Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
???? ??????? ???? ??????

Программа Народного радио «Традиция»

Тема передачи: Кого готовит наша школа?;

Гости студии: доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России Всеволод Юрьевич Троицкий;

Ведущие: Владимир Анищенков;

Только у того народа есть будущее, который свято чтит заветы предков.

Владимир Анищенков: Когда заходит разговор о реформе нашей школы, честно говоря, сердце сжимается от нехороших предчувствий. Новый, нынешний учебный год, который начался в сентябре месяце, вновь принёс новации в нашу систему образования. Всеволод Юрьевич, как вы считаете, к чему могут привести эти новации?

Всеволод Троицкий: К сожалению, мы опять сталкиваемся с последовательным разрушением школы, и это настолько очевидно, что даже человек не очень профессионально мыслящий легко поймет это. Очередная попытка погрома отечественной школы включает несколько новых принципов. Во-первых, вначале года учителям объявили, что предлагается отменить сочинения по литературе, как форму экзаменационной работы в школе. Затем было сказано, что экзамены по русскому языку переводятся на систему тестирования. Количество часов на изучение иностранного языка увеличивается до 5 в неделю, начиная с младших классов, и <в 9-х классах предлагается ввести малый ЕГЭ (единый государственный экзамен).

К чему же ведут эти так называемые новации, эти этапы разрушения школы? Начнем с сочинения. Каково педагогическое значение этой самостоятельной работы как жанра. Во-первых, этот жанр связан с коренными задачами школы – с обучением мышлению. Элементы самостоятельного мышления в сочинении связаны с письменной речью. Изложение – это в известном смысле подчинение какой-то задаче повторения того, что видит ученик. А сочинение – это ориентация на самостоятельность, на творческое или, по крайней мере, самостоятельное мышление и выражение своих мыслей в письменном виде. Сочинение – это овладение родным, литературным, письменным языком на уровне среднего образования, потому что самостоятельная письменная речь устанавливает и закрепляет в сознании учащегося поток мыслей и речений. Оно, безусловно, необходимо для формирования грамотного мышления. Оно организует ум, учит рассуждению, способствует формированию языковой личности. Кроме того, сочинение приобщает к логике. Раньше, в период вершинного развития советской школы, в 10 классе изучали логику. Сейчас, по существу, сочинение – единственный жанр, который как-то может обучить логическому мышлению, потому что многие предметы, кстати не только гуманитарные, преподаются в наше время иногда алогично. К сожалению, это тоже факт, который требует особого рассмотрения.

Итак, сочинение приучает более строго и самостоятельно мыслить, сосредотачиваться на поставленной задаче, настраивает на анализ и обязывает видеть цель, работать по плану, рассуждать в прямом соответствии с поставленными и возникающими вопросами. Наконец, сочинение организует читательскую практику, то есть содействует предметному ознакомлению с классическими произведениями, которые содержат ничем не заменимый в образовании огромный познавательный духовно-нравственный, художественно-эстетический и культурный потенциал.

Ведь духовно-нравственное, мировоззренческое воспитывающее значение русской литературы уникально. Она была и остается средоточием исторического опыта народа, фундаментом становления здорового мировоззрения, соприродного духу и интересам России. Она является важнейшим фактором формирования нравственной, национально-государственной и патриотически настроенной личности. То есть русская литература – не только учебник жизни, как мы раньше говорили, но богатейший арсенал позитивного духовно-нравственного идейно-художественного опыта, лежащего в основе здоровой жизнедеятельности человека. И если сочинения нет, ученик рассуждает прагматически, как он сейчас привык рассуждать: «А для чего я буду читать? Ну, как-нибудь отвечу, что-нибудь скажу». Сочинение требует некоторой сосредоточенности и естественного обращения к тексту, особенно при нашем отсутствии культуры чтения, которая пропадает уже потому, что видеоинформация вытесняет нормальную, здоровую и наиболее плодотворную для развития человека информацию через чтение. В этот период изымать сочинение – является разрушительным.

