Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
????????????? ??????????: ?????? ????? ???????????? ???????? ???????? ? ???

Заместитель Фурсенко Д.Ливанов наговорил глупостей и позорно сбежал с первого совместного обсуждения Устава РАН в ГД РФ. Академии наук мобилизуются против рейдеров из Минобрнауки. Однако за Фурсенко - профессионально выстроенный типовой проект по захвату и коммерческой утилизации всей академической науки. Успеют ли академики выстроить свой контрпроект?

* * *

Этап предпродажной подготовки академической науки успешно завершен. Схема реформ была типовая: сначала через думскую фракцию ЕР провели законодательную базу приватизации и коммерциализации научных и образовательных учреждений. Затем приступили в ликвидации общепринятых в мире университетских и академических свобод и привилегий ( в частности, свободных выборов ректоров). Потом ввели тотальный административный контроль за научными и образовательными учреждениями ( в частности, систему «аттестации», позволяющую конкретно и безнаказанно закрыть неугодную организацию) и поэтапно сняли налоговые льготы ельцинского периода. А теперь начинается главное - окончательная утилизация и приватизация самого лакомого куска – академической науки.

Известно, что репрессии первых лет фурсенковской эры пришлись в основном на ВУЗы, так что до последнего момента академическая научная среда пребывала в сладком неведении, убаюканная обещаниями «экономики знаний» и «несырьевого развития».

Между тем, именно в это время в недрах Минобрнауки готовился проект «академической революции» - изменение юридического статуса с последующим узаконенным расхищением Академий наук и академических научных учреждений со всей движимостью, недвижимостью, авторскими правами и четырьмя процентами госбюджета.

И вот в конце прошлого года Фурсенко в срочном порядке протащил через Думу последнюю пару законов, после чего академиям наук – большой и отраслевым, было официально предложено «выпить яду» - «привести уставы в соответствие с действующим законодательством». Шах или мат?

Будущее академий: разные уставы – разные судьбы

Первым холодным душем для ученых мужей для стала утечка из Минобрнауки скандального документа - текста «модельного устава государственной академии наук», охарактеризованного юристами, как «откровенно рейдерский и ликвидационный».

Ответом академий, прежде всего РАН, стала разработка своих вариантов устава, сохраняющих проверенную жизнью систему академического самоуправления. Систему, позволившую академической науке не только выжить в денежном вакууме реформ, но и добиться успехов при затратах, на два порядка меньших, чем в Европе и Штатах.

Тем не менее, Минобрнауки непреклонно: научный Карфаген должен быть разрушен и распродан. Или…

В чем эти различия «академического» и «рейдерского» вариантов устава?

Различия касаются власти над Академией, ее имуществом и ресурсами. «Рейдерский вариант» предусматривает замену академической демократии – власти Президиума РАН и общего собрания, как высшей академической власти, введением внешнего бюрократического управления – некоего «наблюдательного совета» в составе назначаемых министерством 6 чиновников и 3 ученых, имеющего не только право вето на решения Общего собрания Академии, но и непосредственное право распоряжения финансами.

Следующая «новация» - «раздельное» управление академией: назначаемые Министерством чиновники ( «менеджеры») будут управлять финансами и имуществом академий, а академики – «наукой», но без финансового и материального обеспечения.

По словам одного из академиков, предлагаемая схема очень напоминает сумасшедший дом, где ученым отводится роль недееспособных пациентов, а чиновникам – почетная миссия врачей и распорядителей имущества мнимых больных.

Третья новация прямо копирует коррупционные схемы в распределении госзаказов – это требование «конкурсного характера» распределения средств по тематике. В реальности это означает, что при наличии в академиях профильных научных учреждений деньги из академического бюджета на тему можно будет отдать откровенно подставной организации, служащей для отмывки денег.

В качестве примера приводилась программа по нанотехнологиям, деньги на которую были получены тремя юрлицами, доселе неизвестными, но имеющими абсолютно бескорыстную поддержку Минобрнауки. (Следы этой программы прослеживаются на сайте МИСиС, см.ниже)

Еще одна откровенно коррупционная новация – выделение из состава академий «непрофильных активов» - то есть обслуживающих, вспомогательных и социальных организаций в форме т.н. «подведомственных учреждений», которая позволяет сменить статус объекта и подвести его под приватизацию заинтересованными лицами или структурами.

