Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
????????? ???????? ??????????????? ???????? ? ??????

1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1.1. Качественные изменения в экономической, социально-политической и духовной сферах общественной жизни, обусловленные интенсивным развитием и использованием современных информационно-коммуникационных технологий, обозначили движение человечества к новой, постиндустриальной фазе развития – информационному обществу.

Отличительными чертами информационного общества являются:

существенное увеличение в валовом внутреннем продукте доли отраслей экономики, связанных с производством знаний, с созданием и внедрением наукоемких, в том числе информационных, технологий, других продуктов интеллектуальной деятельности, с оказанием услуг в области информатизации, образования, связи, а также в области поиска, передачи, получения и распространения информации (информационных услуг);

ускорение научно-технического прогресса и превращение научных знаний в реальный фактор производства, повышения качества жизни человека и общества; участие значительной части трудоспособного населения в производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных технологий, информации и знаний;

существенное расширение возможностей граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и знаний;

глобализация экономической, политической и духовной сфер жизни общества.

1.2. Наряду с расширением созидательных возможностей личности и общества, интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий создает новые возможности для реализации угроз национальной безопасности, связанных с нарушением установленных режимов использования информационных и коммуникационных систем, ущемлением конституционных прав граждан, использованием возможностей современных информационных технологий для осуществления враждебных, а также террористических и других преступных действий.

2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

2.1. В России, являющейся одним из центров мировой науки и культуры, существуют условия для интенсивного постиндустриального развития:

быстрыми темпами совершенствуется информационная инфраструктура России как составная часть глобальной информационной инфраструктуры, развивается рынок услуг связи;

информационно-коммуникационные технологии активно используются в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества;

развивается система правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием информационно-коммуникационных технологий;

в общественном мнении складывается понимание необходимости интенсификации постиндустриального развития;

принят и реализуется ряд концептуальных, доктринальных и программных документов по использованию информационно-коммуникационных технологий в некоторых важных областях деятельности человека, общества и государства.

2.2. В то же время уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования информационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также существенно уступает развитым странам мира.

Сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества. Практически отсутствует производство конкурентоспособной продукции микроэлектронной промышленности, телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники, в результате чего зависимость развития российской информационной инфраструктуры от поставок зарубежных информационно-коммуникационных технологий значительно превышает критический уровень. Система образования и науки не может в необходимом объеме обеспечить качественное воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в условиях постиндустриального развития. Медленно реализуются работы по использованию информационно-коммуникационных технологий для сохранения культурного наследия.

Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения информационной безопасности страны в недостаточной мере способна противостоять современным угрозам, связанным с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий в террористических и других преступных целях. Слабо налажена координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций в области обеспечения безопасности информационных и коммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры страны.

Значительные усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации постиндустриального развития общества, недостаточно скоординированы, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского общества.

3. НАЗНАЧЕНИЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТРАТЕГИИ

3.1. Стратегия развития информационного общества (далее – Стратегия) устанавливает цели и принципы этого развития, а также определяет наиболее важные мероприятия в области использования потенциала информационных технологий, науки и образования, национальной культуры и демократического устройства для улучшения качества жизни граждан России, повышения конкурентоспособности и укрепления обороноспособности страны, безопасности государства, обеспечения правопорядка, расширения взаимовыгодного международного сотрудничества, содействия решению задач по формированию глобального информационного общества.

3.2. Стратегия предназначена для использования при подготовке концептуальных, доктринальных, программных и иных документов, определяющих цели, принципы и направления деятельности государственных органов и негосударственных организаций по решению проблем интенсификации постиндустриального развития России.

3.3. Политико-правовой основой Стратегии являются послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2000 – 2005 годы), общепризнанные принципы и нормы международного права, законодательство Российской Федерации, и прежде всего нормативные правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, определяющие направления экономического и социально-политического развития страны на ближайшие годы и последующую перспективу.

При подготовке Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, а также Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий, Тунисского обязательства и других документов, принятых на первом и втором этапах Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (2003 – 2005 годы, Женева, Тунис).

4. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ, ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА

4.1. Целями развития информационного общества в России являются:

4.1.1. Повышение устойчивости общественного развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан.

