Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
???????? ????????. ?? ?????????????? ???????????, ??????...

Недавно на сайте www.kommunar-press.ru (а также на сайте www.za-nauku.ru) была помещена статья кандидата филологических наук, доцента Фаины Макаровой «Идет капитализация и американизация образования» (из журнала «ОБЩЕСТВО И ЗДОРОВЬЕ» № 6 2006).

Никаких возражений против оценок ее автора социальной сути «реформ» нынешних правителей («… приводят только к развалу и краху того, что начинают «реформировать») у меня нет. Все это правда. Но я не согласен с оценками автора роли в проведении «реформ» (правильнее «деформ») образования г-на (гражданина, но есть и другие мнения) Фурсенко и нынешнего состояния американской системы образования.

Я не считаю г-на Фурсенко дураком, просто у него другие цели, чем у автора упомянутой статьи. И, соглашаясь с доцентом Фаиной Макаровой по поводу того, что серьезные эксперты на Западе оценивают модель образования либерастов как тупиковую, хотел бы обратить внимание на то, что США и многие страны Европы от нее отказываются. Другое дело нынешняя Россия, ее западные конкуренты весьма заинтересованы, чтобы она в ней была.

Германии в таком постепенном отказе от нее помогло ее воссоединение. Мой опыт сотрудничества с представителями немецких фирм после освоения Россией демократии (тоже, кстати, тупиковый путь социального развития) показал, что специалисты ГДР, получившие высшее образование в Советском Союзе, попав в Западную Германию, делают там более успешную карьеру, чем местные.

- Томас, почему так происходит? – спросил я у одного из таких бывших ГДРешников.

- А что ты хочешь? – ответил он. – В МЭИ меня учили думать, а их у них учили знать.

Тем не менее, практика тестовых экзаменов в ней еще очень распространена. В 2002 году я лично испытал ее прелести, участвуя в одном учебном семинаре, который предусматривал тестовую оценку его результатов. Герр профессор Пильц проводил предтестовое натаскивание участников семинара, во время которого достаточно прозрачно просматривались тестовые вопросники. Когда по одному из вопросов русские слушатели критически оценили все предлагаемые ответы, герр профессор сначала что-то пробормотал относительно неточностей перевода, а он как бывший ГДРешник (это было в Дрездене) очень хорошо владел русским языком, потом махнул рукой и решительно предложил: «В 17-м вопросе поставьте крестик в 4-ой графе, и на этом закончим это обсуждение».

Система тестовых оценок уже начала свое пагубное шествие. Происходит отказ от прежних принципов образования, заключающихся в стремлении осваивать знания через их осмысление, на безмозглое заучивание ответов на тесты. А это приводит к тому, как сказал один мой знакомый, что в отученных думать головах будут механически откладываться и предлагаемые неправильные ответы. И, например, на вопрос «Кто такой Наполеон» у четверти экзаменующихся всплывет в памяти ответ «Император древнего Рима», но и ответы «Древнеегипетский фараон» и «Популярный кондитер» тоже не останутся без внимания.

Не торопятся отказываться от советской модели образования и в других странах бывшего социалистического лагеря, а Финляндия интенсивно ее осваивает. Это несмотря на то, что капитализму обойтись без «двухкоридорного» образования трудно. Хотя, например, Япония, как-то решила умудриться это сделать. Промежуточное решение было найдено на пути производства вместо специалистов с высшим образованием болонок, то бишь, бакалавров.

Не точна (но не неправа) мадам доцент и в оценке того, что «Америка уже давно живёт «чужими мозгами», и, прежде всего, научным потенциалом интеллектуалов из России». В США уже поняли, что поток «научного потенциала интеллектуалов» (но не «из России», а из Советского Союза) уже кончился, а его подобие уже из России им не нужно (кроме, разве, отдельных его представителей). И американы в очередной раз (впервые это было при президенте Кеннеди) со вполне капиталистическим рационализмом озаботились производить этот потенциал сами. Конечно, покупать его было дешевле, но теперь стратегия изменилась. Теперь целью США стало убивать его у конкурентов, а потому для себя готовить его самим.

