Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
?.?. ??????????. ??????, ?????????? ? ??????????? ?????

"Куда идет эволюция? Этот вопрос может быть задан отдельно для трех ее видов: космического, биологического, человеческого. Его задавали также для эволюции в целом... Может случиться, что эта эволюция просто плывет по волнам случая и не идет никуда в особенности. Существует, однако, возмож­ность, которой нельзя дать никакого строгого подтверждения, что универ­сальная эволюция является одним великим делом, в котором все и всё явля­ются составляющими..." Т. Добжанский

* * *

Что может служить прочным метафизиче­ским основанием научной картины мира? Уже в начале нашего века прозвучал ответ Павла Фло­ренского: платоновская философская традиция [1,2]. Тогда этот ответ казался не только не очевидным, но и попросту антинаучным. Те­перь мы находим все новые и новые доказатель­ства его правоты.

Две темы являются важнейшими для фило­софии объективного идеализма: онтологиче­ский статус сознания ("реальность идеально­го") и антитеза холизм-редукционизм. Платон показал их теснейшую связь, открыв существо­вание таких уникальных бытийных объектов, целостность которых не сводится к сколь угод­но сложному взаимодействию их частей, но имеет своим основанием идеальное [3].

Сказанное нуждается в некотором поясне­нии. За двадцать пять веков до Флоренского великие эллинские философы сформулировали два альтернативных подхода к пониманию Все­ленной. Демокрит учил, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Здесь не только догад­ка о существовании неделимых частиц мате­рии, но и центральный принцип мироустройст­ва. Вселенная подобна огромному механизму: вся последовательно, этаж за этажом выстраива­ется только снизу вверх. Целое всегда в конеч­ном счете сводимо к сумме его частей. Такой подход получил название редукционизма.

Платон разработал принципиально иной, целостный, холистический подход. Мир подо­бен огромному организму, человек есть микро­косм. И здесь главное не в аналогии между Кос­мосом и живыми существами, а в утверждении о существовании таких объектов, принцип уст­ройства которых прямо противоположен обыч­ным, составным. В них целое предшествует своим частям, детерминирует их свойства. Та­кие объекты Платон называл Целое; это слово по-гречески звучит как "холон".

Значит, платоновское Целое, холон, не есть предел, достигаемый сложной системой при бесконечном увеличении числа элементов и связей между ними. Целостность есть несводи­мое ни к чему иному фундаментальное качест­во, аналогичное, если воспользоваться совре­менными примерами, гравитации, спину и т.д.

Соответственно этому и в понимании фено­мена сознания также присутствуют два принци­пиально разных подхода. Концепция Демокрита и его многочислен­ных последователей утверждает, что "сознание есть свойство высокоорганизованной материи", "материя первична, сознание вторично" и т.д.

Концепция Платона: идеальное и матери­альное — это разные уровни одного и того же бытия, одной и той же универсальной субстан­ции. Идеальное — сущностный, смысловой ин­вариант материального; материальное — реа­лизация, воплощение идеального. Но существует ли в мире хотя бы один холон? И какие могут быть причины сомневаться в спра­ведливости материалистической трактовки соз­нания?

В прошлом веке считалось почти общепри­знанным, что данные науки говорят в пользу редукционистской картины мира. Этот взгляд и до сих пор остается весьма распространен­ным.

Между тем современное естествознание свидетельствует о глубоком кризисе редукцио­низма. Мы обсудим проблемы, в которых это обстоятельство проявляется особенно отчетливо.

"НЕПОСТИЖИМАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАТЕМАТИКИ В ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКАХ"

Так называется известная статья нобелев­ского лауреата по физике Вигнера [4]. (См. так­же [5 - 7]). Физики так давно и так успешно используют язык математики, что очень мно­гим проблема, поднятая Вигнером, кажется не требующей особого обсуждения. Говорят, что неким (непостижимым) образом понятия и ак­сиомы математики "отражают объективные закономерности материального мира", потому и столь успешны. Но что служит физическим аналогом квадратного корня из минус единицы, или гильбертова пространства комплексных функций?

Язык математики позволяет единым обра­зом описывать совершенно разнородные про­цессы. Что общего между движением груза, подвешенного на пружине, и током, протекаю­щем в контуре, содержащем емкость и индук­тивность? Ответ знают школьники.

Но главное не в этом: неожиданные связи возникают и между самими математическими понятиями. "Пространство" этих понятий уст­роено весьма своеобразно: в нем то, что на пер­вый взгляд кажется разнородным или даже не­сопоставимым, с иной точки зрения может стать весьма сходным или даже тождест­венным.

Именно поэтому с его помощью удается об­наружить такие связи между природными фе­номенами, наличие которых не может подска­зать ни тонкий физический эксперимент, ни самая глубокая интуиция. И чем более общие, абстрактные, так сказать оторванные от реаль­ности (понимаемой по-демокритовски) понятия используются, тем более глубокие, общие зако­номерности удается сформулировать. Поэтому законы физики имеют столь поразительную простоту и общность.

Между тем само множество математиче­ских понятий разворачивается вовсе не по ана­логии с реальным миром, а в соответствии со своей, как сказал бы философ, имманентной логикой, при решении внутренних проблем самой математики. Тогда возникает впечатление, что математика — это не только и не столько уни­версальный язык естественных наук, сколько источник некой уникальной информации об устройстве мира в целом.

Но все то, что сейчас кажется непостижи­мым Вигнеру, было достаточно ясным еще Га­лилею. Все знают, что великий итальянец — один из основателей теоретической физики. Из­вестно также, что Галилей открыл спутники Юпитера и лунные кратеры. Гораздо менее из­вестно, что по своим философским взглядам он был последовательным платонистом, его зна­менитые диалоги по форме — подражание пла­тоновским. Поэтому для Галилея столь естест­венно было сделать еще одно важнейшее открытие, с которого по сути дела и начинается история физики как науки: законы природы записаны на языке математики. Это вполне пла­тоновский ход мысли [8].

Значит, если мир есть платоновское целое, то единство его следует искать в идеальной плоскости. Именно поэтому появляющиеся в последние годы многочисленные "Теории все­го" оказываются тем успешнее, чем более абст­рактные математические структуры имеют в своей основе.

АНТРОПНАЯ ПРОБЛЕМА В КОСМОЛОГИИ [9]

Давно известен фундаментальный факт по­разительной точности совпадения значений ми­ровых констант с необходимыми условиями возникновения жизни. Иными словами, появле­ние живых существ (а значит, и человека) воз­можно лишь при фантастически точном их со­ответствии весьма жестким критериям, и речь здесь идет о десятичных дробях со многими десятками нулей после запятой. Даже незначи­тельные вариации констант изменят образ всей материальной Вселенной самым драматиче­ским образом.

Хорошо известно несколько подходов к ос­мыслению этого факта.

_____________________________________________________________________

Для чтения дальнейшего текста статьи пройдите по гиперссылке ЗДЕСЬ Материал публикуется с любезного разрешения автора и согласия сайтов "Социогнозис" и "Культура мира". Полный текст данной работы находится по адресу: http://www.sociognosis.narod.ru/myweb8/docs/moskovskiy_platon.htm


19.06.07, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>