4.1.2. Укрепление государственных гарантий реализации конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, создание равных возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям.

4.1.3. Повышение качества образования и здравоохранения.

4.1.4. Создание условий для сохранения и развития культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

4.1.5. Повышение эффективности государственного управления.

4.1.6. Противодействие угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России. 4.2. Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; опережающее развитие информационной инфраструктуры общества;

создание благоприятной среды для развития информационной инфраструктуры; обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и знаниям, к использованию информационно-коммуникационных технологий;

укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий;

обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации;

содействие развитию глобального информационного общества; международное сотрудничество.

4.3. Для достижения целей развития информационного общества в России государство решает следующие задачи:

определяет систему основных мероприятий по развитию информационного общества и создает условия для согласования усилий государственных органов и негосударственных организаций по их выполнению;

укрепляет государственные гарантии конституционных прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также других прав и свобод; совершенствует правовые механизмы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий, в целях ускорения постиндустриального развития России;

создает благоприятные условия для развития науки и образования, отраслей экономики, связанных с созданием информационно-коммуникационных и других наукоемких технологий, публичных информационных ресурсов и оказанием информационных услуг, а также условия для формирования отечественной индустрии программных средств;

осуществляет информатизацию государственного управления и местного самоуправления;

создает условия для ликвидации неравенства в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и субъектов Российской Федерации;

использует потенциал информационно-коммуникационных технологий и информационной инфраструктуры для обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и охраны правопорядка.

5. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

5.1. Повышение устойчивости общественного развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан предполагает осуществление следующих мероприятий:

стимулирование использования информационно-коммуникационных технологий в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества; совершенствование системы определения приоритетных направлений развития отечественных информационно-коммуникационных технологий и способов их инвестиционной поддержки;

создание условий для формирования индустрии производства отечественной продукции микроэлектронной промышленности, телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники, программных продуктов в интересах отечественных и зарубежных потребителей;

совершенствование налоговой и таможенной политики для стимулирования производства информационно-коммуникационных технологий и оказания информационных услуг;

создание условий для повышения экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности, в том числе созданных на счет бюджетных средств;

сопряжение информационных и коммуникационных систем федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в единое информационное пространство;

развитие системы общественного и государственного контроля эффективности использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в приоритетных направлениях развития науки;

совершенствование системы привлечения внебюджетных средств для проведения научных исследований по приоритетным направлениям;

развитие транзитных коммуникационных магистралей через территорию Российской Федерации;

совершенствование налоговой политики для повышения экономической привлекательности инвестиций во внедрение результатов исследований по приоритетным направлениям развития науки в общественное производство;

создание условий для расширения взаимодействия коллективов, проводящих исследования по приоритетным направлениям развития науки, с международным научным сообществом, расширения обмена научной информацией;

развитие мер государственного и общественного поощрения граждан, добивающихся высоких результатов в области науки и образования, в том числе путем расширения практики учреждения специальных премий и грантов, увеличения количества премий в области науки, культуры и искусства Правительства Российской Федерации.

5.2. Укрепление государственных гарантий реализации конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, создание равных возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям предполагает осуществление следующих мероприятий:

расширение участия общественных организаций в укреплении гарантий соблюдению свободы убеждений, выражения мнений и идей;

развитие систем навигации в области открытых российских и зарубежных информационных ресурсов;

стимулирование формирования и расширения доступа к открытым государственным и негосударственным информационным ресурсам;

создание условий для обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

развитие государственной системы правовой информатизации и публичных центров доступа к государственным информационным ресурсам;

развитие системы предоставления государственных услуг населению по доступу к информационным ресурсам электронных средств массовой информации; развитие системы телерадиовещания;

содействие укреплению экономической независимости средств массовой информации и расширению возможностей граждан по их учреждению, развитие отечественной технологической базы электронных средств массовой информации;

расширение практики предоставления государственных субсидий для создания печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в интересах удовлетворения социально значимых потребностей общества;

повышение доступности для групп населения со средними и низкими доходами услуг связи, открытых государственных информационных ресурсов, продукции средств массовой информации;

расширение государственной поддержки создания и распространения информационной продукции на различных языках народов России, а также продукции для удовлетворения потребностей людей с ограниченными физическими возможностями; развитие региональных сетей связи, и прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке;

распространение компьютерной грамотности и культуры информационной безопасности.

