Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
?????? ???????. ? ?????? ???? ??????, ????? ????????? ??????? ?? ???????????, ??? ???????, ?????.

Доклад народного министра финансов и руководителя фракции «Родина» в Госдуме С.Ю.Глазьева на народном педсовете.

Такого отношения к образованию, которое демонстрирует нам федеральная власть, нигде в мире, наверное, не встретишь. Который год мы пытаемся объяснить чиновникам от власти, что образование это не расходы и затраты. Образование – это инвестиции. Инвестиции в будущее страны, инвестиции в человека, который уже давно стал главной производительной силой современной экономики. Можно долго рассуждать, какой нужен уровень инфляции для экономического роста – 2%, 8%. Может ли быть экономический рост при 20%-ной инфляции. Но совершенно очевидно, что экономического роста не может быть в принципе с безграмотным населением. Все страны мира сегодня ставят в качестве задачи переход к всеобщему 15-летнему образованию для своих граждан. Европа уже давно предоставляет такую возможность всем желающим и делает это не из соображений социальной справедливости и тем более не из благотворительных побуждений тамошних правителей. А делает это исходя из жесткой необходимости современной конкурентной борьбы, в условиях, когда научно-технический прогресс стал главным фактором экономического роста, и экономика знаний является основой современного производства. Если мы посмотрим, чем наше государство принципиально отличается от других в современном мире, то мы увидим, что наши правители берут в качестве образца государства примерно 150-летней давности, когда главные их функции заключались в обеспечении обороны, правопорядка и защиты прав собственности. Но с тех пор представление о роли государства в обществе кардинально изменилось. Если вы сравните расходы государства по отношению к ВВП сто лет назад и сегодня для всех развитых стран, вы вынесете одну тенденцию – эти расходы выросли более чем троекратно. Причем рост произошел не за счет расходов на полицию, не за счет расходов на армию, а за счет расходов на образование, здравоохранение и науку.

Начиная с середины прошлого века инвестиции в человека, образование и науку во всех без исключения развитых странах превышают инвестиции в железо, в строительство, в машинную оборону. Это отражение того элементарного факта, что именно человеческие знания, умения, творчество стали главными двигателями современного развития.

Минимальный стандарт (бюджетных расходов на образование и науку) для нормального общества, для современной экономики, нормального поддержания экономики составляет не менее 5% от ВВП. В законе «Об образовании» на эти цели прописывается сумма в 10% от национального дохода, что соответствует примерно 7% от ВВП. И у нас нет никаких оснований пересматривать эту цифру. От того, что мы стали бедными, мы не можем себе позволить тратить меньше на образование. Наоборот, мы должны тратить больше, потому что те 5% от ВВП, которые мы имеем сегодня, это в два раза меньше тех 5% от ВВП, что мы имели 10 лет назад. Нормальная норма финансирования образования - только для поддержания существующего в стране научно-образовательного потенциала - составляет 10% от национального дохода. Именно эта сумма была отражена в законе «Об образовании». Эта норма была отменена печально известным 122-м законом.

Правительство к новому учебному году в проекте бюджета на 2006 год декларирует, что образование является приоритетным направлением. Если посмотреть на прогноз федерального правительства на будущий год, видно, что из 10 приоритетных задач, которое правительство ставит перед собой и перед страной, - задача модернизации образования числится под номером 1. То есть, правительства декларирует, что это приоритет номер один. И в подтверждение этому говорит о том, что бюджетные расходы на образование увеличиваются на 26,5%. О консолидированном бюджете, из которого идет большая часть расходов на образование, оно скромно умалчивает. Кроме того, правительственные чиновники рапортуют, что бюджетные расходы на гражданское образование увеличиваются на 25%. Но цифры, как говорится, упрямая вещь. Когда мы сопоставляем вес расходов на образование в консолидированном бюджете по отношению к ВВП России, мы получаем те же самые 3,2%. А если посмотреть на динамику расходов на нужды образования за последние четыре года, то четко просматривается тенденция к снижению веса образования в структуре расходов государства. Сколько бы правительство ни говорило, что это приоритет номер один, простой математический расчет демонстрирует, что в реальном выражении расходы на образование катастрофически падают.

