Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
?????? ??????. ???????? ????????? ?????????? ???????????? (? ?????? IY ??????????? ???????????? ?????????).

Об авторе: Иванов А. В., доктор философских наук, профессор кафедры философии Алтайского государственного аграрного университета, г. Барнаул ________________________________________________________________________________

Прошедший в Московском государственном университете всероссийский философский форум знаменателен, на мой взгляд, одним фундаментальным результатом, ясно запечатлевшемся в его итоговой резолюции. Впервые философское сообщество России не просто почувствовало себя единой профессиональной корпорацией, выполняющей в обществе незаменимые функции сохранения и преумножения высших культурных ценностей, но осознало свою принципиальную ответственность за то, что сегодня происходит с образованием в России. И не просто осознало ответственность, но ощутило себя на последнем рубеже обороны, за которым начинается окончательный распад социальных связей в обществе и культурное одичание. Когда развалены армия, экономика, социальная сфера - это очень плохо, но в принципе поправимо, если только сохраняется высокий образовательный и общекультурный уровень населения. Но когда уничтожены наука и система образования, тогда деградация общества приобретает быстрый и необратимый характер.

На фоне этой неуклонно надвигающейся гуманитарной катастрофы, в которую еще десять лет назад никто всерьез не верил, а сегодня не видит разве что какой-нибудь глупенький и амбициозный постмодернистский мальчик, интеллектуально изломанный текстами Дерриды и Делеза , всем мало-мальски здравомыслящим людям в России стало понятно, что идейные оппозиции нашего недавнего прошлого типа «демократы-коммунисты», «западники-почвенники», «рыночники-государственники» и т.д., в сущности, лишь искусно маскировали главную дилемму нашего времени, а именно, – жесткое размежевание общества на тех, для кого нет никаких иных ценностей, кроме личного самоутверждения, обогащения и властвования, и тех, кто сознательно или бессознательно исповедует высшие и абсолютные ценности человеческого бытия:

- всестороннего духовного и профессионального совершенствования с возможностью приложить свои таланты на благо общества;

- ясного, критического и систематического мышления, без которых невозможна цельная, свободная и социально активная личность;

- бескорыстного научного познания и творчества, без которых немыслимо процветающее государство;

- качественного и доступного высшего образования, без чего не может быть никакой социальной стабильности и гражданского согласия;

- любви к национальному духовному достоянию с открытостью высоким культурным достижениям иных национальных традиций, без которых глобальное человеческое единение оборачивается лишь утонченным тоталитаризмом.

Увы, стало окончательно ясно, что во власти нынче как раз те, для кого эти ценности ничего не значат, кто смотрит на высшее образование, науку и культуру лишь сквозь призму их необременительности для бюджета, запросов сюиминутной рыночной конъюнктуры или вероятности прямого извлечения прибыли. Более того, эти властные люди просто никого не желают слушать - ни академиков, ни докторов наук, ни самих студентов, ради которых вроде бы и затевались все реформы. Они циничны и безжалостны в своем невежественном и агрессивном реформаторском зуде, и, без сомнения, пойдут до конца, если только им не поставить спокойный и твердый заслон.

Полезно вспомнить слова Э. Кассирера, писавшего в своей работе «Миф государства», что они, немецкие интеллигенты, даже и помыслить не могли в 20-ые годы ХХ века, что в их культурной и просвещенной Германии к власти могут прийти мракобесы и маргиналы типа Гитлера, а потому проявили преступное политическое безволие и бездействие. За это бездействие, как известно, пришлось заплатить исключительно дорогую цену.

