Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
??????????? ?.?., ?????????? ?.?., ?????????? ?.?., ??????? ?.?., ???????? ?. ?. ???????????????, ????????????????????.?.1

ОТ РЕДСОВЕТА. В предлагаемой нашим читателям коллективной работе видных ученых и практиков из Всероссийского электротехнического института им. В.И. Ленина затрагиваются кардинальные вопросы технологической модернизации энергетики нашей страны. Как очевидно, в России не только давно затягивается практическое обеспечение подобной модернизации, но ставится под угрозу элементарное энергоснабжение, а вместе с тем, и жизнеобеспечение населения огромных регионов. В этой связи выглядят предельно актуальными инновационные идеи и разработки ученых. Ввиду пространности их статьи мы публикуем последнюю на сайте с незначительными сокращениями в двух частях, тогда как в оригинале она вышла в свет как цельная работа, которая появилась в материалах VIII Симпозиума «Электротехника 2010» под названием "ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИЙ"

___________________________________________________________________

Окружающий нас мир имеет несколько уровней системной организации, в которую входят как естественные, так и антропогенные экосистемы. Система - это совокупность элементов и связей между ними, образующая целостность. Человечество является частью экосистемы биосферы. При этом степень воздействия Человечества на экосистему биосферы таково, что природные соотношения ее частей и закономерности их естественного взаимодействия нарушаются [I]. Человечеству необходимо выработать научно обоснованную целевую функцию развития и создать структуры функционирования и управления элементами системы (социумов), которые обеспечивали бы реализацию общецивилизационной задачи гармоничного с природой развития [2,3].

Человечеству не грозит энергетический кризис, если оно освоит экологически чистые энергосберегающие технологии и технологии использования возобновляемых источников энергии. Вопросы их использования актуальны для Человечества [4].

Естественно, стоит вопрос об оптимальных структурах, обеспечивающих реализацию этой целевой функции. Проведенные исследования указывают на целесообразность создания структур функционирования социумов на триадно-информационном принципе. В работе [3] предлагается объемная иерархическая логическая структура в форме трехгранной пирамиды для системы при наличии информационно-аналитического центра управления, "мозговой центр" которой находится на вершине пирамиды. Там же рассматривается геометрический образ логической структуры системы производство-потребление при наличии трёх управляющих воздействий - маркетинга, менеджмента и внешнего воздействия. Три управляющих воздействия составляют элементарную триадно-информационную ячейку системы управления производственной деятельностью. Возможность их согласования определяет устойчивость динамического состояния равновесия структуры в форме восьми вершинного многогранника, вписанного в сферу. Геометрическим образом автоколебательного режима функционирования системы, а следовательно, и триадно-информационного резонанса, являются треугольник (триада) и треугольная пирамида (объёмная квадрига), вписанные в окружность или сферу соответственно. Реализация основной целевой функции возможна, если только имеется логическая структура системы, соответствующая этой цели. Основой системного подхода к структурированию сложных открытых систем и управления ими, к разработке целевой функции гармоничного с природой развития России может служить эта методика построения структур самоорганизующихся систем по алгоритму управления взаимодействием «противоположностей» ради достижения единой цели, разрабатываемая в ВЭИ.

Учитывая, что энергосберегающие, экологически чистые технологии являются наукоёмкими, дорогими и "нерыночными", центрами управления их основного финансирования должны стать государственные, межгосударственные структуры и структуры ООН. Такие структуры управления должны обеспечивать решения конференций ООН в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге, положения Киотского протокола, решения международных экологических форумов и организаций. Киотский протокол был принят в декабре 1997 года. Главное в протоколе - количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в 2008-2012 г.г., введение налога на эмиссию двуокиси углерода, газопылевых выбросов энергетических установок и создание специального фонда развития энергетики. На долю этих стран приходится, как минимум, 55% общих выбросов диоксида углерода. Директивы Европейского Союза по стимулированию использования возобновляемых источников энергии устанавливают, что доля в потреблении энергии в странах ЕС должна возрасти до 12% в 2010 году, а например, установленная мощность солнечных фотоэнергетических систем должна увеличиться до 3 ГВт в 2010 г. (ЕС White Paper, 1997). Протоколом предусматривается:

- 50% средств специального фонда развития энергетики рекомендуется тратить на модернизацию и реконструкцию топливных электростанций с целью снижения выбросов и потерь тепла;

- 25% средств фонда следует использовать на поддержку НИОКР и демонстрационных проектов по возобновляемым источникам энергии;

- 25% средств фонда должны быть использованы для привлечения частных инвестиций на приобретение оборудования возобновляемой энергетики и присоединения к энергосистеме.

Согласно этому документу, промышленно развитые страны должны сократить свои общие выбросы парниковых газов к 2008-2012 гг. по меньшей мере на 5 % по сравнению с уровнем 1990 г. Главная цель и смысл Протокола в том, что он придал количественным обязательствам стран-участников дифференцированный и юридически обязательный характер. Дифференцированный подход означает, что обязательства по снижению/ограничению выбросов устанавливаются только за промышленно развитыми странами. Протоколом установлен полный список парниковых газов, суммарные выбросы которых будут учитываться в эквиваленте диоксида углерода при оценке достижения целевых показателей по снижению/ограничению выбросов. В целях поощрения устойчивого развития Протокол рекомендует:

- осуществлять повышение эффективности использования энергии и содействие облесению и лесовозобновлению, поощрение устойчивых форм сельского хозяйства [5]; - проводить исследовательские работы, содействовать их внедрению, разработке и более широкому использованию новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных экологически безопасных технологий. Протокол предусматривает такие "гибкие" механизмы кооперации, как торговля квотами на выбросы парниковых газов. Предусматриваются проведение совместных международных проектов по сокращению выбросов парниковых газов между промышленно развитыми странами и механизм «чистого развития» в развивающихся странах (ст. 12 Протокола). Использование таких механизмов может стать первым международным опытом рыночного подхода при решении глобальных экологических проблем в рамках международных соглашений самого высокого уровня.

