Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
?????????? ?????? ???????? ???? ?? ????????? ???????????????? ????????????? ?????.

Как сообщалось ранее, движение "За возрождение отечественной науки" приняло участие в конкурсе по проблемам реструктуризации академической науки, объявленном Администрацией Президента РФ. Победителем конкурса, впрочем, оказалась, как и следовало ожидать, структура, связанная с самой Администрацией Президента – Центр "Открытая экономика". Нет никаких оснований рассчитывать, что активность Администрации президента пойдет на пользу российской науке. Движение "За возрождение отечественной науки" считает крайне важным активное участие ученых, а также специалистов в области управления, в выработке плана преобразований, необходимых российской науке. Мы публикуем конкурсную заявку Движения, содержащую некоторые наши предложения, и предлагаем другим участникам конкурса, всем заинтересованным организациям и экспертам опубликовать свои предложения на нашем сайте. На основе этих материалов мы предлагаем провести в сентябре-октябре 2005г. конференцию по проблемам российской науки.

Центральный Совет Движения "За возрождение отечественной науки"

_______________________________________________________________________________

КОНКУРСНАЯ ЗАЯВКА НА ВЫПОЛНЕНИЕ НИР:

«Анализ структуры, функций, источников и механизмов финансирования Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств. Возможные пути их модернизации, в том числе механизмы интеграции. Создание интегрированных научно-образовательных структур. Разработка предложений по совершенствованию системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации, мер по повышению эффективности системы контроля качества образовательных услуг, предоставляемых организациями высшего и среднего профессионального образования, предусмотрев при этом создание механизмов общественного контроля».

I.

Россия, как и весь остальной мир, находится уже в постиндустриальной эпохе, в которой могут достойно существовать только государства, успешно строящие информационное общество, основанное на экономике знаний (высоких технологий во всех областях жизнедеятельности). Стратегическим ресурсом такого общества становятся новые технологии, использующие открытия в области фундаментальной науки и новейшие изобретения, а его базой - научный кадровый потенциал, способный выявлять возникающие проблемы и решать поставленные перед ним задачи. Мировой опыт свидетельствует, что потерю научных традиций, ученых высшей квалификации нельзя восполнить за короткий срок даже при благоприятных экономических условиях, т.к. для создания полноценных научных школ необходимо 2-3 поколения. Необходимо констатировать, что политика в отношении науки, проводившаяся в России последние 15 лет, поставила под угрозу развитие стратегически важных направлений науки и высоких технологий. Снижение технологического уровня, а, следовательно, и производительности труда, неизбежно влечет за собой тяжелые последствия, связанные с бедностью, безработицей, распространением эпидемий и т.д. . Проведенный анализ возможных путей экономического и социального развития страны показывает, что альтернативой полноценной работы научного комплекса России является дальнейшее сокращение и деградация ее населения. Таким образом, сохранение и динамичное развитие российской науки есть приоритетная общенациональная задача, решать которую придется в условиях «чрезвычайной ситуации», когда

- фактически уничтожены крупные научные центры, в первую очередь в прикладной науке, обеспечивавшие конкурентоспособность российской оборонки, ресурсную безопасность страны, создание новых лекарств, удобрений и т.д.;

- объем финансирования (и зарплата, и, особенно, затраты на научное оборудование) в научных организациях всех форм собственности уменьшился, по разным оценкам, в 5-15 раз, деградация основных фондов и приборного оборудования достигла запредельного уровня;

- практически полностью разрушена система управления отраслевой наукой;

- в науке наступил тяжелый кадровый кризис, когда при абсолютном сокращении числа исследователей происходит их быстрое старение и ухудшение качественного состава, разрушается преемственность поколений, средний возраст исследователей достиг в настоящее время 49 лет (в 80-е г.г.-40лет), причем средний возраст кандидатов наук превысил 53г., а докторов наук - 61 год.

По официальным данным число исследователей уменьшилось более чем в 2.5 раза (реально существенно больше). Сокращение кадров в науке обусловлено уходом ученых в «ненаучную» деятельность (бизнес, банковская деятельность, управление, мелкая торговля), «утечкой мозгов» и естественной убылью без необходимого восполнения. В то же время развитые страны Запада из каждого российского квалифицированного специалиста-эмигранта извлекают значительный экономический эффект, не неся затрат на подготовку кадров. «Утечка мозгов» затрагивает, в основном, специальности в области высоких технологий: математике, физике, материаловедении, химии, биохимии и т.д.

За годы «реформ» разрушена система подготовки научных кадров. Разорвана цепочка отбора способной молодежи - «школа-ВУЗ-аспирантура-докторантура», практически перекрыт источник пополнения ведущих ВУЗов трудолюбивыми и талантливыми студентами из села, малых и средних городов, который давал большинство выдающихся ученых и конструкторов в СССР.

