Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
? ???????? ????????...

Сисгема образования - в ожидании радикальных перемен. В Государственной Думе готовится ко второму чтению Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». Руководители профильного комитета говорят о том, что концепция закона уже не обсуждается (она одобрена в первом чтении), но одновременно пытаются успокоить вузовское сообщество, уверяя, что это закон «технический».

____________________________________________________________

На самом же деле (и это отметил на парламентских слушаниях 5 июня ректор МГУ В. А. Садовничий) речь идет о создании принципиально другой структуры высшего образования. Действительно, в законодательном закреплении подготовки бакалавров и магистров ничего нового мет — она существует в нашей стране с 1992 года. Принципиальная новизна законопроекта кроется в другом, о чем особенно не говорят вслух. Прежде всего — в отмене 5-летней подготовки специалистов (учителей, инженеров и проч.), которая стабильно занимает свыше 90% в общем объеме выпускников вузов.

Утверждают, что специалисты сохранятся, но перечень специальностей будет резко сокращен, их список скорее всего ограничится медицинскими, военными и творческими специальностями и будет утверждаться правительством. Это значит, что вузы потеряют право самим определять, кого они готовят — специалистов или бакалавров. Никаких «или»! Массовым должен стать четырехлетний (дай Бог не трехлетний, как предлагалось министерством!) бакалавриат,в магистратуру же смогут по конкурсу поступить в лучшем случае 25 -30% его выпускников. Причем магистратура (и это правильно с точки зрения обеспечения качества образования) сосредоточится в немногих крупнейших уни¬верситетах. Как говорится, почувствуйте разницу: до сих пор лишь незначительное число бакалавров уходило из вузов после окончания четырехлетнего обучения, остальные продолжали учебу на 5-м курсе или в магистратуре. Теперь предлагается другая идеология: бакалавр должен идти работать.

Зададим вопрос: а что он может, бакалавр? И чтобы перейти от теоретических рассуждений к конкретике, обратимся к отрасли, которая затрагивает всех и каждого в стране, - к подготовке педагогов. Сегодня это в массе своей — учителя двух предметов, поскольку иначе ни сельскую малокомплектную школу не обеспечишь, ни нагрузку учителю, к примеру, музыки или химии, не наберешь (мало часов в учебном плане). У будущего учителя почти 4 тысячи часов отведено на изучение основного предмета, свыше 1,5 тыся¬чи часов занимает психолого-педагогический цикл, 20 недель — практика в школе. А у бакалавра образование в основном общепедагогическое, преимущественно теоретическое. На предмет идет 1200 часов, на практику — всего 8 недель. Доверят ли родители своего ребенка тако¬му «общетеоретическому» педагогу?

Дальше будет еще интереснее. Предполагается стандартизировать лишь федеральную часть (то есть как раз психолого-педагогическую). А специальная подготовка будет полностью отдана на откуп вузам. Проще говоря, в педагогической части будут готовить студентов всех вузов по общим правилам, а по предмету — кто как понимает. Можно не сомневаться, что через некоторое время появятся учителя, изучившие совсем разные разделы одной и той же, к примеру, физики или математики. И о какой фундаментальности образования, едином образовательном пространстве, равных стартовых возможностях и прочих необходимых для огромной страны условиях можно тогда вести речь?!

Не забудем, что педвузам еще надо решить целый ряд актуальных задач: углубить знания психологии, научить использова¬нию ИКТ, проектным и прочим новым методикам, усилить подготовку к воспитательной деятельности, научить работе с родителями. А как со вторым предметом, без чего школе просто не выжить? И это все - за 4 года?..

Один из главных вопросов: где может работать бакалавр образования? За 15 лет, с тех пор как осуществляется многоуровневая подготовка, система образования так и не определилась с решением этого вопроса. Ос¬новная должность в школе — учитель, и что бы кто ни говорил, без изучения школьных предметов, приобщения к знаниям, развития интеллекта нет образования. Предполагаемая сфера деятепьности магистра — профильная школа, управление образованием, научная деятельность, работа в вузе (что тоже еще нуждается в нормативном закреплении).

Бакалавр же в условиях перехода образования на инновационные модели развития, введения всеобщего полного образования явно не готов к работе преподавателем, педагогом-психологом. Помощников учителей и других должностей «под бакалавра» в школе просто нет. Возможно, сфера деятельности бакалавра лежит вне преподавания и вне школы (в системе дополнительного образования, сети курсов, например). Но сколько таких педагогов нужно стране? И где, а -также за какие средства они будут доучиваться до учителя, закончив бакалавриат?

Вывод напрашивается один:если уже много лет ведется подготовка бакалавров и магистров образования, но по-прежнему школа признает практически только специалистов-учителей, не означает ли это, что надо прислушаться к мнению работодателей?

В качестве аргумента для перехода к двухуровневой (вместо вариативной многоступенчатой) системе высшего образования выдвигаются требования Болонского процесса. Но подготовка учителей — это наша внутренняя проблема, которая к Болонскому процессу не имеет никакого отношения. Мы должны прежде всего решить важнейшую государственную задачу кадрового обеспечения собственной системы образования. Если же молодой человек желает получить диплом европейского образца, можно дополнительно проработать возможности перезачета полученного образования в сопоставимых единицах. Но при этом нельзя упускать из виду важнейший аргумент в пользу укрепления нашей системы педагогического образования: во всех развитых странах учителя находятся в сфере особого внимания государства.

Юрий НАУМЕНКО

Московская правда, 29 июня 2007


01.07.07, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>