Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
? ????????? ??????? ?? ????? ? ?? ????????????? ???????????? ? ???????????????? ????????????? ???????? ?? ?? ??????????? ? ?????

Колесников С.И.

… распоряжением председателя правительства именно Академии обязаны разработать уставы и представить их на согласование в правительство. Вот эта работа проведена, первый вариант устава академии наук разработан. У нас здесь присутствует Юрий Андреевич Осипьян, который является председателем уставной комиссии Академии наук. Я бы хотел предупредить, что у нас других уставов нет. Если вы хотите обсуждать какие-то другие уставы, то их нет у нас. Об этом говорит сейчас и Министерство, и Правительство, что есть единственный устав, который разработан в соответствии с законом о поправках Закона «О науке и государственной научно-технической политике», и есть уставы, которые ещё пока не доработаны, за исключением Академии сельхознаук, других государственных академий. У нас здесь Геннадий Алексеевич Романенко присутствует, председатель академии сельскохозяйственной нашей, так что он, я думаю, комментарий по поводу основного доклада нам предоставит. Я бы вас хотел познакомить ещё с несколькими законами. Один из законов – это поправки к закону о науке и двум законам об образовании относительно интеграции науки и образования, по интеграционным процессам, и ещё одна тема – это поправки в Трудовой кодекс, которые вносятся уже официально, практически это известно, в Государственную Думу относительно особенностей применения трудового законодательства к научной сфере. Затем, поправки в Бюджетный кодекс, которые внесены Правительством на 220 страницах, где есть вещи, которые нас достаточно серьёзно тревожат. И есть поправки, которые внесло Правительство по совершенствованию налогового законодательства для стимулирования инновационной сферы.

Вот пять, фактически, основных вопросов, которые сегодня нам предстоит обсудить. Но поскольку Юрий Андреевич у нас готов уже выступать по поводу устава академии наук, то, я думаю, что я Геннадию Андреевичу дам слово, председателю Совета. У нас два совета сегодня заседают: Совет по науке при комитете по образованию и науке и Совет по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности. Вот мы два председателя этих советов явились инициаторами организации этого совещания и я приветствую Дмитрия Викторовича Ливанова, заместителя Министра образования и науки, которые за этот наш сектор отвечает.

Месяц Г.А.

Буквально два слова. Действительно, вопросы которые обсуждаются, в одинаковой мере касаются и науки, и инноваций, потому что поправки к бюджетному кодексу, которые будут обсуждаться, напрямую касаются возможности заниматься или не заниматься академиям наук, вузам, институтам академий наук инновационной деятельностью. Что касается устава, о котором здесь будет говорить Юрий Андреевич Осипьян, академик, председатель Уставной комиссии Академии наук, независимого органа, которая утверждается Общим собранием Академии наук.

Вы знаете, что законом о поправках Закона «О науке и государственной научно-технической политике», который был принят, и предварительным решением Правительства, что до утверждения нового Устава все органы управления Академии наук функционируют на законных основаниях, Президент, Президиум, Общее собрание и Устав академии наук. Поэтому принимать новый устав можно только на основании существующего старого устава. И устав должен разрабатываться, наш устав, уставной комиссией и утверждаться Общим собранием Российской академии наук. И только собрание Российской академии наук вносит этот документ уже на утверждение Правительства. Вот, собственно, чтобы Юрий Андреевич мог облегчить и не говорить, несколько фраз я сказал, спасибо.

Ливанов Д.В.

В МОН поступили три проекта уставов: РАСХН, РАН и РААСХН. Проходят анализ. На проект устава РАСХН ответ направлен. Более 20 статей из 60 прямо противоречат действующему законодательству. Мы указали на несоответствия и что проект нуждается в серьезной доработке и в таком виде утвержден быть не может.

О правовом статусе академий наук и подведомственных им организаций.

