Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
????? ???????. ??????????? ???.

Закончилось объявление лауреатов Нобелевской премии по всем номинациям. Но завеса таинственности над механизмом ее присвоения остается. Известный советский писатель Вадим КОЖИНОВ - один из немногих, кто решился приоткрыть ее. У статьи "Нобелевский миф" трудная судьба. Вадим Кожинов подготовил ее к публикации в последние годы своей жизни. Была она напечатана маленьким тиражом в 1996 году в брошюре "Дневник писателя. Мифы". Но по разным причинам тираж издания был уничтожен. Впоследствии статью Вадима Кожинова все же опубликовали - в основном в малоизвестных газетах Зауралья. Нам кажется, что и сегодня проблема присуждения известных премий, в том числе и Нобелевской, остается актуальной и читателю будет интересно познакомиться с мнением о ней известного советского писателя. Статья печатается в сокращении.

С 1901 года Шведская академия языка и литературы присуждает премии, считающиеся лишенным тенденциозности признанием достижений в области искусства слова. Но хотя подобные представления об этой премии давно и прочно внедрены в массовое сознание, они вовсе не соответствуют реальному положению вещей. При обращении к уже почти вековой истории той премии с самого начала становится явной и неоспоримой тенденциозность членов Шведской академии, решавших вопрос о том, кто будет нобелевским лауреатом. Так, к тому времени, когда эксперты Академии приступили к своей деятельности, величайшим представителем мировой литературы был, вне всякого сомнения, Лев Толстой. Однако влиятельнейший секретарь Шведской академии Карл Вирсен, признав, что Толстой создал "бессмертные творения", все же выступил категорически против его кандидатуры, ибо этот писатель, как он сформулировал, "осудил все формы цивилизации и настаивал взамен них принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры. Всякого, кто столкнется с такой косной жестокостью (!) по отношению к любым формам цивилизации, одолеет сомнение. Никто не станет солидаризироваться с такими взглядами"...

Конечно, подобный подход к делу со стороны секретариата Шведской академии может вызвать недовольство, особенно если учитывать, что громадный для тех времен капитал Альфреда Нобеля, из прибыли на который выплачиваются премии, сложился в значительной мере на основе бизнеса семьи Нобелей на территории России... Громадность (по тем временам) капитала Альфреда Нобеля была обусловлена тем, что его отец Иммануэль Нобель (1801 - 1872) одним из первых в мире избрал своей главной целью производство вооружения. Уже в 1827 году он "занялся конструированием мин", а к 1850-м годам создал завод, производивший пороховые мины, скорострельные винтовки, артиллерийские орудия и т.д. В 1868 году его сын Альфред (1833 - 1896) изобрел динамит, что дало мощный импульс его обогащению; с тех пор он получил прозвание "динамитный король".

Завещание Альфреда Нобеля явилось громкой сенсацией, поскольку величина денежного вознаграждения нобелевских лауреатов была действительно "невероятной": так, она в 70 (!) раз превышала размер одной из крупнейших тогдашних премий, присуждаемой Лондонским королевским обществом. Поскольку истинное значение творчества писателя становится более или менее несомненным лишь по мере течения времени и даже более того - с наступлением новой, существенно иной исторической эпохи, мы будем обсуждать уже давних лауреатов, удостоенных премий в 1901 - 1945 годах, то есть не менее полувека назад и до начала новой, послевоенной эпохи в истории мира.

И вот два перечня: первый -лауреаты 1901 - 1945 годов, а второй - не удостоенные этого звания писатели, жившие в те же годы и писавшие также на собственно европейских языках (перечни даются в алфавитном порядке фамилий):

Лауреаты:

Перл Бак

Хасинто Бенавенте

Иван Бунин

Пауль Гейзе (Хейзе)

Карл Гьеллеруп

Грация Деледда

Йоханнес Йенсен

Джозуэ Кардуччи

Эрик Карлфельдт

Гарри Синклер Льюис

Габриэла Мистраль

Фредерик Мистраль

Хенрик Понтоппидан

Владислав Реймонт

Франс Силланпя

Арман Сюлли-Прюдом

Сигрид Унсет

Вернер фон Хейденстам

Карл Шпиттелер

Рудольф Эйкен

Хосе Эчегарай

Не удостоенные:

Шервуд Андерсон

Бертольд Брехт

Поль Валери

Томас Вулф

Федерико Гарсиа Лорка

Джеймс Джойс

Эмиль Золя

Генрик Ибсен

Франц Кафка

Джозеф Конрад

Маргарет Митчелл

Роберт Музиль

Марсель Пруст

Райнер Мария Рильке

Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Марк Твен

Герберт Уэллс

Роберт Фрост

Олдос Хаксли

Томас Харди (Гарди)

Сегодня, по прошествии времени, совершенно ясно, что писатели из второго перечня (кстати, очень, даже предельно разные) заведомо значительнее (каждый, конечно, по-своему) их современников. А ведь в первом перечне перед нами двадцать один нобелевский лауреат - то есть чуть больше половины из тех, кто был удостоен премии до 1946 года!