Не претендуя на обобщения, я, тем не менее, хочу поделиться своими наблюдениями по Нью-Йорку. За последние полтора-два (!) года его мэр Майкл Блумберг разительно преобразовал школьное образование в городе. Конечно, для выпускников школ первой ступени («по-нашему» - примерно 4-й класс) сложение дробей с одинаковыми знаменателями еще считается задачей повышенной сложности, на которую способны 1-2 ученика из класса. Но ведь и у нас в последнее время благодаря усилиям фурсенок некоторые выпускники 11-ых классов при сложении дробей складывают числители с числителями, а знаменатели со знаменателями. Зато в Нью-Йорке теперь большое внимание стали оказывать самим процедурам обучения. В школы подбираются учителя (по крайней мере, в начальной школе) с особыми педагогическими способностями. Они могут не обладать академическими знаниями, но они любят детей, добры и ласковы к ним. Я бы даже сказал, что там сложился особый клан фанатиков школьного образования, ведь и там зарплата у школьных учителей не так-то уж и высока (по американским меркам). Нечто подобное было у нас в земских школах до революции и в довоенный советский период, после того как по инициативе Сталина отказались от демократической педологии и перешли к схеме всеобщего «аристократического школьного образования». Теперь в Нью-Йорке дети и взрослые становятся все более доброжелательными друг к другу. По-видимому, считается, что в этих условиях талантливым детям легче будет пробиваться в школы 2-ой и 3-ей ступеней с более высоким уровнем преподавания, ну, а из выходцев из низших слоев общества, например, «испаников» и других им подобных, не будут вырастать откровенные бандиты, учитывая, что в этих семьях много наркоманов и алкоголиков. И, действительно, по вечерам стало безопасно находиться не только в Централ-парке (а он граничит с Гарлемом), но и в окраинных парках, например, в Трайон-парке, где еще два-три года тому назад находиться в это время настоятельно не рекомендовалось. Активно заниматься школьными программами с недавних пор вменено библиотекам, которые теперь переполнены. Теперь там в сотрудничестве со школами постоянно проходят внешкольные занятия по физике, биологии и другим подобным предметам. То же можно сказать о музеях. Постоянное наблюдение за развитием детей обязаны теперь вести детские поликлиники, где врачи должны контролировать посещение детьми библиотек и чтение ими соответствующих их возрасту книг.

А уже в этом году Колумбийский университет решил открыть у себя специальную школу (вроде советских колмогоровской и новосибирской ФМШ) для своих будущих студентов. В начале года там происходил «тестовый» отбор детей, желающих туда поступить после окончания школы первой ступени. На 100 предполагаемых мест (начало занятий в этом сентябре) ожидалось получить 400 заявок. Получили 1200. Провели два отборочных тура кандидатов. 100 талантливых детей отобрали, да еще 20 человек поставили на «лист ожидания». Потом из уже отобранных детей на оный лист перевели 30 человек, поскольку 30 мест забронировала для себя администрация города (чиновник, он и в Нью-Йорке чиновник). Но интересна была и методика этого «тестового» отбора. Детям было предложено сколько-то тем (возможно, 4 или 5). По ним за, как кажется, полтора часа надо было написать что-то вроде сочинения, причем были подсказки, в каком ключе эти темы можно было раскрывать. Не что писать, а возможные аспекты обсуждения темы. Детям и их родителям было заранее известно, что будет оцениваться не столько содержание сочинения, сколько особенности мышления ребенка, излагающего свои взгляды на него. Несколько месяцев специально проинструктированные преподаватели университета проверяли анонимно представленные им сочинение, по два рецензента на каждое, как кажется, по 100-балльной системе, при которой учитывалось как его грамотность (в меньшей степени), так и его тематическое и интеллектуальное (особенно) содержание. А уже потом проводилась анонимная же «тестовая» оценка сочинений.

Конечно, капитализм – есть капитализм, и по отношению к образованию подрастающего поколения он в очередной раз показал свою динамичность. Ему не нужно поголовное высшее образование, большая часть детей будет направлена в коридор, ведущий их в будущие сантехники и таксисты (по г-ну Путину тоже). Это для Белоруссии, Кубы, да вот еще Японии оно стало стратегической целью. Но и об укреплении своих интеллектуальных основ капитализм озаботился весьма. Так что и для наших правителей и министров даже эпитет «капиталисты» не подходит, нужен какой-то другой. Как и для всех прочих «чиновников от науки». Не нужны им собственные Платоны и Невтоны. Это уж точно.

Июнь 2007


22.06.07, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>