Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
???????? ?????????. ????? – 2005.

«Наука ...является коллективным творчеством и не может быть ничем иным; она как монументальное сооружение, строить которое нужно на века и где каждый должен принести камень, а этот камень часто стоит ему целой жизни. Следовательно, она даёт нам чувство необходимой кооперации, солидарности наших трудов с трудами наших современников, наших предшественников и наших последователей» (Анри Пуанкаре).

НАУКА ПРЕЖДЕ

В 70-е годы по числу студентов на 10 тысяч человек населения Россия занимала второе место в мире. Сейчас по этому показателю (179 студентов) её обогнали Канада (299), Австрия (227), Бельгия (224), Финляндия (220), Испания (187) и некоторые государства Латинской Америки.

О состоянии дел в науке 80-х годов можно получить представление из справочника «Страны мира» (М/, «Политиздат», 1985):

-численность научных работников в стране -1,5 млн. человек;

-на научные исследования израсходовано 26 млрд. рублей (в пересчёте на современные цены) - 728 млрд. рублей;

-в 1984 году зарегистрировано 15 крупных научных открытий в области ядерной физики, астрофизики, физики твёрдого тела, химии, геофизики, биологии и медицины;

-в народном хозяйстве использовано более 23 тысяч изобретений, и около 4-х миллионов рационализаторских предложений;

-зарплата молодого специалиста составляла 90-120 рублей в месяц, что в пересчёте на современные цены составляет 5400-7200 рублей;

-зарплата научного работника: кандидата наук - 250-300 рублей (15000-18000 теперешних денег); доктора наук-300-400 рублей (18000-24000 рублей);

-пенсия научного работника со стажем: кандидат наук -120 рублей (7200 нынешних); доктор наук -160 рублей (9600 современных денег).

Всё это позволяет рассматривать советское время как «золотой век науки».

НАУКА ТЕПЕРЬ

- финансирование научных исследований уменьшилось в 10-15 раз (!) по сравнению с периодом «застоя», когда страна имела выдающиеся достижения в целом ряде областей науки;

-с 1996 года, когда вступил в действие Федеральный закон «О науке», на финансирование этой отрасли должно было направляться не менее 4% государственного бюджета, однако это требование НИ РАЗУ не выполнялось;

-по доле финансирования науки из государственного бюджета российская наука находится на уровне Таиланда и Румынии;

-число работников в научной сфере составляет около 470 тысяч человек; в восьмидесятых годах - в СССР было полтора миллиона научных работников;

-в советские времена по числу исследователей на душу населения Россия занимала первое место в мире, сейчас она опустилась до седьмого, нас обогнали не только США и Япония, но и Израиль;

-примерно 100 тысяч учёных выехали за рубеж, не только ослабив нашу страну, но усилив страны чужие, хотя, как утверждают демократические правители - «врагов у нас нет»; при этом немалая часть из уехавших занималась работами в области обороны страны;

-в советское время количество подаваемых заявок на изобретения было в 10-15 раз больше, чем их подавалось в 1995 году. При этом изобретатель получал премию за каждое своё изобретение, не тратя ни копейки за подачу и рассмотрение заявок;

-на Мировом рынке высоких технологий в настоящее время американцы занимают 60%, Сингапур-6%, Россия-0,5%;

-за период с 1990 года по 2003 год количество научных организаций сократилось: проектных организаций - в 7.8 раза; конструкторских бюро - в 3.6 раза; научно-технических подразделений на промышленных предприятиях- в 1.8 раза;

-в 90-е годы прекратили своё существование 800 институтов, что привело, фактически, к отмиранию понятия «отраслевая наука»;

-когда говорят, что снижение численности учёных позволит сократить малоценные исследования, то при этом намеренно забывают, что при современном состоянии науки и техники существенного прорыва в ней можно добиться только мощными, хорошо организованными коллективами; вспомним только, что космический, ракетные, атомные, авиационные, оборонные и прочие достижения были получены крупнейшими коллективами, сочетавшими в себе научные, конструкторские и производственные образования;

-роль «внутрифирменных научных, организаций» сейчас крайне мала; их удельный вес в общем количестве научных организаций страны в 2002 году составил 6.5%; в общем объёме затрат на исследования и разработки в России доля внутрифирменной науки составляет 6%;

-снизилось число высших учебных заведений, в которых ведутся научные исследования (40% от общего количества);

-в странах с развитой рыночной экономикой внутрифирменной наукой выполняется основной объём научных исследований и разработок: 65% в странах ЕС, 71%- в Японии, 75%-в США;

- у хозяев страны нет доверия к тому, что наука способна улучшить её экономику; они считают, что наука нашей рыночной экономики очень мало может дать, так как создавалась она не по рыночным критериям; у нас наука от рынка всегда была далека, но близка к государственным интересам; теперь же государственных интересов, как таковых, не существует, а есть только групповые интересы сырьевых магнатов;

-значительная часть НИИ и КБ в настоящее время не имеет собственных опытных и экспериментальных производств; те НИИ и КБ, которые в советское время имели развитую опытно- производственную базу, теперь её потеряли из-за низкой заработной платы работников;

-в составе основных фондов научных организаций доля машин и оборудования старше 11 лет составляет более 42%; почти 20% вычислительной техники научных организаций имеет возраст от 6 лет и старше;

-средний возраст докторов наук составляет 61 год, кандидатов наук-53 года;

-средняя зарплата доктора наук составляет 3500 рублей, пенсия - 2000-2500 рублей;

-при резком сокращении финансирования научных работ у институтов не хватает средств на поддержание материально-технической базы, и всё чаще экспериментальные работы заменяются численным компьютерным моделированием физических процессов;

-около трети финансовых поступлений научных организаций всех форм собственности составляют поступления от непрофильной деятельности. Это позволяет предохранить здания институтов от разрушения.