Народное правительство уже несколько раз обсуждало проблему, сложившуюся в системе образования. Мое мнение основано на рекомендациях педагогического сообщества, ведущих ученых, на нашем понимании роли и места образования в современном мире. И получается, что расходы только на эти цели, на поддержание имеющегося образовательного потенциала, должны быть увеличены, как минимум, вдвое. Что это означает? Все расходы консолидированного бюджета на систему образования в будущем году составят около 885 млрд. рублей. Где взять недостающую сумму, как удвоить расходы? Конечно, самый простой способ пересмотреть расходные статьи государственного бюджета в пользу образования. Скажу сразу, что нет никакого смысла экономить около 800 млрд. рублей профицита этого бюджета ради спокойствия иностранных кредиторов. Эти деньги, замечу, выводятся из экономики, направляются в Стабилизационный фонд только по одной причине – чтобы иностранные кредиторы спали спокойно. Если мы разделим сегодня объем российского внешнего долга на величину денег, накопленных в этой «кубышке», получится, что под каждый доллар иностранного внешнего долга мы фактически резервируем такую же сумму в нашей бюджетной системе. Это абсурд, который не понятен ни одному финансисту в мире. Такова абсурдная политика нашей власти. Самым ярким проявлением этой абсурдности является непомерно раздутый стабилизационный фонд, существование которого объясняется то фактором спокойствия иностранных кредиторов, то необходимостью запастись деньгами на «черный день», когда цены на нефть рухнут. Но самое абсурдное, что, по чистосердечному признанию, российского министра экономического развития Грефа и министра финансов Кудрина, они не знают, куда потратить эти деньги.

Происходящее в социально-экономической политике понять умом невозможно. Имея такой денежный запас, правительство рассуждает о том, что улучшения финансового положения образования, а также здравоохранения можно достичь только путем реформирования этих сфер, суть которого сводится к банальной коммерциализации. Недостающие 3% ВВП в систему образования предлагается заплатить по второму разу самим учащимся или их родителям. Для этого школам предоставляется право привлекать деньги, расширять свою самостоятельность, включая непрофильные виды деятельности, занимать деньги в кредит, а родителям предлагается платить за обучение. Я бы нашего министра образования Фурсенко назвал министром 25%, потому что у него все подходы примерно такие. В науке и образовании он предлагает на 25% сократить численность и на те же 25% перевести финансирование системы образования на самих учащихся. Наша власть рассматривает образование как банальную коммерческую услугу, за которую потребитель должен платить свои деньги.

А сколько потребитель в принципе может за это заплатить? Если мы поделим недостающие средства для нормального функционирования образования на количество учащихся в нашей стране, мы получим, что правительство, видимо, рассчитывает, что на каждого российского ученика родители смогут заплатить примерно 20 тысяч рублей в год. И это создает предпосылки для резкого расслоения в системе образования.

Мы не можем согласиться с таким откровенно безразличным подходом неквалифицированных чиновников и видим возможность удвоения расходов на образование, возможность удвоения заработной платы работников образования до уровня не менее 12 тысяч в месяц. На будущий год правительство намерено сохранить недооценку труда учителей по сравнению с работниками остальной социально-экономической сферы примерно на треть. Если средняя зарплата на будущий год прогнозируется на уровне 10 тысяч рублей, то для педагогов – около 7 тысяч в месяц. То есть, сохраняется явная дискриминация, - даже при том, что квалификация учителя существенно выше среднестатистической по экономике, и даже по промышленности. Есть реальная возможность поднять расходы на образование не только за счет стабилизационного фонда. В концепции альтернативной бюджетной политики были предложены и другие источники. У нас достаточно богатая страна, чтобы каждому человеку гарантировать бесплатное, современное высшее образование, и мы будем к этому стремиться, заставляя нынешнюю власть делать это.

http://www.glazev.ru/print.php?article=1099


05.09.05, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>