5.3. Повышение качества образования и здравоохранения предполагает осуществление следующих мероприятий:

сохранение и развитие системы классического университетского образования; совершенствование системы контроля качества образования, расширение доступа к образованию на территории Российской Федерации, к повышению квалификации российских граждан в учебных и научных учреждениях зарубежных стран;

развитие систем профессионального образования и подготовки кадров, поощрения хозяйствующих субъектов, реализующих самостоятельные программы переобучения и повышения квалификации кадров, совершенствование методов и технологий дистанционного обучения;

расширение использования информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности труда преподавателей и качества образования, повышения качества здравоохранения.

5.4. Создание условий для сохранения и развития культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации, предполагает осуществление следующих мероприятий:

обеспечение государственной поддержки проектов, направленных на создание и размещение в системе Интернет открытых информационных ресурсов, отражающих культурные ценности народов и народностей России, использование информационно-коммуникационных технологий для их сохранения и обеспечения доступа к ним граждан;

развитие механизмов использования информационно-коммуникационных технологий для организации межконфессионального диалога основных религий, представленных на территории Российской Федерации, а также общественной поддержки этой деятельности.

5.5. Повышение эффективности государственного управления предполагает реализацию следующих основных мероприятий:

совершенствование информационной инфраструктуры системы государственного управления и местного самоуправления;

развитие системы оказания публичных услуг на основе внедрения "безбумажных" информационно-коммуникационных технологий.

5.6. Противодействие угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России предполагает реализацию следующих основных мероприятий:

содействие реализации проектов, направленных на противодействие распространению информации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропагандирующей социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, а также совершенствование правоприменительной практики в этой области;

развитие системы информирования российской и зарубежной общественности по социально значимым проблемам экономического и социально-политического развития, поддержания конструктивного диалога между государством, бизнесом и гражданским обществом, расширение использования информационно-коммуникационных технологий для решения этой задачи;

обеспечение, на основе объединения усилий государственных и негосударственных организаций, безопасности функционирования информационных и коммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры России, повышения защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, а также информационных и коммуникационных систем, используемых средствами массовой информации для информирования населения;

обеспечение безопасности функционирования российских информационных и коммуникационных систем в составе глобальной информационной инфраструктуры; формирование системы международной информационной безопасности;

создание условий для развития современных информационных технологий защиты информации, аппаратных и программных средств их реализации;

создание правовых и иных условий для применения информационно-коммуникационных и иных наукоемких технологий двойного назначения при решении задач обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и правопорядка;

совершенствование национальной системы противодействия преступности, использующей возможности информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба интересам граждан, общества и государства, подготовки и осуществления террористических актов и иных преступных деяний;

совершенствование системы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения информационной безопасности, организации государственного заказа на научные исследования и опытно-конструкторские работы, использования их результатов, формирования и реализации единой технической политики;

развитие системы подготовки специалистов по вопросам обеспечения информационной безопасности;

совершенствование систем защиты сведений, составляющих государственную тайну, обеспечения безопасности других сведений ограниченного доступа, накапливаемых и создаваемых в государственных органах, органах местного самоуправления и образуемых ими организациях;

совершенствование правоприменительной практики в области противодействия незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности;

совершенствование системы определения перспективных направлений использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, охраны правопорядка, финансирования деятельности по их реализации.

5.6. Эффективная реализация основных мероприятий по развитию информационного общества в России предполагает совершенствование системы мониторинга этого развития и системы статистического наблюдения.