Нынешняя ситуация: действительно, коллеги уже отмечали, действуют уставы, принятые раньше. Но действуют только в части, не противоречащей федеральному законодательству. То же самое относится к указам президента - они действуют в части, не противоречащей федеральным законам. Именно эта реальность создаёт ситуацию правового вакуума, пока не утверждены новые уставы, в следующих основных направлениях.

1. Изменилось содержание понятия «академия наук». Если раньше оно включало в себя все организации: научные, научного обслуживания и социальной сферы, то сегодня эти организации выведены из её состава академий наук и являются по отношению к ним подведомственными организациями. Так же, как вот организации вузов по отношению к Агентству по образованию и некоторым другим федеральным органам исполнительной власти. В состав Агентства вузы не входят, но подведомственны. Отсюда следует, что Правительство имеет полномочия передать эти подведомственные организации, поскольку они являются государственными учреждениями, в ведение другим либо академиям наук, либо другим органам исполнительной власти. Правительство уже пользуется этим полномочием, активно передав, как всем известно, три организации, которые раньше входили в состав РАМН, в Агентство по высокотехнологичной медицинской помощи. Это как раз следствие правового вакуума, отсутствия, во-первых, перечня подведомственных организаций, утвержденного Правительством, а это значит, организации не имеют никакой подведомственности. И в общем создаётся риск таких вот неоправданных передач научных организаций в ведение каких-то других субъектов. Не оправданных, ещё раз подчеркну. Поэтому, как нам кажется, основная задача на сегодняшний день состоит в максимально быстром проведении процесса согласования позиций и выхода на те проекты уставов, которые были бы приемлемы для Правительства.

Какие основные требования к проектам уставов будет выдвигать МОН?

Мы считаем, что на сегодня в значительной степени вокруг этой позиции консолидировали мнения органов и других органов исполнительной власти. У нас есть ожидание, что Правительство действительно будет консолидировано вокруг решения этих вопросов. Часть этих универсальных требований есть прямое следствие законодательства, а другие требования следуют из государственной научно-технической политики. Они не вытекают из законодательства, но следуют из смысла и содержания политики.

Что следует из законодательства?

1. Необходимо всё-таки определить организационно-правовой статус академий наук. Действительно, в проекте Устава РАН содержится указание, что она является некоммерческой организацией в форме ГАН. Таким образом, используется то обстоятельство, что НКО могут создаваться в любых формах в соответствии с федеральным законом, в качестве которого в данном случае выступает закон о науке, и мы по существу не возражаем. Но обращаем внимание, что в этом случае в соответствии с бюджетным законодательством отсутствует основание для финансирования таких организаций, потому что в Бюджетном кодексе прямо указано, какие организации могут финансироваться и быть распорядителями бюджетных средств. Альтернатива здесь – указание в уставе на то, что академии наук создаются в форме бюджетных учреждений.

2. Касается отделений и центров.

В полученных нами проектах уставов не понятно, что такое отделение – филиал или подведомственная организация. Если это юридическое лицо, которое входит в состав академии наук, как написано, в состав которого входят научные организации, записано в проекте устава РАН, то здесь, безусловно, противоречие гражданскому законодательству, и поддержано быть не может. Здесь нужно просто сделать выбор той правовой конструкции, которая будет оптимальной для управления, и с другой стороны, не будет противоречить законодательству. Я считаю, что отделения вполне можно рассматривать как филиалы. Региональные отделения обязательно должны быть юридическими лицами, потому что они являются главными распорядителями бюджетных средств в Российской академии наук. А отраслевые отделения и научные центры нужно рассматривать либо как филиалы, либо как по…ные организации, здесь выбор должны сделать наши коллеги из академий наук.

3. Финансирование

Закон о науке предусматривает переход к программной форме финансирования, а это означает, что механизмы финансирования должны быть определены в уставах, потому что должно быть чётко определено, какие исследования финансируются. А финансируются только фундаментальные исследования из бюджета по этой программе. И дальше – как происходит это финансирование. Т.е. на основании каких принципов, каких решений, кто эти решения принимает и т.д.

4. Руководство академии наук, его ответственность.