Логика Минобрнауки проста: «по действующему законодательству», принятому ad hos, под приватизацию оставшейся госсобственности, спонсор некоммерческой организации являестя ее учредителем и неограниченным собственником. А, поскольку бюджетные деньги на академии перечисляются Минобрнауки, то чиновники требуют себе абсолютного права владения и распоряжения всеми академиями, их имуществом, их финансированием и, соответственно, самими учеными ( как всегда, приватизаторы намеренно путают понятия управления, владения и распоряжения имуществом – ред.)

Таким образом, навязываемый Минобрнауки «Модельный устав государственной академии наук» реализует типично рейдерскую схему захвата объекта собственности: внедрение в структуру управления, отстранение прежнего руководства, внесение изменений в уставные документы и юридическая легализация захвата и, наконец, дележ захваченной собственности и денежных потоков между заинтересованными лицами, включая коррумпированных госслужащих, обеспечивших захват.

Так что не исключено, что в один прекрасный момент здание Президиума РАН будет, как это принято, будет «совершенно законно» захвачено ОМОНОм на основе «совершенно легитимного» решения какого-нибудь суда или арбитража. Совсем как в творческом завещании Эльдара Рязанова - «Карнавальной ночи-2».

Так что, готовя общее собрание Академии, следует постоянно иметь в виду силовой вариант решения.

26 февраля, Госдума: вызов брошен

Так или иначе, первое совместное с министерством предварительное обсуждение проекта устава РАН было назначено на нейтральной территории - в Комитете по науке и образованию ГД РФ, на 26 февраля.

Пока четыре академика - Ю.А Осипьян ( председатель уставной комиссии РАН, академик), Г.А. Месяц ( председатель Экспертного совета по образованию и науке ГД РФ, академик РАН),С.И. Колесников ( академик РАМН, председатель Экспертного совета по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности) и Г.А.Романенко ( академик РАСхН) тщетно ожидали высокого гостя в Госдуме, заместитель Фурсенко Дмитрий Ливанов намеренно опаздывал: «правильный пацан», только что ( 22 февраля) избранный ректором Московского института стали и сплавов ( МИСиС), должен показать, кто тут хозяин, а кто – холопы.

Естественно, ни о каком согласовании позиций речь не шла. Позиция Ливанова и его министерства была заранее изложена в трех его интервью с названиями в духе «Улицы разбитых фонарей»:

Дмитрий ЛИВАНОВ: "Новые источники финансирования можно отыскать и внутри самой РАН" http://www.rusrev.org/content/daidjest/default.asp?shmode=2&ida=1320

Дмитрий ЛИВАНОВ: Мы всерьез обеспокоены позицией РАН

http://www.rusrev.org/content/daidjest/default.asp?shmode=2&ida=1377 Дмитрий ЛИВАНОВ: В затяжке с принятием и утверждением академических уставов не будет ничего хорошего, прежде всего, для тех людей, которые занимаются наукой http://www.rusrev.org/content/daidjest/default.asp?shmode=2&ida=1618

(Обратите, кстати внимание на первоисточник публикации – фонд «Открытая экономика»: к нему мы еще вернемся)

Как видите, конфликт был неизбежен: вопрос был только в процедуре и форме вызова на конфликт.

Опоздав на полчаса и с отсутствующим видом выслушав нелюбимых академиков, Д. Ливанов высказал заранее известную «позицию министерства»: «Двадцать статей в уставе РАН не соответствуют действующему законодательству»

Далее Ливанов по пунктам повторил программу захвата и ликвидации академического сектора:

наблюдательный совет из чиновников министерства, как высший орган академий, стоящих над президиумом и общим собранием,

«разделение функций управления и научной деятельности» с назначением в академии «экономистов» и «менеджеров» из Министерства,

абсолютное право Минобрнауки распоряжаться имуществом и бюджетом академий и в особенности – «подведомственными учреждениями».