Одной из важнейших причин кадрового кризиса науки является беспрецедентное падение общественного статуса ученых, на протяжении всей российской истории составлявших наиболее престижный и уважаемый слой общества. Унизительное материальное положение, в которое поставлены даже маститые ученые, и современная российская массовая культура формирующая в сознании граждан устойчивую ассоциацию «ученый-социальный аутсайдер» («нищий», «нахлебник», «если ты такой умный, то почему ты такой бедный») привели к тому, что по данным социологических опросов профессия ученого среди молодежи в современной России является одной из наименее престижных.

В указанных выше исключительно сложных условиях Российская академия наук и другие академии, имеющие государственный статус, в наибольшей степени сохранили свой потенциал, и при кардинальном изменении политики государства в отношении науки способны решать крупные научные задачи и способствовать развитию «экономики знаний».

II.

Научное знание может быть востребовано лишь в контексте реальных попыток модернизации страны, гармоничного развития экономики.

Конкретизация задач, которые следует решать отечественной науке, определяется стоящими перед обществом проблемами, которые оно не в состоянии разрешить традиционными способами. Поскольку при этом наука решает национальные проблемы и оплачивается данным обществом, то ее нельзя считать, как сейчас нередко принято, явлением полностью интернациональным. Интернациональной она становится лишь в том случае, когда достигнутыми результатами начинают пользоваться нации, не вносившие вклад в ее развитие.

Неизбежность глобализации и связанные с ней процессы свободного перетока капитала и рабочей силы по градиенту нормы прибыли со всей серьезностью ставят вопрос о сохранении в жестких природных условиях России достигнутого уровня экономического развития и об удержании территории России в рамках пространства европейской цивилизации.

В условиях открытой экономики вопрос сохранения на территории России европейской культуры и населения может быть решен только посредством повышения конкурентоспособности хозяйственной деятельности на базе оптимального использования имеющихся в стране ресурсов с применением технологий, позволяющих нейтрализовать отрицательные стороны российских природно-климатических условий. Такие технологии могут быть созданы только отечественной наукой на базе тщательного изучения возможностей эффективного использования отечественных ресурсов, а также открытия и исследования новых явлений, в том числе характерных для нашей природно-климатической зоны. Соединение результатов этих исследований с передовыми достижениями мировой науки могло бы привести к разработке оригинальных технологий, способных дать в России большой экономический эффект.

Из сказанного вытекают задачи, которые следует ставить перед отечественной фундаментальной наукой.

В качестве первой задачи может быть выделена задача развертывания активной деятельности по поддержанию и развитию национальной научно-технической информационной системы. Необходимо сделать так, чтобы все значимые научные и технические достижения мировой и отечественной науки были широко доступны не только для ученых, но и для инженерно-технических работников, изобретателей и учащейся молодежи на русском языке в виде монографий, статей в научной периодике, справочников, учебников, научно-популярной литературы, а также через электронные средства информации. При этом к русскому языку следует относиться не просто как к одному из четырех полноценных носителей мировой научно-технической информации (наряду с английским, французским и китайским), но еще и как к основному оставшемуся на сегодняшний день фактору, замедляющему отток дееспособного населения с территории России.

Другая задача фундаментальной науки состоит в том, чтобы поддерживать активную исследовательскую работу по широкому спектру направлений, отдавая при этом приоритет тем исследованиям, которые в перспективе могут принести экономический эффект в условиях нашей страны. Выполнение подобных исследований не только приводит к наполнению научно-технической информационной системы новыми знаниями, актуальными для прикладной науки и производства, но и готовит кадры высокой квалификации, способные быстро воспринимать и творчески использовать последние достижения мировой науки при решении задач прикладного характера. Воспитываемые в институтах фундаментальной науки кадры подобны армии, которая, будучи в резерве и постоянно тренируясь, всегда готова отразить любой вызов времени. Очевидно, что, также как и отсутствие армии, отсутствие интеллектуального потенциала, способного противостоять внешней экспансии, может привести страну к печальным последствиям. При наличии реальной перспективы больших социальных потрясений в условиях стихийного развития процессов глобализации, задача общественных наук состоит в том, чтобы предвидеть возможные угрозы и разработать меры для защиты населения страны от негативных последствий глобализации. Для этого, как минимум, необходимо отслеживать развивающиеся демографические (структура рождаемости, смертности и миграции населения и т.д.), экономические (структура и динамика производства, движение капиталов и т.д.) и политические (изменение социальной структуры общества, экономическое и социальное расслоение, анализ причин активизации классовых, национальных и религиозных движений) процессы не только внутри страны, но и в мировом масштабе.

Рассматривая роль государства в обеспечении развития отечественной науки, следует иметь ввиду, что частные предприятия, работающие в области науки, как правило, либо занимаются продажей на Запад задела разработок, созданного в СССР, либо формируют и используют коллективы высококвалифицированных специалистов в интересах западных фирм (например, крупное подразделение фирмы «Intel» в Москве было сформировано на базе ОАО, занимавшегося разработками современных микропроцессоров для нужд Российской армии).

Очевидно, что только государство в нашей стране может обеспечить комплексный, непрерывный процесс исследований и опытно-конструкторских разработок, включая полноценную подготовку научных кадров – гораздо более ценного ресурса, чем любые сырьевые и валютные резервы.