Владимир Анищенков:. На первый взгляд, странно, почему убирается такой способ обучения, но если проанализировать последние события и все новации последних лет, то даже неспециалисту видно, что из школы пытаются сделать такое место, где будут не воспитывать подрастающие поколения, а просто-напросто делать из них зомби, которыми легко управлять в будущем.

Всеволод Троицкий: С вами нельзя не согласиться, потому что все то, что происходит сейчас в культурной, или, скорее, в антикультурной среде, есть направленное разрушение здорового мировосприятия. Часто рассуждают о так называемой (не истинной) свободе, но забывают, что наша должна быть человеческой свободой, и путают человеческую свободу свободой орангутана. Орангутан ведет себя как угодно в зоопарке, и никто ему не скажет, что он плохо себя ведет. Он свободен в своем поведении. Но человек руководствуется человеческими принципами поведения. Он не просто сознателен, у него есть традиции, о которых мы постоянно говорим.

Без традиции просто невозможно представить себе ни школу, ни жизнь нормального человека, потому что культурная традиция – путь естественного наследия научного и духовного опыта. Она лежит в основе знаний, образования и всей духовной жизни общества. Через нее осуществляется связь времен. Она придает человеческому бытию, человеческой истории высокое значение, нравственный смысл, обеспечивает устойчивость всех сторон жизни. Традиция есть созидательный обычай, соприродный жизни порядок различных сторон человеческого отношения к миру. Культурная традиция формируется через осознание и признание абсолютных ценностей, увековеченных представлений, именно человеческих представлений, безусловных духовно-нравственных установок и единственно возможных решений.

Говорят «свобода». Человек может передвигаться как угодно, он может лечь на землю и катиться как бревно. Он может ходить на руках, но нормальные движения человека – ходить на двух ногах, и никто не скажет, что это не так. Значит, есть известные традиции поведения физического. Но есть известные традиции и поведения нравственного. Эти традиции и есть наша свобода, свобода получать нормальное образование, свобода жить по-совести, сообразно принятому укладу. Сегодня свобода толкуется извращенно. С чего началось разрушение нашего образования? С того, что основным принципом был объявлен плюрализм, плюрализм, плюрализм. Но, простите меня, в образовании должен быть отнюдь не плюрализм, а, напротив, традиция, традиция добра. Есть безусловные понятия и каждый человек должен отличать добро от зла. А какой плюрализм? Я что, должен принимать добро и зло? Нет. Я принимаю только добро, именно потому, что я человек. Я принимаю человеческое, а не античеловеческое и не псевдочеловеческое.

Вот в этом смысле в школу сейчас и разрушают, потому что фундаментальные знания, фундаментальные дисциплины изучаются, во-первых, недостойно, и, во-вторых, растворяются в массе второстепенных, может быть, в какой-то степени и интересных, но не столь важных и нужных дисциплин. Сразу заговорили вновь о перегрузке школьников, но эта перегрузка идет за счет второстепенных, ненужных предметов, а основные предметы и основные принципы разрушаются.

Владимир Анищенков: Сокращаются часы основных, фундаментальных предметов.

Всеволод Троицкий: В этом году предложено отвести 5 часов на иностранный язык в младших классах. Дети, еще плохо зная родной язык, будут изучать английский? Это вообще денационализация школы, перевод ее на чисто колониальные рельсы, когда человек должен знать, как говорит хозяин, а остальное – неважно. Но самое главное в том, что, отводя недостаточное количество часов на изучение русского языка, мы не даем ребенку возможности сформировать верное представление о мире, которое всегда очень сильно связано с осознанием, с проникновением в родное слово.