Введены нормы о том, что Президент РАН утверждении в должности Президентом РФ, а президенты отраслевых академий - Правительством. Необходимо в уставах указать, во-первых, последствия неутверждения в должности этих лиц. В случае РАН издаётся указ Президента РФ об исполняющем обязанности. В случае отраслевых академий наук – распоряжений Правительства аналогичного содержания. И должен быть установлен срок проведения последующих новых выборов президента и урегулированы вопросы допуска или недопуска неутверждённого лица к этим выборам.

Вот это то, что напрямую следует из закона и, безусловно, должно быть отражено в проекте устава. Теперь о том, что следует из государственной научно-технической политики, как она на сегодня существует. Мы считаем принципиально важным - разделить в системе управления академиями наук функций научного руководства и научной экспертизы, с одной стороны, и функции административного и финансового руководства, с другой стороны. Для этого мы считаем, что на президиум академии наук необходимо возложить именно функции научной экспертизы как постоянно действующего органа Общего собрания, принятие решения о приоритетах, экспертизе, проведения различного рода аналитических работ, функций контроля качества научной деятельности. И с этой точки зренпия никаких возрастных ограничений на членов Президиума накладывать, безусловно, не стоит, поскольку это деятельность, не связанная с административным руководством. Для осуществления текущего руководства деятельностью необходимо сформировать исполнительный орган коллегиальный там – либо правление, либо там какой-то исполнительный, как значит, коллега, так сказать, назвал.

- Как это «сформировать»? «Избрать»?

- Я же вас не перебивал, коллеги! Я готов высказаться, а потом ответить на вопросы. Поэтому должен быть обязательно сформирован орган, связанный с оперативным управлением.

Следующий принципиальный момент – это демократизация в принятии наиболее важных управленческих решений. Мы считаем, что права представителей научных организаций на Общем собрании были бы не то что сужены, а, наоборот, расширены. Чтобы эти представители, делегаты, действительно принимали участие и в обсуждении, принятии устава, и в выборах Президента, т.е. действительно бы осуществлялось самоуправление. И будем предлагать, чтобы число этих делегатов составляло не менее половины. И, на наш взгляд, требует отмены норма, она содержится в 92-м пункте проекта Устава РАН, по которому решение Общего собрания по изменению и дополнению устава считается принятым, если за него проголосовало большинство списочного состава действительных членов РАН.

Третье – это общественно-государственный контроль над деятельностью академии наук, и в этой связи мы будем предлагать создание наблюдательного совета, Правительство будет предлагать, это согласованная позиция. Можно обсуждать его состав и механизмы формирования. Но такой орган необходим. И мы будем настаивать на ограничении численности управленческого аппарата, потому что расходы на его содержание в сегодняшних академиях наук чрезмерны и лежат просто нагрузкой на научных организациях. Научные организации не получают этих денег. По системе финансирования. Мы будем предлагать повышение уровня и прозрачности конкурсного финансирования, т.е. программы фундаментальных исследований должны быть описаны подробно, как они устроены, из каких компонентов состоят, и как проекты инициативных фундаментальных исследований в институтах финансируются. И безусловно речь идёт и о создании системы стимулирования результативной научной деятельности организаций, т.е. на уровне отдельных научных коллективов и организаций, так, как это действует сегодня в СО РАН. И в кадровой политике, во-первых, мы считаем целесообразным установить в уставе основные положения об аттестациях и конкурсах на замещение как научных должностей, так и административных должностей. Необходимо также установить возрастные ограничения. Здесь мы по постановке этой задачи согласны и будем предлагать предельный возраст 65 лет для руководителей организаций и членов коллегиальных органов управления с возможностью ежегодного продления до 70 лет, как это сделано для ректоров высших учебных заведений. Здесь ещё редакция Трудового кодекса. Мы считаем, что эти механизмы и нормы апробированы, проверены практикой. Полагаем также целесообразным для сохранения в науке учёных преклонного возраста, в том числе тех, которые работали руководителями научных организаций, закрепление в уставе должностей для тех ученых, которые в течение пяти лет или можно установить какой-то другой срок, замещали должность директора института и достигли предельного возраста, чтобы в максимальной степени сохранить из потенциал.