Шведская академия с самого начала своей деятельности по "выявлению" достойных лауреатов не благоволила русской литературе - она отвергала Толстого и "не замечала" Чехова. Только спустя треть века русский писатель стал лауреатом, но сразу же обнаружился особенный подход к делу: Иван Бунин, как и позднее нобелевские лауреаты Борис Пастернак, Александр Солженицын, Иосиф Бродский, находился в состоянии очевидного острейшего конфликта с властью в своей стране. Шведская академия избирала только вполне очевидных диссидентов и прошла мимо, несомненно, очень весомых (каждое по-своему) имен, не имевших такой репутации: Михаил Пришвин, Максим Горький, Алексей Толстой, Леонид Леонов, Александр Твардовский (которого, кстати, еще в 1940-х годах исключительно высоко оценил лауреат Иван Бунин) и т.д.

Уместно рассказать в связи с этим об одном эпизоде из истории деятельности Шведской академии, о котором я узнал от непосредственного участника этой деятельности - известного норвежского филолога Гейра Хетсо, игравшего немалую роль в обсуждении кандидатур на Нобелевскую премию. Гейр Хетсо не раз навещал меня во время своих поездок в Москву и как-то - это было в конце 1970-х годов - рассказал мне, что наиболее вероятным очередным нобелевским лауреатом является Андрей Вознесенский. Однако, как он сообщил в следующий свой приезд, от этой кандидатуры отказались потому, что Вознесенский получил Государственную премию СССР.

Я отнюдь не считаю сочинения Вознесенского значительным явлением (о чем еще в 1960-х годах со всей определенностью высказался в печати) и в то же время полагаю, что этот автор "не хуже" удостоенного позднее Нобелевской премии Иосифа Бродского. Но речь сейчас о другом: присуждение Вознесенскому высокой советской премии, в сущности, полностью лишило его диссидентского ореола, которым он в той или иной мере обладал, и он уже не представлял интереса для Шведской академии.

Обратимся теперь к "шолоховскому вопросу". Присуждая премию творцу "Тихого Дона", представлявшего собой, вне всякого сомнения, одно из величайших явлений мировой литературы, Шведская академия единственный раз отказалась от своего "принципа" - ценить в России только "диссидентов". Для принятия этого решения экспертам потребовалось одиннадцать лет, ибо кандидатура Шолохова впервые рассматривалась ими (и была отвергнута) еще в 1954 году. Это "исключение" было именно из тех, которые подтверждают "правило", и, главное, оно дало сильный аргумент тем, кто отстаивает объективность шведских экспертов.

Однако за последнюю четверть века Шведская академия не заметила в литературе России ничего достойного, кроме награжденного в 1987 году Иосифа Бродского, который к тому времени уже шестнадцать лет жил в США и даже стал сочинять стихи на английском языке.

Василий Аксенов писал в 1991 году (в статье "Крылатое вымирающее", опубликованной в московской "Литературной газете" от 27.11.1991 г., с. 12), что Иосиф Бродский - "вполне середняковский писатель, которому когда-то повезло, как американцы говорят, оказаться "в верное время в верном месте". В этих местах, не столь отдаленных, он приобрел ореол одинокого романтика и наследника великой плеяды.

Стихи Бродского 60-х годов не пережили 60-е годы. А его стихи, написанные в звании "американского профессора поэзии", потеряли... прелесть его стихов 60-х годов... Написанное им с тех пор - это профессиональные упражнения в версификации.

Шведская академия очень долго не была способна оценить высшие достижения литературы США, присуждая премии таким второстепенным писателям, как Гарри Синклер Льюис и Перл Бак. А между тем, начиная с 1920-х годов, когда США первыми в мире (прежде всего потому, что не испытали разорения, а, напротив, обогатились во время войны 1914 - 1918 годов) вступили в период глобальной индустриализации и урбанизации, в стране складывается мощная школа писателей, обративших свое творчество к сельской или же сугубо "провинциальной" жизни, где глубокие противоречия природы и технической цивилизации представали с наибольшей ясностью. По этому пути пошли крупнейшие писатели США - Шервуд Андерсон, Томас Вулф, Эрскин Колдуэлл, Роберт Фрост, Уильям Фолкнер, Джон Стейнбек. Двое последних стали лауреатами, но довольно поздно, а четверо первых так и не сподобились.

Ясно, что при таком раскладе едва ли имеются основания пользоваться нобелевскими "показателями" при обсуждении достоинств писателей, не говоря уже о литературах тех или иных стран в целом. Причем речь идет именно и только о литературе Европы и США: о литературе же России и основных стран Азии вообще нет никакого смысла рассуждать в связи с Нобелевской премией. И ее "всемирная авторитетность" - не более чем пропагандистский миф.

"Гудок", 13 октября 2004 г.


03.01.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>