Родное же слово познается не в одной фразе, а в текстах, и чтобы изучать язык, недостаточно иметь учебник русского языка. По учебнику можно овладеть принципами орфографии, пунктуации, но научить языку можно только в процессе говорения и чтения. Когда мать разговаривает с ребенком, она многократно повторяет ему одно и то же, и он в начале своей жизни. Что же касается значения слова, его оттенков, которые и помогают нашему мышлению, они проявляются разным образом в текстах художественных произведений, поэтому русский язык без знания русской литературы полноценно изучить невозможно. Даже увеличение часов, отведенных на изучение русского языка, но без изучения русской литературы не дадут эффекта. Раньше люди были грамотны именно потому, что они хорошо знали именно литературу, а уровень знания литературы, зависит от знания текста. Вернадский и Зелинский, встречаясь иногда у Зелинского, садились у камина, и Вернадский начинал читать наизусть страницами «Войну и мир», а Зелинский продолжал. Вот это – знание литературы. Они знали тексты, а без знания текстов знание языка невозможно.

Владимир Анищенков: В народе всегда было такое понятие, что грамотный человек – это тот, который умеет читать, писать и считать, а сейчас получается, что человек, получивший образование, читать не умеет, пишет неправильно, да и со счетом у него трудности, хотя мы сегодня, наверное, не будем касаться математических предметов. от 08.12.2006 Всеволод Троицкий: Очень коротко можно сказать и об этом. Мы наблюдаем постоянно: продавец 2 + 2 складывает на калькуляторе, но это же смешно. Умение считать – это тоже развитие сознания, а не только для чисто прагматических целей. Математический язык и математические способы тоже чрезвычайно развивают человека, поэтому второй удар пришелся по математике, как одному из основных предметов. Мне говорили специалисты, что в элитарных школах Израиля учатся по классическим учебникам Киселева, которые учили логически мыслить, а у нас введены такие способы обучения математике, что профессор, доктор наук не может решить задачу своему внуку, потому что она нелогично построена, не сформулированы условия, при которых возможно ее решение. Вот вам еще один пример, в каком направлении реформируется у нас образование.

Владимир Анищенков: Мы сейчас говорим о реформировании внутри школы, но сегодня еще приходится действовать в необычных внешних условиях.

Всеволод Троицкий: Да, это действительно так. К сожалению, мы недооцениваем того, что называется «культурной средой» или лучше было бы сказать «раскультуривающей средой».

На протяжении последнего времени я почти нигде, ни на улице, ни в магазинах не слышу русской музыки, и это меня страшно тяготит, поэтому, придя домой, я прежде всего либо сажусь за фортепиано и импровизирую, либо включаю классическую музыку. Это мне необходимо для оздоровления. В свое время Полетаев, руководитель коллектива «Баян» очень подробно говорил об этом и сообщил, в частности, что специалисты доказали: если в эфире в постоянном звучании 60 процентов неродной музыки, то происходит разрушение сознания, денационализация, потому что без самобытного начала национальный человек перестает быть человеком. Это первое, что меня очень волнует.

Второе, это, конечно, языковая среда. Она разрушается нагло, цинично, бессовестно, причем, как раз сверху, иначе что означает вопрос Швыдкого: «возможен ли русский язык без мата»? Это кощунство. Русский язык – это язык, созданный народом и его высочайшими художниками, это культурное явление, а у всякой культуры есть иерархия ценностей: святое, доброе – обыденное, пошлое, низменное. Если человек относится к языку как к культурному явлению, он понимает, что мешать все эти иерархические ступени – значит разрушать культуру. Куда вы ставите стол в своем доме – в туалете или в гостиной? Где угощаете своих гостей? Кладете ли вы на обеденный стол нечистоты? Нет, конечно. А Швыдкой как раз и предлагает нечистоты языка класть на обычный стол. Кто он такой? Самый настоящий разрушитель русской культуры и, в этом смысле, враг моего народа, русского народа. Я его по-другому не воспринимаю.

Владимир Анищенков: Я думаю, что многие так же к нему относятся.

Всеволод Троицкий: Это враждебная деятельность, причем официальная. Многие понимают, что это, по существу, разрушение русской культуры, её духовности, но у нас нет свободы защитить свою культуру, нет законов, которые бы защищали меня как носителя этой культуры. Если когда-нибудь будет принят такой закон, то это и будет защита от Швыдких, а так – один плюрализм.