Спасибо. С удовольствием отвечу на вопросы.

Колесников С.И.

Я как заместитель председателя комиссии по уставу РАМН. Мы тоже далеко не отходим от прежнего устава Академии медицинских наук. Революционных изменений там нет, хотя все нормы закона, как мы считаем в нем учтены, и он больше похож по части разделов, на устав РАН. Мы пока его не представили в МОН. Мы его 28 числа должны на Президиуме рассмотреть и после этого уже сможем говорить как о каком-то более-менее законченном документе, который можно рассматривать.

Калинушкин В.П.

Вопрос к Дмитрию Викторовичу. Скажите, пожалуйста, когда можно будет увидеть замечания МОН или блок замечаний федеральных ведомств в виде какого-то документа? Профсоюзу надо осудить их. Со слуха это не представляется возможным. Когда это будет и будет ли там обоснование Ваших позиций. Мне, например, не очень понятно, на основании чего Вы считаете, что введение названий «подведомственные учреждения» позволяет осуществлять переброску учреждений из одной структуры в другую?

Ливанов Д.В.

В отношении последнего. Правоприменительная практика показала уже, и я пример привел. Что касается «когда», то в АСХН письмо официально отправлено, а другие академии будет по мере готовности в течение 1-2 недель официальная позиция подготовлена и направлена.

Колесников С.И.

По поводу Академии медицинских наук: дело сейчас в арбитраже.

Романенко Г.А.

О переброске. Правительство приняло решение приватизировать наши опытные хозяйства, заводы и даже научную станцию. Мы подали иск в арбитражный суд. Арбитражный суд решение Правительства отменил. Месяц Г.А.

Если Президента академии наук утверждает Президент страны. И это прописано в законе и в нашем уставе. На основании какого закона, какого документа над Президентом должен быть наблюдательный совет, как это следует из Ваших проработок? И среди них, девяти человек, шесть чиновников. И записано право учёного выступать перед наблюдательным советом, где 6 чиновников и 3 учёных от академии, с научными сообщениями. Скажите, пожалуйста, кто его будет создавать, на каком основании создавать и который является высшим органом управления? Высшим органом управления является Общее собрание. У нас так и будет, думаю, всегда. И текущую работу будет вести президиум во главе с президентом и вице-президентами. Откуда появился этот наблюдательный совет? Из какого существующего документа? Вы все время упираете на право.

Ливанов Д.В.

Геннадий Андреевич! Это мировая практика, когда некоммерческие организации создаются на базе имущества либо государственного, либо частного. Любой университет, Общество Макса Планка имеют общественный орган контроля, а не управления. Это орган контроля, который не будет осуществлять никаких функций оперативного управления, а будет иметь право вето по отношению к наиболее принципиальным решениям утверждения бюджета, распоряжения федеральным имуществом и т.д. Именно в уставе, как мы предполагаем, функции и полномочия этого органа и будут зафиксированы.

Месяц Г.А. Вот в Вашем документе записано: наблюдательный совет имеет право напрямую обращаться в Правительство за получением бюджета и что функции научной деятельности и, как Вы пишете, научной экспертизы и финансовой деятельности, будут разделены. Я хочу понять, как можно заниматься фундаментальной наукой, строить какой-то ускоритель, когда научный руководитель не имеет в руках денег, ничего не имеет. Как это можно сделать? Такую вещь может сочинить только человек, который даже лаборантом не работал.

Бабкин В.И.

Какова цель всей этой модернизации? Что первично: недостаток средств и их экономия или на самом деле абсолютное непонимание, как финансировать естественно-научные исследования. Я много слов слышал за эти годы относительно грантовости финансирования, наиболее эффективности, относительно конкурсности, относительно финансирования научных исследований научных организаций, относительно финансирования лабораторий группами научных организаций. Это свидетельствует на самом деле о полном непонимании, что такое естественно-научные исследования.