И – требование «быстрее закончить согласования, а то вам же хуже будет».

Но тут академики перешли в контратаку: начались довольно неприятные вопросы, на которые Ливанов дал исчерпывающие ( в смысле диагноза) ответы.

Например, на вопрос «так в чем же реальная цель «реформирования» академий?» Ливанов дал потрясающий по конкретности ответ: «Наша цель – модернизация сектора академической науки, обеспечивающая ее динамичное развитие…». Совсем как в анекдоте про летчиков : «Бортинженер, приборы!» - «двенадцать!» - «Что «двенадцать?» - «А что – «приборы»?

Наконец, прозвучал главный вопрос:

Если г-н Ливанов такой спец в области управления, пусть объяснит, чем же Министерство не устраивает существующая структура академий, которые при бюджетном финансировании на два порядка меньше, чем в Штатах и ЕС ( около 5 тыс дол на человека в год против 150 тысяч!) не просто существуют, но ведут исследования мирового уровня и попутно добывают внебюджетное финансирование.

В чем смысл уничтожать систему, которая при минимальных затратах ( зарплата – на уровне официального прожиточного минимума или пособия по безработице) обладает уникальной экономической эффективностью по критерию затраты – результат и вдобавок держит на себе систему образования и оборонных исследований?

Зачем делать жаркое из курицы, которая живет на подножном корму и при этом регулярно несет золотые яйца?

Вот тут-то г-н Ливанов счел за лучшее тихо, по-английски, покинуть своих оппонентов. К чему базар? «Счетчик» включен, документы на захват собственности оформляются на уровне федеральных законов, ОМОН на проводе…

Дмитрий Ливанов: «Зубр-2», или птенец гнезда Карабасова

Сын академика ( Природа, как известно, отдыхает на детях гениев) Фурсенко не рискнул уничтожать Академию наук своими руками и поручил аутодафе своему заместителю Дмитрию Ливанову, в личности и биографии которого воплотилась вся реформа научно-образовательной сферы.

Если редкая научная некомпетентность ближайших сотрудников Фурсенко стала притчей во языцех, то Дмитрий Ливанов – исключение. За внешностью и манерами двойника Гоши Куценко скрывается настоящий гигант мысли, прямо-таки «Зубр-2»

Зайдем на сайт МИСИС (http://www.misis.ru/main.php) и посмотрим биографию: окончив физико-химический факультет в 1990 году, уже в 1997 Дима Ливанов, преподавая на кафедре физики МИСИС, стал доктором физматнаук – и это в учебном ВУЗе, с дипломом по технологической специальности, да еще на прикладной кафедре! Да еще в самый пик разрухи, в середине 90-х! Став доктором физматнаук еще до 30 лет и как бы провидя свое историческое предназначение, наш «Зубр переходного периода» попутно получает юридическое образование в Юракадемии.

В 1992-2004 г. - научный сотрудник и старший научный сотрудник НИЛ синтеза МИСиС; доцент, затем - профессор на кафедре теоретической физики МИСиС, заместитель проректора МИСиС по научной работе. В 2000 г. удостоен медали Российской академии наук для молодых ученых. В 2000, сразу после получения медали РАН, теоретическая физика ему надоела и до 2004 г. наш герой - проректор по международному сотрудничеству МИСиС.

Потом – вдохновенный прыжок в сферу управления наукой, где его, похоже, уже знали и готовили ему ступени для дальнейшего восхождения.

С мая 2004 г. Д.Ливанов - директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ. Заместитель министра образования и науки РФ - статс-секретарь. И между делом – избрание ректором МИСиС 22 февраля…Неужели есть пределы роста? Ведь выше только…

Но при ближайшем изучении предмета все оказывается гораздо проще. В Министерстве утверждают, что Дмитрий Ливанов – не больше и не меньше, как зять бывшего ректора МИСиС Юрия Карабасова, что вполне материалистически объясняет всю биографию «Зубра-2». Включая последнюю «рокировочку» тестя с зятем, когда Ю.Карабасов по возрасту переместил себя пост Президента МИСиС, а зятька поставил на свое место. Естественно, с сохранением за последним места замминистра и Верховного инквизитора по делам академической науки.

