Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
??????? ???????. ????????? ????????? - ? ????? ?????????????? ????????

Об авторе: Василий Кузьмич Фединин, доктор экономических наук, член Центрального Совета Движения "За возрождение отечественной науки"

___________________________________________________________________________

Правительство РФ рассмотрело проект бюджета России на 2008-2010 год и направляет его для обсуждения в Госдуме. Специфика этого проекта в том, что государство с этого года планирует параметры основного финансового документа страны одновременно на три года. Такой подход к формированию бюджета с заглядом на несколько лет вперед можно только приветствовать. Он дает возможность основательнее просчитывать наличные и потенциальные ресурсы государства ж, выбирать наиболее целесообразные способы их использования и определять устойчивую балансировку всех его элементов. Но возможность это еще не реальность. Общие положения о сроках и методах разработки бюджетных наметок требуют конкретных ответов на вопросы о приоритетных направлениях финансовых вложений, источниках их получения, как это финансирование соизмеряется с результатами работы бюджетополучателей, влияет на темпы роста экономики, уровень доходов основной массы населения. Без убедительных аргументов и детальных расчетов правильные слова сами по себе не добавляют уверенности в реальности прогнозов и обещаний. Ведь рост экономики немыслим без вложения дополнительных ресурсов. Причем, сначала надо осуществить инвестиции в проект, а потом уже в ходе его реализации получать отдачу. Главным каналом, через который сформированные ресурсы, направляются в экономику, являются бюджетные механизмы. Каковы они в данном проекте? Если говорить о финансовой базе для вложений, то она вполне достаточная. Согласно официальным данным ВВП России составил к концу 2006 года 26, 6 трлн. рублей. Профицит бюджета на 2007 год запланирован в 1, 5 трлн. рублей. А Стабилизационный фонд вырастет почти до шести трлн. рублей. Так что средства у государства есть. И средства немалые. Есть и серьезная необходимость в наращивании инвестиционных вложений. В стране существуют проблемы с развитием инфраструктуры, энергетики, транспортной системы, в сельском хозяйства и социальной сфере. Как они будут решаться в этой трехлетке? По данным института проблем развития ООН в России сложились "самые уродливые формы разрыва между богатыми и бедными". Учитывает ли все это бюджет на среднесрочную перспективу? Пока все это остается в тумане. Капитал миллиардеров практически будет неприкасаемым. По сообщениям зарубежной и российской прессы пятьсот самых богатых людей страны владеют финансовыми активами в 11 трлн. 671 млрд. рублей. Это в два раза превышает расходную часть бюджета на 2007 год. А власть не берет с них ни адекватных налогов, как это делается во всем мире, ни привлекает к участию в восстановлении и развитии подорванной ими экономики. Удивительная забота о тех, кто приобрел за бесценок у государства самые прибыльные предприятия и целые, отрасли и эксплуатируя их, превратил общенародные ресурсы, в коллосальные личные состояния! Власть, видимо, считает, что легче выжимать соки из незащищенных слоев населения, чем вступать в конфликт с акулами бизнеса. По мнению Президента РФ: "окрепший отечественный бизнес сейчас имеет возможность инвестировать в производство высокотехнологичных промышленных продуктов". И это действительно так. Но коррумпированный бизнес не имеет никакого желания это делать и не делает. Это одна из важнейших проблем, которую призваны решать правительство и президент.

Существенным подспорьем в решении инвестиционных проблем и модернизации экономики мог бы стать стабилизационный фонд и золотовалютные резервы. Но страшилки министра финансов Кудрина о том, что включение средств стабфонда в бюджетные расходы ведет к инфляции, продолжают действовать. Самые авторитетные эксперты ни один раз публично высказывали недоумение: как может развиваться экономика, если деньги, заработанные ею, изымаются из инвестиционного процесса, как можно надеяться на вложение иностранного капитала, если само государство и российские предприниматели вывозят деньги за рубеж и вкладывают в чужую экономику? Это абсурд. Но и сегодня эта практика продолжается. Главный приоритет - накопление фондов. Правда, чтобы кое-как сгладить нарастающее недовольство правительство решилось на разделение стабфонда на два - Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный Фонд берет на себя функции стабфонда, а Фонд будущих поколений - аккумулирует деньги на случай, если расходы государства резко возрастут, а с доходами будет туговато. Ну а что получит от этой навации бюджет? Оказывается очень немного. Резервный фонд будет составлять 10% от ВВП и к 2011 году, по расчетам, составит 4 трлн. 447млрд. рублей. Из него будет выделятся в бюджет трансферт в размере 6, 1% от ВВП. Не густо. Так что разделение стабилизационного фонда на два никак не означает переориентации его на модернизацию экономики.