В свою очередь наука должна непосредственно взаимодействовать с органами государственного управления в качестве

- исполнителя государственного заказа на научную продукцию, необходимую для реализации общенациональных программ;

- института независимой экспертизы и прогнозирования, позволяющего дать оценку крупным проектам, затрагивающим общественные интересы.

Потенциал Российской академии наук и других академий, имеющих государственный статус, может и должен быть максимально эффективно использован для решения указанных выше задач.

III.

Академия наук СССР сыграла первостепенную роль в развитии научно-технического потенциала СССР, обеспечении обороноспособности страны, выведении Советского Союза в число самых передовых стран в области науки и образования. Все это оказалось возможным, прежде всего, благодаря гармоничному включению АН СССР в единый народно-хозяйственный комплекс, постоянному вниманию государства к вопросам развития науки, достаточному финансированию приоритетных научных направлений.

После распада СССР и резкого изменения функций государства российская наука стала терять свои позиции в мире, ослабло ее влияние на развитие экономики страны. Оказались подорванными сами основы функционирования РАН и других академий, имеющих государственный статус.

Вопрос о повышении эффективности деятельности РАН и других академий является остро актуальным, а задержка с принятием необходимых решений уже дорого обошлась российской науке. Вместе с тем сложность вопроса о реформировании РАН и негативный опыт проведения реформ в России требуют, чтобы преобразования проводились в соответствии с обоснованными и понятными ученым и всему обществу принципами. На наш взгляд, необходимо, в частности:

А) до начала преобразований в РАН руководству страны четко сформулировать цели и задачи, стоящие перед наукой в России, и принять действенные меры повышающие роль науки при принятии государственных решений;

Б) обозначить как приоритетную цель преобразований сохранение научных школ, созданных в РАН и других академиях, имея в виду, что развал научной школы не может быть компенсирован в обозримом будущем даже при резком увеличении финансирования науки;

В) предусмотреть, что преобразования должны быть осуществлены согласованным образом на трех уровнях научной и научно-организационной сферы:

1) ученый;

2) научно-исследовательский институт;

3) руководящие органы академий и государственные органы, отвечающие за развитие науки.

В.1) Предельно низкий уровень оплаты труда ученых, в сравнении с доходами других социальных групп, не имеет аналогов в мире и является национальным позором. Однако, совершенно неправильно ограничивать необходимые изменения в положении ученых только повышением оплаты их труда. Опыт всех стран, независимо от различий в их политическом и экономическом устройстве, требует

- утверждения государственного статуса ученого высшей квалификации, предусматривающего гарантии его постоянной занятости и высокой оплаты труда;

- обеспечения определенной независимости от администрации научной работы ученого и учета его мнения при принятии кадровых решений в научно-исследовательском институте;

- принятия решений о пенсионном обеспечении ученых в размере не менее двух третей зарплаты, получаемой до ухода на пенсию.

Условием получения ученым указанного выше статуса должны быть значительные достижения в научной деятельности, прохождение соответствующего конкурса (аттестации) с учетом мнения российских и зарубежных ученых. Аттестационная деятельность должна быть скоординирована с работой ВАК и проводиться Академией под государственным контролем. В качестве требований, предъявляемых к аттестованным ученым высшей квалификации, может быть предусмотрено их обязательное участие в образовательной деятельности, проводимой Академией. Получение статуса ученого высшей квалификации и соответствующей «постоянной позиции» должно служить стимулом активной научной работы для молодых ученых, работающих первоначально по долгосрочному контракту.

В.2) Структура Академии, в том числе перечень научно-исследовательских институтов, а также правовые формы их организации, должны определяться руководящими органами Академии в соответствии с ее Уставом. В зависимости от масштаба и характера деятельности научно-исследовательского института, в частности, от степени его вовлеченности в прикладные исследования, формируются материально-техническая база и кадровый состав НИИ. Соответствующие решения принимаются самим Институтом, руководством РАН или, при необходимости, органом государственного управления. Указанный подход позволяет обеспечить гибкость в выборе организационных форм функционирования НИИ.

В.3) Существующая структура государственных органов управления наукой не обеспечивает эффективное использование научного потенциала РАН и других академий. Учет опыта СССР и опыта развитых стран Запада показывает необходимость создания в структуре правительства органа, отвечающего за реализацию приоритетных проектов по созданию принципиально новых технологий. Этот орган должен распоряжаться определенными бюджетными средствами (бюджет развития), ставить задачи перед руководством РАН, или непосредственно взаимодействовать с соответствующими научно-исследовательскими институтами. Руководящие органы РАН должны в первую очередь обеспечивать выбор оптимальных направлений развития науки.

При выполнении НИР предполагается развитие положений, изложенных выше, детальный анализ опыта решения вопросов организации научно-образовательной деятельности в развитых странах, а также выработка предложений по содержанию нормативных документов, принятие которых необходимо для проведения модернизации Российской академии наук и других академий, имеющих государственный статус.

По поручению Центрального совета Движения «ЗВОН» и. о. Председателя Центрального совета, член-корр. РАН Б.С. Кашин


19.08.05, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>