Подчеркиваем: согласно действующему на данный момент законодательству, такого рода совмещение служебных и родственных отношений не является ни преступлением, ни правонарушением. С таким одаренным зятем, как Ливанов работать – одно удовольствие. И, конечно, польза – а как же без нее? Судьба ласкает молодых и рьяных!

«Открытая экономика»: «фабрика мысли » или коррупционный отстойник?

Откуда берутся реформы? Вы думаете, их разрабатывают маститые ученые из престижных научных центров? Сотрудники профильных министерств и ведомств?

Вы безнадежно отстали от жизни.

По новым правилам, чиновник (сотрудник министерства) просто не имеет права на разработку документов. Дело чиновника – «менеджмент», а разработка законопроектов и прочих доктрин - дело частных консалтинговых структур, получающих деньги, и немалые, « на конкурсной основе».

В качестве примера для подражания приводят Штаты, где над той же доктриной нацбезопасности и прочими документами подобного уровня работает по заказу правительства та же Рэнд и прочие «брейн тэнки».

Но одно дело – «Рэнд», а другое дело - не особо афишируемые частные «боковики» российских министерств, где за деньги, достаточные для полета на Марс, ваяются тексты, удивляющие даже бывалых психиатров.

Придворная «фабрика мысли» ( или фабрика-прачечная? – ред) Минобрнауки - Фонд "Центр экономических исследований и распространения экономической информации "Открытая Экономика" (http://www.opec.ru/, http://www.sciencerf.ru/)

Да, та самая, которая пиарит Ливанова. И где, в частности, неафишируемой группой лиц был составлен и текст «Модельного устава государственной академии». За который, по данным инсайдерских источников, отслюнявили не менее 80 млн. рублей.

Там же, в «Открытой экономике», были разработаны и другие тексты, на основе которых уничтожается наука и образование России, в частности, «концепция реформирования российской науки» и смежные документы. Естественно, за не менее «достойные» деньги: 1-2 миллиона рублей за страницу текста. Естественно, на «конкурсной основе».

Между тем уровень «разработок» «фабрики мысли» удивляет.

Например, в среднесрочной программе развития науки всю математику, включая топологию и теорию чисел, включили в раздел «борьбы с терроризмом» ( очевидно, исходя из цели установления тотальной цифровой слежки за всеми гражданами). В раздел «энергетика» включили ядерную физику. А вот астрофизику с «черными дырами» и проблемой «темной материи» засунули в «транспорт». Где логика, где разум? Умникам из академий доходчиво разъяснили: астрофизика – это космос. Космос – это ракета. А ракета – это «космический транспорт», в чем проблема? «Космического транспорта» не видали?

Эпилог: порядок бьет класс

В то же время, веселость ученых мужей по поводу «министерства невыученных уроков» неуместна. Уроки последних пятнадцати лет не выучили, к сожалению, сами товарищи ученые, успешно проспавшие начало генерального сражения.

Да, команда, стоящая за Фурсенко, не особо смыслит в фундаментальной науке. Но фурсенковская оргструктура создана совершенно для других целей. Налицо –профессионально выстроенный типовой проект по захвату и коммерческой утилизации очередной отрасли экономики.

В проекте заняты пусть не гении, но успешно практикующие специалисты по корпоративным захватам и связям с общественностью. Финансирование – практически неограниченное – в том числе бюджетное. А остались ли в государстве Российском крепости, которые не способен взять осел, груженый золотом? Юридическое обеспечение – абсолютное: если академики пытаются играть по меняющимся правилам, то их оппоненты неспешно загоняют своих жертв в тупик, попросту меняя эти правила игры: федеральные законы, бюджетную классификацию, не говоря о ведо

мственных документах. Прекрасный, системный, беспроигрышный бизнес-проект. А есть ли контрпроект у академиков? Пока нет? Ни что же - как говорят футболисты, «порядок бьет класс».

Сайт "СНД"

http://www.snd-su.ru/cgi-bin/rg.pl?param=div2&page=4&type=1769&what=1001


01.03.07, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>