Власти, надеются, что разговоры о поступательном движении вперед новом периоде развития помогут им отвлечь внимание людей от реальных бед. Иначе как можно понять такие пассажи проекта: планируется снизить к 2010 году инфляцию до 5, 8-6, 5% против нынешней официальной в 9,6 %. А в это же время по прогнозам Минэкономразвития, тарифы на услуги ЖКХ поднимуться в 2008 г. на 17%, в 2009 г. - на18, 2, в 2010 -18, 4%, т. е. чуть не вдвое, а "Газпром собирается "выравнять" внутренние цены на газ до уровня европейских стран и поднять их на 25% в 2008 г., на 27% в 2009 и 2010 годах. В этих условиях обещанные прибавки к зарплатам и пенсиям не только не приведут к улучшению жизни бюджетников, но еще сильнее ударят по самым бедней и незащищенной части общества.

Расходы на 2008 год запланированы в размере 6 трлн. 500 млрд. рублей. Это всего 18, 5% от валового внутреннего продукта. Остальные денежные средства /а это 5/6 ВВП/ пойдут мимо бюджета, хотя даже в странах с устойчивой рыночной экономикой через бюджет распределяется 35-40% валового внутреннего продукта. Так что при разумном использовании да же имеющихся средств мы могли бы иметь расходную часть бюджета значительно солиднее за счет сокращения валютных резервов и переориентации Стабфонда. Могли бы планировать и государственные инвестиции в большем размене. А власть говорит об инновационной экономике, а объем инвестиций в нынешнем ВВП не превышает 35% от уровня 1989 года.

Это одна сторона дела. Есть и другая - как бюджетные средства распределяются. По уверению правительственных чиновников увеличение расходов идет за счет инвестиционных и социальных программ. Так ли это? Факты начисто опровергают эти утверждения. Скажем, из 5, 46 трлн. руб расходной части бюджета на 2007 год на социальную политику выделяется всего 256 млрд. рублей. Состояния миллиардеров удваиваются чуть ли не ежегодно, а у большинства населения не хватает средств на удовлетворение самых элементарных потребностей: на еду, одежду, транспорт, оплату бытовых услуг. На развитие сельского хозяйства в 2007 году выделено 0, 4% расходной части бюджета. Проект АПК уместнее было бы назвать не проект развития, а проект добития АПК. До сих пор нет специальной программы по развитию нанотехнологий. Говорим о высокотехнологичной промышленности, а доля наукоемкой продукции составляет всего 0,3 - 0,8 %. По мнению ученых, если мы в ближайшее время не найдем возможности вкладывать в нашу науку суммы, пусть не равные китайским или американским, но хотя бы соответствующие нашему бюджету, то не может быть речи ни о каком технологическом рывке. Правительство в лучшем случае сможет заниматься "инвестиционной косметикой", а масштаб проблем требует серьезного реального финансирования как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

Вместо того, чтобы накопленные ресурсы вкладывать в развитие производство, науки, образования, решение социальных вопросов власти бездумно транжирят их вместе с международными спекулянтами и пройдохами. Ведутся разговоры о диверсификации экономики за счет подъема перерабатывающих отраслей и тут же изымают чуть ли не половину этих накоплений в виде неприкасаемых для производства фондов, работающих на чужую экономику и пополнение коллосальных состояний сверхбогачей. Специалисты самого высокого класса убеждают, что стране выгодно в максимальной степени вкладываясь средства в финансирование социально-экономической инфраструктуры, ЖКХ, дороги, связь. Новейшие технологические разработки. Но воз и ныне там. Сумма средств размещенных российскими резидентами на счетах иностранных банков в конце 2006 года достигла 220 млрд. долларов. Это примерно 5,5 трлн. рублей, т. е. суммы почти равные расходной части бюджета. Возникает вопрос: а за счет чего же будем укреплять финансовую базу инвестиций, за счет чего вести модернизацию экономики, развитие высоких технологий? Тем более, что практику прогрессивных налогов на доходы сверхбогатых правительство отвергает. Успехи, о которых оно вещает - лукавые, не отражают реальных процессов. Индекс промышленного производства в 2006 году по сравнению с 2005 годом вырос всего 3,9%. Причем, рост наблюдался только в добывающих отраслях и только в денежном -выражении. Что касается натуральных показателей, они, наоборот, говорят не о росте, а о сокращении производства по большинству позиций, в частности, по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования, паровых и гидравлических турбин, холодильных установок, нефтеаппаратуры, зерновых комбайнов и многого другого.

Продолжает пребывать в кризисном состоянии сельское хозяйство, сокращаются инвестиции в основной капитал, усиливается неравномерно сть развития отдельных регионов, в частности, снижается динамика, развития Дальневосточного региона. Так что источников увеличения денежных поступлений в экономику ожидать не приходится. Громкая риторика о масштабных проектах, инновационном характере развития реальными мерами по обновлению производствам пока не подкрепляется.

Трехлетка, изобилующая мудреными словечками вроде диверсификации, модернизации, профицитов, консенcусов и трансфертов, направлена не на укрепление и развитие экономики России, а скорее создания благоприятных условий для размножения олигархов и миллиардеров, защиту их интересов и стремлений. Если мы хотим изменить положение, то надо изменить основы Российской экономической политики, заниматься не распродажей ресурсов, а разработкой долгосрочных комплексных планов развития народного хозяйства, организации производства на основе достижения науки, объективных законов его функционирования, скурпулезного анализа допущенных ошибок и просчетов, накопленного опыта и достижений других стран.


10.04.07, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>