Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
?????? ????????????? ???????? ??????? ?? ??????? ????? ???????? ?????????????? ???????? 4 ???? 2007 ?.

О социально-экономическом развитии России до 2015 г.

Резюме научного доклада на круглом столе Вольного экономического общества 4 июля 2007 г.

Развернутый материал этого доклада будет опубликован на нашем сайте в ближайшие дни.

_____________________________________________________________________________

Накануне обновления высших институтов государственной власти Российской Федерации группа исследователей из Российской Академии наук считает необходимым представить общественности научную оценку складывающейся в стране социально-экономической ситуации и предложения по дальнейшему развитию России.

1. Постдефолтный (после 1998 г.) период характеризуется явным улучшением экономического положения в стране. После беспрецедентной в истории России ХХ века хозяйственной рецессии высокими темпами увеличиваются макроэкономические показатели. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1999-2006 г.г. составили 6,7%, промышленного производства -6,1%, сельскохозяйственного производства -3,8%, инвестиций в основной капитал- 10,5%. После обвального падения жизненного уровня россиян в 90-е годы заметно растет средний уровень реальных личных доходов.

Разумеется, улучшению обстановки в стране способствовали чрезвычайно благоприятные для России изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках. В то же время после 2000г. был внесен ряд позитивных изменений и в экономическую политику. Меры по обеспечению макроэкономической стабильности были дополнены усилиями по формированию адекватных для рыночной экономики институтов. Стали обозначаться некоторые элементы промышленной, социальной и региональной политики. Уменьшение налогового бремени сопровождается более полным изъятием природной ренты. Во внешнеэкономической сфере заметны признаки консолидации общественного интереса. В результате российская экономика начала функционировать в рыночном режиме и адекватно реагировать на макроэкономические решения.

Но у экономической науки есть особая привилегия и особая ответственность.

Наша привилегия – предвидеть последствия текущих решений, сокращая зону «проб и ошибок». Наша ответственность – просвещать общество и доводить до лиц, принимающих решения, результаты беспристрастных исследований. Так что в поисках эффективных рекомендаций мы пытались основывать наши практические выводы на научном знании, не руководствуясь идеологическими пристрастиями и не уповая только на так называемый «здравый смысл».

2. Целый ряд процессов и явлений в российской экономической жизни вызывают серьезную озабоченность. Власть оказалась не в состоянии воспользоваться всеми выгодами благоприятного изменения конъюнктуры мировых рынков. Не удается обеспечить диверсификацию экономики страны и направить поток имеющихся мощных ресурсов в высокотехнологичные секторы. Явно неудовлетворительными темпами ведутся работы по обновлению и развитию инфраструктурных отраслей. Сохраняется тяжелейшее положение в аграрном секторе экономики. Не преодолены глубокие разрывы между основными элементами инновационного цикла: фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками, реальным сектором экономики. В условиях экономического роста особенно заметным становится отсутствие эффективной политики в экологической области.

Серьезнейшую угрозу социальной стабильности представляет зашкалившая за все разумные пределы дифференциация богатства и доходов в российском обществе. Опасность для государственной целостности исходит от самовоспроизводящихся огромных разрывов в уровнях экономического развития российских регионов.

В кризисном состоянии находятся системы образования и медицинского обслуживания. Сложившиеся экономические условия функционирования сферы, призванной создавать и распространять художественные ценности, ведут к засилью массовой культуры, что негативно сказывается на духовном состоянии российского общества. В целом продолжается деградация национального человеческого потенциала, выражающаяся среди прочего в прогрессирующем разложении государственного аппарата и принявшей беспрецедентный размах коррупции.

Судя по документам высших органов государственной власти, она осознает названные проблемы. На их решение, в частности, направлена реализация целого ряда проектов, получивших название национальных. Однако анализ размеров средств и создаваемых механизмов реализации этих проектов не позволяет оптимистически оценивать перспективу.

Таким образом, налицо серьезные основания для пересмотра проводимого социально-экономического курса.

3. На динамику нашей экономики огромное влияние оказывают разнообразные внутренние и внешние факторы, причем в условиях глобализации значение внешних обстоятельств ощутимо растет.

Судя по всему, в обозримой перспективе уровень управляемости на глобальном уровне продолжит снижаться. Большинство главных международных институтов и правил поведения ослабеют или окажутся неадекватными постоянно изменяющимся условиям. Непредсказуемость международного развития представляет собой серьезный вызов, в том числе и безопасности традиционных лидеров международной системы, включая Россию. Число потенциальных конфликтов как внутригосударственного, так и межгосударственного характера будет, скорее всего, увеличиваться. Придется, по-видимому, считаться с ростом угроз региональной нестабильности, перехода отдельных территорий под контроль негосударственных элементов, мафиозных кланов и террористических структур, политической и религиозной радикализации масс населения, распространения ОМУ и его попадания в руки негосударственных игроков.