Ливанов Д.В.

Цели зафиксированы в программе модернизации академического сектора науки, под которой стоит подпись и Президента РАН. Всё, что мы будем предлагать либо прямо записано в этой программе, либо вытекает из неё логически. Эти цели очень простые – это повышение престижа российской науки, её вклада в мировую науку и придание академическому сектору динамичного развития.

Бабкин В.И.

Под документом о модернизации академического сектора науки стоит подпись одного только Осипова. Где остальные пять президентов?

Молчание.

Волков В.С. Директор агентства по товарным знакам и авторским правам.

По поводу наблюдательного совета. Он будет только наблюдать или … те решения, которые будет принимать президент?

Ливанов Д.В. Мы будем предлагать, что он будет иметь право вето по отношению к наиболее важным и принципиальным решениям, касающимся распоряжением бюджетными средствами и государственным имуществом. Яковлев, профессор МВТУ им. Баумана.

Не чувствуете ли вы противоречия в том, что Вы предлагаете создать коллегиальный орган дополнительный, который будет заниматься техникой, финансами, штатами и в тот же момент в академии наук планируете сократить административный аппарат?

50% представителей на общем собрании, что, кроме споров, они смогут сделать? Будет ли это действительно улучшать работу академии наук?

Ливанов Д.В.

Мы считаем, что это будет содействовать демократизации принятия наиболее важных решений. Споры есть и в парламенте. Это не значит, что надо отказываться от такого общественного института. А в отношении первого вопроса по поводу – мы будем добиваться того, чтобы была установлена предельная численность органов управления. Я могу сказать, что только Президиум РАН в Москве –более 700 человек работает. Мы будем предлагать установить её на другом уровне. региональные отделения, центры. А ещё добавить органы управления научных центров, отделений. А там ещё сотни, сотни людей. Добавлю, что в Агентстве по образованию, которое осуществляет функции учредителя относительно 600 вузов государственных работает всего 250 человек.

Коношенко А.И.

Я уже имел удовольствие дискутировать с Д.В. в прессе по поводу его представлений о том, что собой представляет аппарат РАН. На сегодня вместе аппарат ПРАН составляет 608 человек, включая аппараты отделений по отраслям науки. Расходы на содержание этого аппарата вместе с аппаратами научных центров составляют не более 3% от расходов Академии наук. Для справки. Расходы на управление программой допускаются в размере до 10% от общей стоимости программы. Это известные очень вещи. Поэтому не надо ходить по битому полю.

ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Калинушкин В.П.

Я буду представлять позицию профсоюза. Я не могу остановиться на тех вопросах, которые сегодня поставил Дмитрий Викторович Ливанов, потому что профсоюз документов до их получения не обсуждал и позиции не имеет. По части нынешнего устава. Профсоюз твёрдо считает, что основные проблемы в науке сейчас – это не изменения организационной структуры, а её а) финансирование и б) – то, что Правительством не определены чёткие цели, не поставлены цели перед наукой России.

Второе. По части Устава. Эта работа велась, в работе Уставной комиссии участвовал наш профсоюз. Мы вносили свои предложения, часть из них была принята. Основные противоречия, если их так можно назвать, статус академии наук как самоуправляемой организации нами не ставился под сомнение. Вопрос стоял об участии сотрудников академии наук в управлении академией наук. По одному вопросу, который здесь рассказывался, принято компромиссное решение (об участии выборщиков). Мы там предлагали процент установить, он близок к тому, что сейчас есть. Ну а второй вопрос, на которм хотелось сейчас остановиться – о введении высшекго коллегиального органа управления институтов и учреждений академии наук. Мы его поднимали, он не принят. Значит, мы будем его ставить в рамках принятой процедуры. Будем продолжать за него агитировать и в рамках принятой процедуры будем добиваться, чтобы он обсуждался на Общем собрании и был проголосован.

