Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
????????? ???????. ???????? ???????? ? ??????? ??????????????

Наконец, уже с самых высоких трибун прозвучало то, что мы все давно хотели услышать - страна переходит к долгожданной политике развития. Не менее важный тезис, прозвучавший от Президента «что бы ни делало Правительство, власть вообще, все должно быть подчинено одной главной цели - повышению жизненного уровня и качества жизни граждан страны». Отметим, что правильные мысли у нас звучат очень часто, но увы, они не всегда доходят до реальных дел. Телевидение и пресса прилагают максимальные усилия, чтобы создать впечатление, что в стране все меняется к лучшему – может быть и меняется, но далеко не у всех и далеко не везде. У очень многих людей, оценивающих ситуацию, появляется впечатление, что многое из того, что мы видим – национальные проекты, статистика роста и прочее – не более чем части огромной и тщательной спланированной ПИАР-компании, направленной на создание иллюзии «всеобщего счастья». Давайте вспомним, какая блестящая предвыборная компания была у партии «Единая Россия», обеспечивавшая ей тотальное большинство в парламенте, но как резко все оборвалось после ее победы? К сожалению, есть Россия виртуальная, созданная усилиями мастеров телевидения и прессы, а есть Россия реальная с ее проблемами, болью и надеждами. Важнейшее условие дальнейшего позитивного развития реформ - переход к активной и реальной политике созидания. Родит ли наконец российская земля фигуру-созидателя, по своим масштабам подобного Рузвельту или Столыпину, или мы эту фигуру уже имеем? В любом случае ответ на это время даст только время и История.

Действительно, в ряде бюджетных отраслей была повышена заработная плата, незначительно вырос уровень пенсий, чуть выросла рождаемость. Стали ли мы при этом жить лучше – это очень сложный вопрос. Спросите об этом ваших знакомых. Действительно ли реальные доходы населения выросли на 10 %, за счет каких групп населения? Конечно, за счет легализации экономики (в том числе за счет усилий налоговых органов) происходит процесс увеличения официальной заработной платы как за счет полного перехода на «белую» заработную плату, так и за счет частичного увеличения ее «белой» части. Насколько растет при этом полная реальная заработная плата? Вероятно выросли доходы занятых в сырьевом секторе, в том числе и его топ-менеджмента. Самый важный вопрос - насколько верна существующая оценка инфляции. Что касается жилья, то темпы его роста в городах, особенно крупных, явно уменьшили покупательную способность среднего класса, не говоря о прочих менее состоятельных группах населения. Таким образом, если темпы инфляции оценены неверно, наши экономические достижения частично могут быть «бумажными» .

В январе было объявлено, что мы достигли уровня ВВП 90 года (т.е.за 15 лет реформ) – насколько это можно считать достижением ? В абсолютном значении – да, но в относительном? Напомним, что народ поддержал реформы потому, что люди хотели жить лучше и свободнее. За тот же период Китай, оставивший свою политическую систему в значительной степени неизменной, достиг значительно лучших показателей. Хотя ВВП на душу населения в Китае меньше, чем в РФ 1.63 раза (11 100 и 6 800 долл. соответственно), по абсолютной величине ВВП Китая (8 859 млрд.долл), занимающего уже 2 место в мире после США) в 5.6 раза превосходит РФ, занимающего только 9 место (1 589 млрд.долл.). За период с 1979-1999 гг. объем ВВП Китая увеличился в 5,7 раза, т.е. возрастал в среднем на 9,6% в год, в России же за тот же период наблюдался спад на 45%. Но самое важное отличие - это качество этих реформ. За несколько десятков лет Китай стал важнейшей производственной мастерской мира, его товары наводнили все страны от США до России. Несомненное достижение китайских реформ состоит также в том, что китайцы не принялись бездумно приватизировать и переводить все подряд предприятия на рыночные рельсы, а сумели сохранить основную, эффективную, часть старой, плановой экономики, разбавив ее созданием нового эффективного рыночного сектора - при этом позиции государства как регулятора остались на первом месте. За счет поступлений от реализации нефти мы имеем значительные золотовалютные резервы и профицит бюджета, однако эти деньги пока не способны изменить качество жизни большинства россиян. Их основная часть физически находится за рубежом и направлена на поддержание долларовой пирамиды США. Кроме того, Россия, как развитое, цивилизованное и индустриальное государство, никак не может позволить себе модель сырьевого существования, подобную ряду арабских стран.

Население России сокращается со устрашающей скоростью около 0.6 млн.человек в год, по прогнозам экспертов ООН к 2050 году оно составит около 113 млн. человек. Основная причина этой беды – низкий уровень жизни значительной части населения. Нет нужды объяснять, что при сохранении существующих тенденций мы можем не только потерять контроль над своей территорией, но и в долгосрочной перспективе - поставить под сомнение территориальную целостность страны как таковую.