Владимир Анищенков: Именно так. У нас звонок. Пожалуйста, говорите. Радиослушательница: Моя дочь учится во втором классе и у меня очень удручающее впечатление от происходящего в школе. Молодые учителя в начальных классах с трудом излагают свои мысли, язык у них далеко не литературный, и родители, конечно, тоже просто потрясающие. То есть уже сделано очень много для разложения современных молодых родителей, которые должны воспитывать детей. Дети во втором классе разглядывают глянцевые журналы, где два слова про куклу Барби, а остальное – о подготовке девиц лёгкого поведения. Даже руки опускаются. Очень трудно воспитывать ребёнка против течения, не идти в поводу у лукавого, а пытаться дома заложить основы мировоззрения. Естественно, дети не умеют говорить, а тут еще английский язык ввели со второго класса, и моя девочка стала шепелявить, язычок стал вываливаться – мы же «с» так не говорим, и я не знаю, чем это всё закончится.

Всеволод Троицкий: Вы нашли верные слова для того, чтобы выразить то отчаяние, которое должно овладевать здоровым, нормальным человеком в наших условиях. Очень трудно воспитывать детей, как вы выразились, идя против течения. Да, мы идём против течения. Но вот у Алексея Константиновича Толстого есть замечательное оптимистическое стихотворение «Против течения». Часто приходится идти против течения, чтобы остаться людьми, и для того, чтобы у ребенка возникло желание идти против течения, нужно суметь сказать ему правду о том, что происходит, нужно уметь представить ему образ настоящего человека, утверждающего свое человеческое достоинство. Ребенку нужно показать, что он – человек, и утвердить его в этом замечательном, достойном звании. Человек воистину звучит гордо, но не в смысле гордыни, а в смысле утверждения высокого, стремящегося к настоящему, небесному, а не к животному, низменному. Вот это утверждение в себе человеческого достоинства и высокого духа должно стать основой воспитания и противодействия всему тому злому, растлевающему, разлагающему, что сейчас делается в нашем образовании.

А насчет преподавания языка и того, что у вашей девочки появилась шепелявость – это наглядный пример того, как вредно, не закрепив в основе владение родным языком, изучать язык иностранный. Это называется «преступление государственного масштаба». Господа чиновники, господа правители, если вы слышите нас, остановите изучение иностранного языка в таких масштабах в младшей школе, когда нужно закрепить знание родного русского языка. Будьте мужественны, пойдите против течения!

Владимир Анищенков: Еще один звонок. Пожалуйста, слушаем вас.

Радиослушатель: Бороться надо не со следствиями, а с причинами. Русский язык, литературу и другие основополагающие науки должны преподавать учителя от Бога. В старой книжке «Православное воспитание детей» есть очень умная мысль о том, что русских детей должны учить русские люди, которые любят свой народ, любят свою Родину. В то время было много учителей из немцев, французов, но будь учитель даже академиком, все-таки главное в том, чтобы это был человек, уважающий и знающий традиции страны, любящий детей. А кто же это старается во всяком удобном случае просто навредить? Во всех сферах деятельности, за что ни возьмёшься – везде что-то не так, как нужно. Говорят «пятая колонна». А что такое пятая колонна? Из разговоров я понял, что это – иудаисты и, конечно, ожидовленные русские и другие народы, которые просто стали на путь поклонения золотому тельцу, на путь удовлетворения «безгранично растущих потребностей», а не на путь духовного восхождения.

Владимир Анищенков: Конечно, нужно смотреть на то, как все это изначально выстраивается, а не только на результаты деятельности.

Всеволод Троицкий: В дополнение к сказанному. В свое время основами образования занимался гражданин Израиля Осмолов. Сам г-н Филиппов признался, что некоторые наши учебники рецензируются за рубежом. Я могу назвать фамилии реформаторов, приведенные в официальных документах по образованию, иногда с грифом «для служебного пользования». Это Осборн, Эрки Ахо, Сью Бэрриман, Пьер Даст, Дэвид Дорн, Томас Эйсмонд, Кауфман, Стивен Керр, Легран, Дейл Манн, Дональд Найсмит и т.д. Все это – консультанты нашего образования! Могут ли они посоветовать нам что-нибудь хорошее, если они сюда приехали на чужие деньги?