Теперь о том, что думаю я лично по той части, о которой имею право сказать. В данном случае я не излагаю позицию профсоюза, но думаю, что она будет близкой к тому, что я сказал, по поводу того, о чём говорилось Д.В. сейчас. Это практически то, что было в известных материалах о модельном уставе, вывешенных на сайтах и распространенных в печати. Я твёрдо убежден. Что подавляющее большинство сотрудников Академии наук стоит на позиции того, что управлять академией наук должны учёные, а не чиновники, назначаемые Правительством. То, что предлагается в том документе, который висел на сайтах, фактически это было подтверждено, предполагает замену управления РАН и другими АН, прошу прощения, я с глубоким уважением отношусь ко всем академиям наук, предполагает замену этой системы управления. Это совершенно очевидно. Это и со слов понятно. Думаю, что большинство учёных и большинство сотрудников эту позицию не приемлет. Профсоюз по этому поводу выскажет своё мнение.

И в заключение об аппарате управления скажу то, о чем говорил на заседании «Открытой экономики». Средняя зарплата в управлении сейчас самая низкая в Академии наук – около 8тыс.рублей, если мне не изменяет память, по прошлому году, может, чуть побольше, и первое – опять мы упираемся в деньги – никакого эффективного управленческого аппарата на эти деньги создать не удастся. И если он сейчас работает эффективно, то это просто огромная заслуга руководителей.

Ещё раз повторю. Наши позиции, которые не были согласованы с Уставной комиссией, мы будем продолжать за них агитировать, а своё отношение к предлагаемым изменениям мы сможем выразить только после того, как получим их в письменном виде. Надеюсь, что большинство учёных поддержит ту позицию, о которой я говорил. О том, что, извините, со всеми теми недостатками, что есть в нынешней системе управления академиями наук это всё же лучше, чем если ею будут управлять чиновники из министерств.

Колесников С.И. представил 4 законопроектных работы. Обсуждение поправок в Трудовой кодекс.

Миронов А.С.

Я ознакомился с теми документами, которые Вы сейчас показывали. У меня в общем положительное впечатление сложилось о первом документе, который Вы вносите, Сергей Иванович. Я думаю, что там со стороны профсоюзов может быть только необходимая поддержка и одобрение. А что касается второго законопроекта, то здесь хочется только ругаться. Казалось бы, благая задача – ввести в Трудовой кодекс новую главу, специальную главу, которая бы касалась научных сотрудников. Да, действительно, научные сотрудники, исследователи отличаются от токаря, слесаря тем, что они создают тот продукт, который является предметом интеллектуальной собственности, авторского права, т.е. они авторы этого продукта, и это юридически охраняется. Это и даёт основания. Но разработчики этой главы очень сузили задачку. Они, во-первых, по моему мнению и по мнению нашей профсоюзной комиссии, пошли по узкому пути, о котором здесь говорилось. Но есть большой круг вопросов, который опять же связан со статусом научных сотрудников в нынешней ситуации, той что созданы государственные академии, и статус научного сотрудника должен быть определен и прописан как раз в этой главе. И особенности трудовых отношений, которые мы видим, и есть рекомендация международная, европейская рекомендация, Хартия исследователей, о том, каким образом должны осуществляться трудовые отношения. Есть опыт Украины, есть опыт других государств, где наука в законодательстве в общем-то более четко приписана и связано это как раз с трудовыми отношениями и социальными проблемами, которые встречает научный сотрудник, исследователь, в своей деятельности. И как раз хорошо бы, чтобы эти вопросы были отражены в новой главе. Мне кажется, что надо отказаться от прямой поддержки предлагаемого проекта на ближайшее время и использовать его для более детальной проработки исходного материала и того, что вносится на первое чтение. В этом отношении профсоюзы готовы бы были поддержать разработчиков и во взаимодействии выработать те согласованные позиции, которые были бы действительно достойны отдельной главы Трудового кодекса.

__________________________________________________________________________

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»

Статья 1.