Подобный исторический опыт говорит, что любые атаки на научную рациональность и самоценность образования, бездумные социальные инновации и неуважение к собственным культурным традициям чреваты возрождением самой темной архаики и тоталитаризма, в какую бы на самом деле демократическую и прогрессистскую словесную мишуру это все ни рядилось. Смею заявить, что никогда еще в истории России такого неуважения к науке и высшей школе не было. Политические репрессии и люстрации, идеологические гонения и закрытия кафедр были и этому, естественно, нет никакого исторического оправдания, но сворачивания государственного финансирования высшего образования в целом , разрушения научных школ и кафедральной системы подготовки специалистов высшей квалификации, превращения системы вузов страны в сеть плохих профессиональных училищ, в затюканный придаток рыночных отношений - такого Россия еще не знала. Думаю, что если бы то, что происходит с высшей школой сейчас, созерцали наши выдающиеся мыслители прошлого, то на почве защиты высших культурных ценностей и одного из важнейших государствообразующих институтов страны безусловно примирились бы и заняли место в едином боевом строю такие ярые оппоненты как западник П.Я. Чаадаев и славянофил А.С. Хомяков, либерал И.С. Тургенев и христианский гуманист Ф.М. Достоевский .

Оно и понятно: все политические и идейные межи, в сущности, ничто на фоне межи, отделяющей подлинную культуру от агрессивного варварства . Если не будет качественной системы высшего образования, то не будет ни квалифицированных либералов, ни просвещенных консерваторов, ни широко мыслящих коммунистов, ни знающих отечественную культуру демократов. Научно-педагогическая интеллигенция - это становой хребет России, ибо именно честный интеллигент-педагог во все мирные и смутные времена являл образец исполнения своего профессионального и гражданского долга, невычурно воплощая в повседневной жизни живительный отечественный идеал нестяжательства, ведь нестяжателями были не только Сергий Радонежский, Нил Сорский и Максим Грек, но М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин, А.В. Суворов и Д.М. Менделеев. Если же становой хребет России в виде ее пока еще качественной, высшей школы переломить, тогда социальные последствия этого “государственного деяния” предугадать совсем нетрудно: в вершину колониальной пирамиды вгрызутся молодые и злые волчата (впрочем, очень немногочисленные числом) - сугубые циники и прагматики, безжалостно бьющиеся за место под солнцем; внизу же будет колыхаться аморфная масса оболваненного ПИАРом, спивающегося и удовлетворяющим первичные телесные инстинкты народонаселения, без высоких жизненных целей и ценностных маяков.

Отрадно, что философское сообщество, на мой взгляд, одним из первых корпоративно осознало эту реальную смертельную “перспективу” нашего общества и продекларировало готовность совместно отстаивать все лучшее, что накопило наше высшее образование, невзирая ни на какие внутренние политические и философско-мировоззренческие различия. Конгресс призвал провести Всесоюзный форум научно-педагогической общественности для обсуждения перспектив реформирования российского высшего образования, где могли бы свободно высказаться не только чиновники и политики, а сами работники высшей школы. При этом ясно, что философы готовы не только инициировать и активно участвовать в работе подобного общественного форума, но серьезно поработать и организационно, и концептуально. Благо, что организация самого философского конгресса и качество высказанных на нем идей были на достаточно высоком уровне.

Показательно, что философы призвали своих коллег по научно-педагогическому цеху объединиться и действовать не ради защиты сугубо частных и корпоративных интересов, а для обороны сверхвременных и объективных ценностей личной и общественной жизни. Здесь нет механического и рабского объединения против того, кто отбирает у тебя кусок хлеба (ксенофобский принцип “против кого дружим”), а есть совершенно сознательное и созидательное жизненное объединение “во имя высшего” без всякого желания искать и наказывать виноватых. Это и есть та самая практическая философия, о которой сегодня так много говорят.

Дело теперь только за тем, чтобы энергично реализовать это важнейшее решение IY Российского философского конгресса о созыве всероссийского образовательного форума , попутно, естественно, решая наболевшие проблемы совершенствования преподавания нашей дисциплины, рациональной организации научных исследований, поиска оптимальных форм институционализации жизни философского сообщества. Но, в сущности, дилемма довольно проста: если мы сумеем спасти наше высшее образование от хаоса безумных экспериментов, то уцелеет и расцветет наша любимая философия, а вот если хребет нашей высшей школе современные варвары все же сумеют переломить, тогда любовь к мудрости останется прерогативой других, более волевых и ответственных народов.


08.06.05, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>