

Можно отметить и другие социальные последствия действий «реформаторов». Так, сокращение в несколько раз количества часов на естественнонаучные предметы означает в перспективе лишение квалифицированных преподавательских кадров, создание нового отряда безработных и обездоленных. А ведь такие кадры создаются за многие десятилетия. Поэтому результат планируемого тотального разрушения образования окажется необратимым.

Конкретные аспекты намеченных мероприятий по проведению реформы рассмотрены в последующих статьях настоящего выпуска. Ниже кратко остановимся на финансово-имущественных аспектах «реформы». Прежде всего, речь идет о смене форм собственности. Так, в числе других предложений в проекте реформ есть одно, на первый взгляд не очень существенное: учебные заведения (учреждения) переименовать в учебные организации. Как отмечается в /4/: «На деле же это означает смену формы собственности. В системе образования начнут плодиться многочисленные акционерные общества с очень ограниченной ответственностью, а само Министерство образования превратится в очередного монстра-монополиста. Что-то вроде РАО ЕС (Российское Акционированное Образование, Единая Система), а руководящие работники министерства в одночасье станут крупными собственниками».

В своем интервью /4/ ректор МГУ академик В.А. Садовничий отмечает:

«Изменение юридического статуса университетов (вместо «государственное учреждение» — «образовательная организация») может привести к их приватизации. Организация — это учредительство. А если к числу учредителей кроме государства допустить юридические и физические лица, то откроется возможность превращения государственных вузов в частные. Это опасно в свою очередь тем, что учредители будут решать, что выгодно в данный момент университету, а что нет. Например, модно ныне быть менеджером и совсем не популярны физики, поэтому я, хозяин, и решу, что физический факультет сегодня мне можно закрыть. Но вся беда в том, что завтра я его уже не смогу открыть -- будут потеряны кадры, время, то, что называется научной школой. Таким образом, можно быстро разрушить всю систему образования»

Реформы открывают возможность приватизации образования и обогащения на детях. И здесь имеется целый ряд направлений. Как пишет И.Ф. Шарыгин /3/.

«Вот, например, интересная, но опасная тема: школьные учебники. Деньги здесь прокручиваются столь огромные, что известны случаи заказных убийств людей, связанных с изданием учебников. Да и сама возможность разрабатывать и проводить реформы образования, на что выделены и уже расходуются значительные средства, создают дополнительные условия для коррупции.

Очень любят чиновники от образования также различные частные структуры, точнее, некоторые из них. Так, например, некое ЗАО «Образование для всех», состоящее из двух маю кому известных человек, пользуется давним и открытым покровительством со стороны сразу двух крутых ведомств: Московского департамента образования и Министерства образования и регулярно получают от них весьма ответственные и выгодные заказы. В настоящий момент это ЗАО по поручению высшего руководства Министерства образования занимается разработкой нового содержания школьного образования. Надо отдать должное мастерству разработчиков этого нового содержания. Если судить по проекту, они смогли придумать такое содержание, при котором в проигрыше оказываются абсолютно все предметы».

Отметим, что введение единого вступительного экзамена в тестовой форме неизбежно приведет к значительному усилению коррупции при поступлении в высшие учебные заведения.

Но речь идет не только о том, что «реформы» открывают новый Клондайк для наживы на детях. Силы, проводящие «реформы», пользуются прямой поддержкой из-за рубежа, включая финансовую. Фактически все эти ассоциации, фонды, организации находятся на содержании у Запада и являются проводниками влияния США. Целый ряд учебников, написанных по заказу, воспитывают ненависть к прошлому нашей Родины. Определяющую роль здесь играют требования МВФ. Осуществляя «бескорыстные» ассигнования на новые учебники. Всемирный банк имеет решающее слово в определении содержания учебников для школ России. Это положение может быть проиллюстрировано на примере кредита, выделенного Всемирным банком и энергично расходуемым неким Национальным фондом по подготовке кадров. На обложке учебного пособия для 7-го класса написано: «Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования России». Так под прикрытием рекламируемой «свободы» осуществляется власть денег.

В результате резкого снижения уровня образования дети, обучающиеся в обычных школах, уже не смогут в будущем поступать в вузы. Это смогут сделать только ученики элитных заведений, имеющие возможность вносить значительную плату за образование. То есть, фактически планируется лишение права на образование низкооплачиваемой части населения (около 70 — 80 %).

Об основных тенденциях будущего России говорится в статье известного аналитика С.Е. Кургиняна /1/.

«Образовательная элита, педагогическая элита нашей страны, разрабатывает новые планы построения средней школы в России. Разрабатывает их достаточно комплексно Для примера назову только одну цифру в новых программах. Количество часов, которое ученик средней школы должен тратить на изучение, например химии, падает больше, чем в 8 раз. Фактически то же самое происходит по всем дисциплинам, которые определяют технократическую составляющую уровня образованности населения Я не говорю о том, что даже и это обучение уже развертывается отнюдь не для всех слоев населения и не во всех точках страны. И не является обязательным».

Далее Кургинян отмечает другую составную часть единого процесса невиданного расслоения общества и наступления антицивилизации в России:

«На Дальнем Востоке, рядом с Петропавловском-Камчатским, фактически образуются квазилатиноамериканские структуры по типу фавелл и бугенвилей, структуры вторичных хижин и трущоб. Они возникают за счет того, что население сначала использует зону, предназначенную для рекреации, — так называемые дачные, пригородные, приусадебные поселки. Приусадебное хозяйство становится даже не приусадебным, а основным, потому что зарплату в городе перестают платить. Затем население начинает прятаться в этих приусадебных хибарах от холода, а также при отключении городских сетей. Город — самое удобное место с точки зрения обычных биологических нужд, пока городская инфраструктура работает. Но город же — самое уязвимое место, когда она перестает функционировать».

Начало 90-х годов ознаменовалось Беловежскими соглашениями, приведшими к национальной катастрофе, 25 млн. человек оказалось за пределами Родины, за рубежом, причем значительная часть из них была лишена гражданских прав. Последствия планируемых «реформ» окажутся не менее тяжкими, чем Беловежские соглашения. С одной стороны они ведут к уничтожению интеллектуального потенциала страны, с другой — созданию непроходимой пропасти между 5-7% благополучного населения и 80-90% людей, находящихся на грани выживания. История повторяется. На рубеже 90-х годов шахтеры под действием СМИ и временных прибавок к зарплате поддержали «реформаторов». Но результатом стало закрытие многих предприятий угольной отрасли, резкое ухудшение условий труда и падение заработков. Возможно в течение небольшого срока «реформаторы» и поделятся частью доходов от легализованной коррупции, но, в конечном счете, масса учителей пополнит армию безработных и отверженных, а Россия лишится своего главного преимущества — высокого интеллектуального потенциала.

Литература.

1. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: Крымский мост, 2000.

2. Страхов В.Н. Академик Владимир Страхов. Земная тень реформ. /Интервью с В Винниковым. //Завтра 2000, №9, с. 5.

3. Шарыгин И.Ф. О реформе образования, коррупции и геометрии.// Независимая газета 24.01.01, с. 13.

4. Садовничий В.А. Аттестат зрелости для российского образования. (Интервью с Н. Савиикой). // Независимая газета 24.01.01, с. 9.

5. Арнольд В.И. Математические эпидемии XX века. //Независимая газета 24.01.01,с.12.

6. Реформа образования. 1.1. Ожидаемый вклад образования в модернизацию России. М. 2001.

7. Кургинян С.Е. Архаизация и прогресс.// Россия XXI. 2001, №1, с. 4


02.02.07, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>