К сожалению, имеющаяся стратегия реформ характеризуется значительным отрывом от реальных потребностей населения и самое главное крайне низким уровнем развития производства, сельского хозяйства и науки. Единственный путь выхода из создавшейся ситуации не наращивание объемов экспорта нефти и газа, которые через несколько десятков лет будут физически истощены (и что тогда ?) - и не безоглядная и стремительная интеграция России в мировой рынок в качестве сырьевого придатка. Нужна принципиально другая стратегия – основанная на создание многоукладной экономики с мощным государственным сектором, ориентированной на развитие внутреннего рынка, освоение нашей огромной территории, стимулирование наших основных производственных сил – промышленного производства, науки, техники, технологий, а также сельского хозяйства. Вторая важнейшая задача – полное подчинение всех проводимых преобразований действительно реальным мерам повышения благосостояния народа, в первую очередь – его беднейших слоев.

Конечно, разные регионы РФ развиваются по разному, например, в Ярославле сохранили старую промышленность – она работает. В Подмосковье в районе Нахабино, бурными темпами растут не только коттеджные поселки, но и производство - построены новые предприятия, закладываются еще; есть видимые точки роста в промышленной зоне Подольска. А в Москве - только бизнес центры и торговля, не совсем понятно, почему здесь не могут быть размещены высокотехнологические производства, не представляющие экологической опасности?

Всем, кто бывал в российской глубинке знакома эта картина: стоят ветшающие дома, построенные во времена СССР (а то и дореволюционные), муниципальные здания не отремонтированы, больницы запущены, дороги требуют ремонта и т.д. Естественный вопрос, который возникает у любого думающего гражданина - когда наступит переломный момент, и наши регионы получат долгожданное экономическое развитие, будут чистыми и ухоженными – все-таки на дворе уже 21 век ? И второй вопрос, а когда там будут созданы необходимые рабочие места, и люди наконец-то смогут найти свое место в экономике? Конечно, решить проблему комплексного развития нашей экономики без мощного государственного сектора и масштабных государственных инвестиций абсолютно не реально (см. http://rustrana.ru/article.php?nid=29652). Тем не менее, мне хотелось бы обратить внимание на некоторые предложения, которые хотя бы частично смогли бы облегчить положение рядового населения в российской глубинке.

Государство физически не может управлять такой огромной страной только методом административной вертикали, т.е. сверху вниз – для облегчения ситуации необходимо создавать «встречные» механизмы самоуправления. Для сокращения образовавшейся пропасти между государством и людьми следует всячески вовлекать население в реальное управление государством. Несмотря на то, что наш климат хуже, чем во многих развитых странах, все таки, мы живем далеко не в пустыне Сахара. Лесов, земли, воды - любых ресурсов, необходимых для земледелия, а также производства элементарных строительных материалов – бруса, доски, кирпича, песка – сколько угодно. Основные сельскохозяйственные культуры растут в той или иной мере на большей части нашей территории, держать скотину и птицу также можно практически везде. Наш народ терпелив, сколько незанятых рук, готовых к любому труду, только дай им эти ресурсы, организуй, чтобы все механизмы и процессы заработали - но вот именно с этим единственная беда и проблема. Государство должно и обязано решить проблему доступа всего населения к общенациональным ресурсам, которые в настоящий момент доступны только крупному частному капиталу, занимающегося их вывозом.

Представляется, что на местах есть инициативные люди, которые осознают проблемы и могли бы их решать. Традиционно на Руси существовала община, выполняющая роль коллективного органа, исполняющего эти функции. В современных условиях, помимо назначенного или избранного руководителя местной администрации, города, поселка или деревни, необходим некий коллективный орган местного самоуправления, работающий на общественных началах. Также следует решить проблему реальной (по меньшей мере ежегодной) отчетности и ответственности местной администрации перед своими избирателями. Власть должна в обязательном порядке собирать своих граждан и отчитываться перед ними, а также слушать их пожелания и наказы. Если на протяжении года местная администрация решает не общественные , а свои частные задачи, значит в нее должны прийти другие люди, не суть важно, откуда – назначенные из вышестоящих органов власти или выбранные путем голосования.

Огромное значение имеет задача обеспечения механизма эффективного встречного планирования со стороны государства. Помимо естественных ресурсов, у страны в бюджете уже есть и ресурсы финансовые – пора использовать хотя бы определенную часть Стабилизационного фонда на развитие регионов и экономики (см. http://www.za-nauku.ru/?mode=text&id=1144 ). Следует понимать, что развитие нашей экономики без воссоздания высокоэффективной плановой системы невозможно. Реальное развитие требует создание мощнейшее инфраструктуры, связанной с планированием, финансированием, делегированием и контролем исполнения принятых программ. Именно отсутствие этой структуры объясняет необычайно низкую эффективность российского государства.