В этом мире Россия должна выработать и осуществить стратегию становления страны в качестве одного из полюсов роста и силы в современном глобализирующемся мире, стать одним из его «системных интеграторов». От политики восстановления Россия должна перейти к стратегии развития. Период до 2015 г. должен стать первым этапом этой стратегии.

4. Прежде всего необходимо акцентировать внимание на очевидной контр- продуктивности политики 1990-х годов, в соответствии с которой за рыночные реформы необходимо расплачиваться национальным человеческим потенциалом. Научный анализ показывает: у нас нет другого выхода кроме формирования стратегии, которую мы называем «социальный императив». Она должна содержать четыре основных пункта.

Во-первых, это введение бюджетных обязательств государства в форме нормативов минимальных расходов государственного бюджета на финансирование культуры, науки, образования и здравоохранения, а также минимального уровня оплаты труда работников этих отраслей.

Во-вторых, требуется кратное увеличение минимального уровня оплаты труда в стране в целом, без чего невозможно говорить о развитии главного ресурса современного экономического роста – человеческого капитала.

Мнение о неизбежном в этом случае раскручивании инфляционной спирали, как показано в тексте доклада, не имеет под собой сколь-нибудь серьезных научных оснований.

В-третьих, должны быть созданы механизмы обеспечения финансовой устойчивости национальной пенсионной системы через восстановление обязательных страховых платежей во внебюджетные социальные фонды.

В-четвертых, необходима организация массовой ипотеки для привлечения средне- и низкодоходных слоев населения на рынок сбережений, кредита и строительства путем организации строительных сберкасс с государственным софинансированием.

5. Для эффективного развития отечественной экономики исключительно важен так и не решенный вопрос о собственности. В результате специфической приватизации она оказалась нелегитимной в глазах и общества, и власти, и самих собственников. Решая его, надо, с одной стороны, избавить общество от полученной при «обвальной» приватизации «социальной травмы», а с другой, - нельзя допустить при этом дискредитации частной собственности как института и, в частности, разрушения эффективно функционирующих предпринимательских структур. Выполнить эту задачу следует путем введения налога на капитал по его рыночной оценке, используя полученные средства на социальные цели. Такой налог будет способствовать восстановлению социальной справедливости и стимулировать становление эффективных собственников.

6. Едва ли не самая тяжелая проблема российской экономики – низкое качество ее реального сектора. За форсированное формирование рыночной экономики стране пришлось заплатить деградацией ее научно-технологического и производственного потенциала. Не может не вызывать озабоченности тот факт, что несмотря на заметный экономический рост последних лет, тенденция «примитивизации» производственной структуры экономики не приостановлена. Снижение ее технологического уровня ведет к тому, что в стране ослабевают перспективы перехода к инновационному типу развития. Сегодня Россия вплотную приблизилась к утрате собственной технологической базы машиностроения и индустрии потребительских товаров.

Надо отдавать себе отчет в том, что диверсификация экономики не может быть осуществлена спонтанно, то есть исключительно через рыночное саморегулирование. Ставка на него в 90-е годы предопределила стремительную деиндустриализацию одной из ведущих промышленных держав мира, по существу, свела экономику к ее сырьевому сектору. Раз сегодня ставятся задачи модернизации, включая достижение столь желаемой международной конкурентоспособности, у страны нет другого пути кроме активной структурной политики, содержащей выбор приоритетов развития и способов их реализации. Действительно дискуссионным является лишь вопрос о критериях выбора этих приоритетов, равно как и об оптимальных комбинациях инструментов их реализации. Наши предложения на этот счет приведены в полном тексте доклада.

7. Формирование и реализация социально-экономических интересов российского общества будут в возрастающей степени зависеть от качества его государственного устройства и политической системы. Сегодня они нуждаются в улучшении, чтобы указанные интересы действительно отражали общественные ожидания, и на этой основе формулировалась рациональная экономическая политика в интересах нации в целом. Следует стремиться к такому развитию, которое должно привести к формированию гармоничного, т.е. внутренне согласованного, непротиворечивого общественно-экономического уклада.

Целостность российского пространства при его огромной природно-географической, цивилизационной и социально-экономической дифференцированности обеспечивается не установлением единообразия его административного и экономического устройства, а, наоборот, предоставлением возможностей для развития объективно обусловленного разнообразия субъектов РФ в их административном устройстве, формах и механизмах экономической деятельности, отношений в системе «центр - регионы».

Ключевое значение имеет создание эффективных механизмов сменяемости исполнительной власти в случае, если общество теряет веру в проводимый ею курс. Наиболее естественное здесь решение – формирование правительства парламентским большинством.


14.07.07, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>