Владимир Анищенков: Умеют ли они вообще говорить по-русски? У нас еще звонок. Ольга Васильевна: На концерте оркестра «Баян» медики проводили эксперимент и установили, что психологическое состояние слушателя резко улучшается за время концерта.

Всеволод Троицкий: Только не всякой музыки, а музыки хорошей, созидающей, классической, народной. Есть музыка разрушающая, и есть люди, которые ее защищают. Ее можно сравнить с непечатным языком, за который так ратует г-н Швыдкой. Классическая и народная музыка – это литературный язык в этом смысле, а дурная музыка – это то, что разрушает сознание.

Владимир Анищенков: Да, и мы с вами это видим. У нас звонок. Слушаем вас. Радиослушатель: Я проверяю сочинения на знакомую всем людям тему – обыкновенные биографии. Вы бы знали, как они безграмотно написаны! Зощенко отдыхает. Это – результаты нашего обучения.

Владимир Анищенков: Мне бы хотелось, чтобы после нашей передачи у людей не опускались руки, чтобы они действовали. Что мы можем предложить радиослушателям?

Всеволод Троицкий: Никогда нельзя опускать рук. Если мы любим свой народ, то мы в него верим, а если верим, то мы не должны отчаиваться, а должны искать пути для настоящего противостояния. Противостоять трудно, потому что против нас работает по-существу, государственная машина. Здесь основа – личность человека, то добро, которое традиционно в нашем образовании. Порекомендовать можно, прежде всего, утверждение доброго, разумного и вечного через самоутверждение личности. Я вспоминаю своего отца, который никогда не слушал ничего дурного. Он не осуждал, а просто молча вставал и уходил. Я очень поздно оценил его человеческое достоинство высшей марки. Это было уважение человеком себя. Я не хочу слушать это! Это дурно. Я знаю, что это дурно, и не буду слушать. Мне говорят: «А как же, ведь нужно познакомиться, нужно вникнуть». Если вы идёте по улице и видите яму с нечистотами, ощущаете запах, то вы обходите эту яму, а те, кто предлагает «ознакомиться», тем самым предлагают с головой нырнуть в нее. Это же абсурд. Значит, на первых этапах это устранение от дурного. Этому учит и Православие: уйди от дурного, не вникай в него, не занимайся тем, что может тебя запачкать. Вот это первый принцип.

Второй принцип, который очень важен, это уже образовательный принцип. Мы должны постепенно переводить своих детей к чтению. Это необходимо, потому что только чтение и информация, полученная чтением, созидательна. Чтение литературы, которая созидает человека, утверждает во мне человека – это плодотворное занятие.

Конечно, нужно и протестовать, нужно требовать у школы, чтобы она прививала созидательное мировоззрение. Нужно писать письма по поводу того, что происходит в школе, и писем должно быть много. Я приведу пример. У меня был разговор с одним старым работником Думы. Я высказал своё возмущение этими нововведениями, а он спросил полуехидно: «А что ж вы не пишете? Если бы вы писали, мы бы тогда и делали. За пятнадцать лет разрушения народ устал, но нельзя складывать руки. Нужно писать постоянно всем – от низших чиновников до президента. Без этого нам действительно не подняться.

Приходят новые учителя, молодые учителя, которые учились в вузах, где также не достает часов, и где такие же обескровленные программы. Они не могут преподавать так, как должно. У них уже иной уровень образования. Таким образом, успехи наших врагов очень велики, но это не значит, что нам конец. Мы имеем ту твердую добрую традицию нашей культуры, православную традицию, которая является основанием всех наших дел в будущем. И я глубоко убежден, что такую культуру и такую традицию, если возьмёмся действительно за дело дружно, победить нельзя, никогда и ни при каких условиях. Все настоящие, здоровые новации – это преображённые традиции.

http://www.narodinfo.ru/program/35668

08.12.2006


29.05.07, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>