НАУКА ЗАВТРА

Руководство страны ставит перед русской наукой задачи:

-переход от так называемого базового, целевого - к конкурсному планированию и финансированию науки; это надо понимать так: фундаментальные исследования не нужны, нужны конкретные прикладные исследования, для прекращения которых так много было. сделано в наше время;

-менять экономику институтов РАН; создавать гибкие и мобильные научные коллективы, увеличивая долю фондов в финансировании исследова ний, поощряя тех, кто способен эффективно использовать ресурсы и успешно конкурировать на мировом рынке идей, высокотехнологичных товаров.

-от исследований в сфере естественных наук требуется целостная система прогнозирования кризисных явлений, в том числе природных; -стратегическая задача науки - её интеграция с высшей школой; при этом категорически забывается более чем 50-летний опыт, накопленный МФТИ и МИФИ по обучению студентов в «базовых» научно-исследовательских организациях;

-требуется реформировать, систему высшего образования, то есть, как всегда, ухудшить, приведя её к стандартам «цивилизованных» стран; это позволит развитым странам дёшево покупать молодых российских специалистов;

-предполагается «оптимизировать государственный сектор.науки», что предусматривает:

а) сокращение числа федеральных организаций науки в сочетании с их укреплением;

б) передачу «части государственных организаций из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации»; -предполагается «оптимизировать организационно-правовые формы государственных организаций науки», для чего предусматривается:

а) преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества;

б) значительное сокращение числа государственных учреждений путём их объединения, ликвидации и приватизации;

в) количество бюджетных учреждений в сфере науки должно сократиться к 2006 году примерно до 800, то есть на 40%;

-с учётом приоритетных задач социально-экономического развития федеральный сектор науки к 2008 году должен включать в себя 400-700 организаций;

-из них исследовательское «ядро» государственного сектора науки составят 100-200 научных организаций;

-предлагается провести своеобразное «разделение труда» в институтах Академии наук: одна часть занимается фундаментальными исследованиями, другая - прикладными, третья продажей этих результатов всем заинтересованным лицам; при этом не надо забывать, что «фундаментальная наука» - это наука, которую все поддерживают, но никто не хочет платить;

P.S. Фактические данные к разделам «Наука теперь» и «Наука завтра» взяты из «Официального веб-сайта Президента Российской Федерации: Речи и выступления», а также из газеты «Поиск», №38, 17 сентября, 2004.

ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЭТО "ЗАВТРА" НЕ НАСТУПИЛО?

Для этого необходимо:

-добиться изменения губительного для страны курса, превращающего её в сырьевой придаток «цивилизованных» и «развитых» стран, и вернуться к системе «народного хозяйства» в области национальных интере сов Родины;

-направить развитие русской науки в русло исследования проблем, поставленных перед нами разного рода техногенными катастрофами и необходимостью возврата страны в положение Великой Индустриальной Державы, сохраняющей духовный и культурно-образовательный потенциал нации, её физическое здоровье и устойчивое демографическое состояние;

-сформулировать и финансово обеспечить основополагающие направления развития русской науки, которыми, допустим, могут быть: а) исследования по ракетно-космическим проблемам;

б) развитие аэрогидродинамических исследований и развитие авиационного и морского транспорта;

в) исследования в области дистанционных методов диагностики поверхности Земли и Океана;

г) исследования в области ядерной техники в военной и энергетической областях;

д) развитие транспорта и связи;

е) исследования в области энергетических и ресурсных проблем стран;

ж) исследования в области экологии;

з) обеспечение страны высококвалифицированными научными и инженерными кадрами при повышении общеобразовательного уровня;

и) исследования в области различных направлений военной техники;

к) исследования в области основополагающих проблем биологии, медицины и здравоохранения;

л) исследования по сельско-хозяйственным проблемам с целью прекращения продовольственной зависимости страны от иностранных поставок;

м) исследования в области повышения технологического уровня производства;

н) в области гуманитарных наук, в частности, политологии - исследования в области защиты жизненных интересов страны;

- расходы на науку в обязательном порядке должны быть перенесены в число защищённых статей бюджета, то есть, они не должны сокращаться ни при каких условиях;

- должны быть разработаны и осуществляться специальные программы по техническому перевооружению науки;

- общий уровень расходов на науку должен ежегодно возрастать, приближаясь к уровню расходов экономически передовых стран;

- Россия должна предпринять огромные усилия для восстановления уникальных производств и поставки изготовленных образцов на рынки, с которых мы сами добровольно ушли;

-восстановить статус науки, который был высок в советское время, что было связано, в частности, с тем, что наука обслуживала оборону страны;

-восстановить статус самого учёного и обеспечить его материальное положение, подтянув его заработную плату к уровню чиновников высших разрядов;

Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев писал: «Дело развития и роста народного просвещения немыслимо без широкого развития науки вообще, а оно требует больших средств, так как учёные сами люди, которым нужны средства не только для необходимых научных пособий (библиотек, лабораторий, обсерваторий и т.п.), но и для собственной жизни, надо, чтобы они жили в достатке».

Но он также отмечал: «Могу сказать, что знал на своём веку, знаю и теперь очень много государственных русских людей и с уверенностью утверждаю, что добрая их половина в Россию не верит, Россию не любит и народ мало понимает...»

Следует добавить, что положение ещё более усугубляется, когда к. управлению страной допущены не только люди, которых нельзя заподозрить в патриотизме, но даже её не коренные жители, которые не только «в Россию не верят, Россию не любят и народ мало понимают», но Россию и разрушают.

В.И.БОЯРИНЦЕВ, Д.Ф.-М.Н.


07.06.05, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>