6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Важной составляющей деятельности по развитию информационного общества в России является международное сотрудничество, направленное на создание условий для ускорения формирования постиндустриальных тенденций в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни российского общества, реализацию положений Окинавской хартии и итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (2003-2005 гг., Женева, Тунис). Основными мероприятиями, осуществляемыми Россией в рамках международного сотрудничества в области развития информационного общества, являются: участие России в определении путей решения вопросов формирования глобального информационного общества, в выработке международных норм и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы управления использованием Интернета, определения системы показателей развития информационного общества на глобальном и национальном уровнях;

участие в международном информационном обмене по вопросам развития информационного общества, распространение объективной информации о социально значимых событиях российской и международной жизни, культурного разнообразия и самобытности народов России;

содействие развитию информационного обмена между государственными органами и негосударственными организациями России и зарубежных стран;

создание экономических условий для продвижения российских информационных продуктов и услуг на рынки зарубежных стран;

содействие привлечению инвестиций международных финансовых организаций и зарубежных компаний в производство отечественных информационно-коммуникационных технологий;

совершенствование взаимодействия национальных правоохранительных органов в области выявления, пресечения и ликвидации последствий использования потенциала глобальных информационно-коммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности; содействие защите прав российских правообладателей за рубежом;

продолжение международного переговорного процесса в целях определения возможных совместных мер по устранению существующих и потенциальных угроз международной информационной безопасности военно-политического, террористического или иного преступного характера и содействия формированию соответствующих международных механизмов, в том числе правовых.

7. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

7.1. Выполнение мероприятий по развитию информационного общества в России, перечисленных в Стратегии, предполагает разработку Правительством Российской Федерации при участии российского бизнеса и гражданского общества соответствующего плана и может осуществляться в рамках федеральных, региональных, ведомственных программ, исполняемых на основе бюджетного и внебюджетного финансирования, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций для выполнения конкретных проектов.

Степень и эффективность реализации предусмотренных Стратегией мероприятий оценивается в ежегодном докладе Правительства Российской Федерации о развитии информационного общества в России.

7.2. В результате реализации Стратегии к 2015 году Россия должна добиться существенного прогресса в диверсификации экономики России, укреплении государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина в области информации, повышении эффективности государственного управления и системы обеспечения безопасности национальных интересов в информационной сфере и достигнуть следующих значений контрольных показателей постиндустриального развития:

7.2.1. По повышению устойчивости общественного развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан.

Доля добавленной стоимости видов деятельности, связанных с созданием и внедрением информационно-коммуникационных и других наукоемких технологий, в объеме валового внутреннего продукта – не менее 12%;

Доля продукции на базе информационно-коммуникационных технологий в структуре национального экспорта – не менее 8%;

Объем поступлений от экспорта технологий в валовом внутреннем продукте – не менее 0,4%.

7.2.2. По укреплению государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, созданию равных возможностей для граждан по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям. Доступ к открытым государственным информационным ресурсам, размещаемым в системе Интернет – не менее 80% населенных пунктов;

Число точек общественного доступа к системе Интернет – не менее 4 на 10 тыс. населения;

Доступ к телефонной связи – 100% населенных пунктов.

7.2.3. По повышению качества образования и здравоохранения.

Доля преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии в учебной работе, – не менее 50% в средних школах и 70% в вузах;

Доля преподавателей высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) в общем числе преподавателей вузов – не менее 60%; Доля врачей, использующих информационно-коммуникационных технологий для осуществления профессиональной деятельности – не менее 40%.

7.2.4. По созданию условий для сохранения и развития культурного многообразия и самобытности народов России.

Доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов библиотек – не менее 30%;

Доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов музеев – не менее 50%;

Доля электронных архивных описей от общего числа архивных описей – не менее 15%.

7.2.5. По повышению эффективности государственного управления. Реализация государственными органами базовых услуг населению, состав которых определяется законодательством, с использованием информационно-коммуникационных технологий (базовые услуги электронного правительства) – 100%.

7.2.6. По противодействию угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России. Количество преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, – устойчивая тенденция к сокращению; Обеспеченность рынка труда специалистами по информационной безопасности – 100%; Выполнение требований по обеспечению безопасности информационно-коммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры России, – 100%.

Достижение определенных Стратегией контрольных показателей развития информационного общества позволит России войти в число стран, лидирующих в области постиндустриального развития, а также существенно укрепить ее информационную безопасность.

http://president.kremlin.ru/text/docs/2007/07/138516.shtml


07.08.07, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>