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (часть I), ст. 3, N 30, ст. 3014; 2003, N 27 (часть I) ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть I), ст. 27, N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878) следующие изменения:

1) дополнить раздел VII главой 52.1 следующего содержания:

«Глава 52.1. Особенности регулирования труда научных работников, руководителей и заместителей руководителей обособленных структурных подразделений научных организаций, а также руководителей и заместителей руководителей научных организаций

Статья 336.1. Особенности заключения и прекращения трудового договора с научными работниками, руководителями и заместителями руководителей обособленных структурных подразделений научных организаций, а также руководителями и заместителями руководителей научных организаций

Трудовые договоры с научными работниками могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора с научными работниками, а также переводу на должность научного работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Положение о порядке проведения конкурса для замещения должностей научных работников утверждается Правительством Российской Федерации.

Конкурс на замещение должности научного работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

Допускается заключение трудового договора на замещение должности научного работника без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые научные организации до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение:

должностей научных работников, занимаемых беременными женщинами;

должностей научных работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Если работник, занимающий должность научного работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 2 статьи 336.5 настоящего Кодекса.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научного работника новый трудовой договор с работником может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность научного работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научного работника может проводиться аттестация. Положение о порядке проведения аттестации научных работников утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В государственных и муниципальных научных организациях должности руководителей и заместителей руководителей научных организаций, руководителей и заместителей руководителей обособленных структурных подразделений государственных и муниципальных научных организаций замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, при наличии вакантных должностей переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению ученого совета государственной или муниципальной научной организации учредитель вправе продлить срок пребывания в должности руководителя или заместителя руководителей научной организации, руководителя или заместителя руководителя обособленного структурного подразделения научной организации до достижения указанным работником возраста семидесяти лет.

Статья 336.2. Работа в режиме гибкого рабочего времени научных работников

По желанию научного работника для него устанавливается режим гибкого рабочего времени.

Статья 336.3. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

Научным работникам, руководителям и заместителям руководителей обособленных структурных подразделений научных организаций, а также руководителям и заместителям руководителей научных организаций предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 336.4. Длительный отпуск

Научные работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом соответствующей организации в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 336.5. Дополнительные основания прекращения трудового договора с научным работником, руководителем и заместителем руководителя обособленного структурного подразделения научной организации, а также с руководителем и заместителем руководителя научной организации

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с научным работником, руководителем и заместителем руководителя обособленного структурного подразделения научной организации, а также с руководителем и заместителем руководителя научной организации являются:

1) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности;

2) неизбрание на должность по результатам конкурса работника, замещающего должность по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, или неизъявление данным работником желания участвовать в указанном конкурсе».

Статья 2.

Внести в Федеральный закон от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 1998, N 30, ст. 3607, N 51, ст.6271; 2001, N 1 (Часть II), ст. 20; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2715; 2006, N 1, ст. 10, N50, ст.5280) следующие изменения:

1) дополнить статью 5 пунктом 7 следующего содержания:

«В научной организации создается и действует ученый совет. В состав ученого совета входят по должности руководитель научной организации, заместитель руководителя научной организации по научной работе (заместитель председателя совета), ученый секретарь (ученый секретарь совета), а также ведущие научные работники и руководители структурных подразделений научной организации, избираемые тайным голосованием на общем собрании научных работников.

Ученый совет научной организации рассматривает основные направления проводимых в научной организации исследований и актуальные научные проблемы, обсуждает проекты планов работы научной организации, оценивает уровень научных кадров научной организации, а также осуществляет иные функции, предусмотренные законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом научной организации».

2) дополнить статью 6 пунктом 6 следующего содержания:

«В государственных академиях наук должности президентов, заместителей президентов, членов президиумов, руководителей региональных отделений замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров.

Помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, основанием прекращения трудового договора с президентами, заместителями президентов, членами президиумов, руководителями региональных отделений государственных академий наук является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности».

Статья 3.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Президент В. Путин

Российской Федерации


03.03.07, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>