В связи с ратификацией Киотского протокола Российской Федерацией в ноябре 2004 года появилась возможность для реализации экологических программ, которые до этого практически не финансировались в РФ. Согласно Протоколу, у России разрешенный уровень выбросов парниковых газов на 2008-2012 гг. составит 100% от уровня 1990 г. (сейчас выбросы примерно на 25% ниже). Так как по официальному прогнозу существует уверенность в том, что этот разрешенный уровень не будет превышен, то появляется возможность торговать квотами на выбросы, а также единицами их сокращения. Согласно ст. 10 Протокола Стороны «сотрудничают в поощрении создания эффективных условий для разработки, применения и распространения экологически безопасных технологий, ноу-хау, практики и процессов, имеющих отношение к изменению климата, и предпринимают все практически выполнимые шаги в целях поощрения, облегчения и финансирования передачи таких технологий» между Сторонами. Ст. 10 Протокола при определенных условиях создает потенциальную возможность российским ученым осуществить проекты в области экологически безопасных энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии.

Основной задачей государственной политики в области экологии, согласно Экологической доктрине, является технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием, а также обеспечение снижения негативного влияния предприятий на качество воды и атмосферного воздуха в соответствии с нормативными требованиями [б]. На парламентских слушаниях, проведенных Комитетом Государственной Думы РФ по экологии (10.02.2004), особое внимание было уделено вопросу о законодательном обеспечении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Отмечено, что правовое установление этой платы должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством о техническом регулировании, что в свою очередь предполагает переход на новую систему нормирования выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов, основанную на технологических стандартах, характерных для наилучших существующих технологий [б].

Все выше изложенное позволяет рассматривать возобновляемые источники энергии как существенную составляющую экологически чистых технологий получения электроэнергии [4,6,7]. Для отдаленных потребителей электроэнергии, особенно Крайнего Севера и Дальнего Востока, необходимы такие источники энергии как ветроэнергоустановки, малые и микро ГЭС, солнечные энергоустановки, фотоэлектрические установки, установки по газификации древесины с преобразованием энергии в электрическую и тепловую.

Примером целесообразности структурных изменений в единой энергетической системе России в соответствии с принципом управления «противоположностями» ради достижения единой цели - надежного обеспечения энергией потребителя - является стратегический план замены экологически грязных технологий на экологически чистые, что требует безусловного государственного регулирования и финансирования. Важнейшей государственной задачей является целевая разработка энергосберегающих технологий [5-8]. При сложившихся на сегодня в нашей стране экономических отношениях на базе договора о купле-продаже наукоёмкие экотехнологии автоматически отнесены к категории товара «нерыночного», т.е. не обладающего инвестиционной привлекательностью, поскольку они рискованны как всё новое, дороги и долги в разработке. Инвестиционная непривлекательность экотехнологии определяется, по меньшей мере, двумя факторами экономического характера:

1. существующие экономические показатели, по которым проводится сравнение эффективности использования экотехнологии и оборудования технологического назначения, отражают в основном состояние рынка материалов и энергоносителей, капитальные и эксплуатационные расходы; в них не отражены:

1.1. затраты на поддержку научно-технического потенциала наперспективном уровне при разработке новейших экотехнологии и оборудования технологического назначения,

1.2. затраты на перспективное усовершенствование диагностического оборудования для испытаний лабораторных и пилотных образцов новейшего оборудования и доведения их до серийного производства, на перспективное переоснащение самого серийного производства,

1.3. затраты на землеотвод под полигоны для широкого спектра отходов, на расширенную рекультивацию земель, обеспечивающую экологическую безопасность промышленных зон, и т.д.,

т.е. не отражены экономические потери, которые несёт общество в результате негармоничного с природой развития человечества (неблагоприятной экологии человека и окружающей среды), в результате обесценивания интеллектуального труда;

2. наукоёмкие экотехнологии, в которых НИОКРовская составляющая является основной стадией разработки, практически не финансируются даже как инновационные.

По-видимому, отсутствие единого заинтересованного заказчика на разработку экотехнологии и соответствующего оборудования технологического назначения является следствием отсутствия комплексного подхода к решению проблем экологической безопасности, единой структуры управления безопасностью и количественного критерия эффективности как самих экотехнологии, так и решения проблем экологической безопасности.

Решение проблемы снижения уровня выбросов до уровня предельно допустимых концентраций (ПДК) должно осуществляться совместно с решением проблемы независимого постоянного контроля экологической обстановки как вблизи источника загрязнения, так и на некотором удалении от него. Для этого необходимо наличие закона, экономически стимулирующего предприятия к снижению уровня выбросов при одновременном наращивании или сохранении уровня производственной мощности.


28.12.05, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>