Основная идея – создание на государственном уровне типового набора бизнес-планов развития региональных населенных пунктов. Скажем, для развития небольшого городка можно построить распилочную, разработать карьер, построить коровник, птицефабрику, на районном уровне построить предприятие для производства строительных материалов – кирпича, бетонных блоков и т.д. Разработать план строительства дорог и инфраструктуры. Эти меры смогут обеспечить начальный уровень занятости, повышения доходов населения, для того, чтобы в дальнейшем смогли включиться рыночные механизмы через повышение спроса. По прошествии определенного времени бюджет с лихвой вернет все вложенные средства путем частичной или полной продажи этих объектов, а также за счет существенного расширения налоговой базы – налогов на доходы предприятий и физических лиц, которые необходимо полностью отдать в распоряжение местного бюджета. Нормальная экономика должна быть многоукладной, поэтому возможны самые разнообразные варианты трансформации форм собственности построенных объектов – сохранение муниципальной (государственной формы собственности), преобразование в частную и коллективно частную (например паевую) форму. Что касается местного развития и благоустройства, то ситуацию можно значительно улучшить, решив проблему льготного доступа населения к ресурсам региона, а при необходимости – доступа требуемых ресурсов от одного региона к другому в рамках государственных программ. Наша страна поставляет за границу колоссальное количество леса, неужели нельзя выделить льготные участки леса под рубку на строительство домов и их текущий ремонт? Лет через 30 лес полностью вырастет, а дом, построенный с использованием современных технологий, простоит значительно дольше.

Строительство доступного жилья должно быть важнейшим приоритетом национального развития. Не случайно, что реформы Рузвельта уделяли столь большое внимание этой проблеме. При этом данная проблема также может развиваться в нескольких направлениях. С одной стороны путем регулирования и стимулирования частной строительной индустрии, с другой стороны – путем развития государственных программ и организации мощных государственных строительных корпораций. К сожалению, в силу разных причин, главным образом из-за отсутствия необходимого государственного регулирования, частный строительный бизнес показал свою полную несостоятельность, можно сказать «фиаско», в решении задачи обеспечения населения доступным жильем. В результате излишней монополизации строители, вместо того, чтобы предлагать рынку диверсифицированное по качеству и стоимости жилье, в зависимости от степени платежеспособности тех или иных группы населения, стали ориентироваться на самые богатые слои населения. В результате предложение нового жилья в большинстве регионов явно недостаточно, а цена на уже устаревшее жилье, построенное в основном во времена СССР, в крупных городах взлетела до заоблачных высот.

В современных условиях следует предлагать новые стандарты жизни для сельского населения. Площадь участков под новые постройки должны составлять не менее 30-50 соток. Именно строительство деревянных домов, из-за их значительно меньшей стоимости способно решить программу доступного жилья. Именно возрождение деревни способно обеспечить нормальное воспроизводство населения, что и наблюдалось в царской России в конце 19 – начале 20 века. Наша излишняя урбанизация с малогабаритными городскими квартирами уже сама по себе программирует низкий прирост населения. В деревне можно строить просторные дома площадью не менее 100-120 кв.м., кроме того, если хозяйство крепкое спрос на детей всегда будет, и с новым жильем значительно легче, чем в городе. Максимальные расходы на строительство жилья для 1 млн. семей ( т.е. примерно не менее, чем на 40 млн.чел.) составят примерно около 30 млрд.долл. (исходя из 30 тыс.долл. на дом –цена строительства в Подмосковье). При этом, если обеспечить строительство за счет материалов из льготных фондов, цена может быть значительно снижена. Наш сегодняшний бюджет способен осуществить подобного рода программу, при реализации ее в течении 5 лет, в год нужно будет около 6 млрд.долл. или не более 2,3 % от бюджета (или 10 % от текущего профицита). Жилье можно строить на беспроцентный кредит, при рождении детей (подписанный Президентом закон о материнском капитале – около 10 тыс.долл.), кредит полностью или частично гасится за счет бюджета.

И наконец последняя проблема, которая способна решить проблему самостоятельного жизнеобеспечения сельского населения – это более демократичное использование нашего необъятного земельного фонда, проведение реформ в духе Столыпина. Каждой молодой семье, проживающей в сельской местности, следует выдавать земельный надел достаточной площади. В дальнейшем эту землю можно использовать в качестве залога под любые кредиты – на развитие фермерского хозяйства, строительства жилья и пр. И здесь отличные результаты может дать местное самоуправление - путем организации коллективных форм взаимопомощи при освоении земли, строительстве жилья, ремонта дорог и т.д. На самом деле, это один из самых элементарных способов вывести наше население из нищеты и создания условий для накопления сбережений - размер личного благосостояния крестьянина зависит от его воли к работе, крепости его семьи и размера площади его земельного участка. Существует еще достаточно важный момент – развитие региональной банковской системы, способной обеспечить кредитными ресурсами местную экономику, пусть и в микро-объеме. Во- первых, здесь никак не обойтись без активного развития сети микро-отделений государственных банков, в первую очередь Cбербанка РФ, а также местных кредитных союзов, исторически характерных например, для экономики США. Следует понимать, что если плотность банковских учреждений (включая филиалы) по отношению к численности населения для развитых стран составляет: 1 банк (филиал) на 2-5 тыс. человек, то в РФ около 1 на 31 тыс.(!) человек. Нет финансирования – нет развития – круг замкнулся.

12.02.2007.


15.02.07, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>