Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
?. ?. ???????, ?. ?. ????????. ??????????????? ??????????? ??????????????????? ?????: ?????? ? ???????????

В настоящее время резко увеличилось количество общеобразовательных школ, и даже добившихся статуса гимназий и лицеев, где практикуется преимущественно гуманитарный уклон. При этом акцент делается на изучение иностранных языков (в основном английского), увеличивается на несколько часов преподавание русского языка, в меньшей степени литературы и дополняется введением ряда дисциплин — риторики, москвоведения, мировой художественной культуры и др.

1. Простое увеличение числа и объема гуманитарных предметов. Собственно гуманитарных лицеев и гимназий создано немного, в большинстве же случаев это — так называемые гуманитарные гимназические классы на базе общеобразовательных или экспериментальных школ. Преследуя благие цели в воспитании культурного и гуманитарно образованного ученика, тем не менее не включили в программу латинский и греческий, церковнославянский языки, основательное изучение библейских и мифологических сюжетов и историй, без знаний которых нельзя сформировать тип самостоятельного ученого в любой из сфер гуманитарной науки, будь то история, литература, юриспруденция и т.п.

Учебный день учеников предельно насыщен (7—8 уроков, не считая дополнительных, «нулевых»). За счет чего же тогда такой большой объем ежедневных уроков?

Иностранные языки. На первый план выдвинуто изучение английского, а в ряде школ — и еще одного иностранного языка (французского или немецкого). Оно отлично от методик специализированных школ с языковым уклоном, при отсутствии лингафонных кабинетов и систематических занятий фонетикой эти уроки зачастую становятся профанацией и для выполнения громоздкого домашнего задания предполагают дополнительные занятия ученика дома с родителями или репетитором.

Русский язык и литература. Давайте внимательно приглядимся к процессу преподавания гуманитарных дисциплин и распределению учебной нагрузки. Увеличение количества часов русского языка в гуманитарных классах не предполагает более высокого уровня его изучения или интегрирования со старославянским, а как правило просто ведут к возрастанию нагрузки за счет большего количества выполняемых заданий и упражнений в рамках прежней программы.. Уроки литературы носят также ознакомительный, поверхностный характер и не предполагают глубокого подхода к изучению отечественной и мировой литературы.

История и география. Еще сложнее обстоят дела с преподаванием истории и географии. Преподавание эпизодических рассказов по родной истории возложено на учителей начальных классов и по количеству преподаваемых часов сокращено вдвое (1 час в неделю). Учителям приходится сдваивать параграфы и давать на одном уроке, к примеру, Ледовое побоище и Куликовскую битву одновременно. К какой мешанине в головах учеников это приводит можно только догадываться, особенно, если и сами преподаватели начальной школы — не являются специалистами в области истории.

Граждановедение, риторика и др. нововведения. Можно было бы продолжать этот ряд возникших «сложностей», укажем лишь на тот факт, что один лишний час в неделю, который мог бы хоть частично скомпенсировать острую нехватку учебного времени, отдан в пятых, шестых и последующих классах на граждановедение, где пытаются отработать с детьми определения общества, морали, нравственности, преступления и т.п. Уровень восприятия общественных проблем и способности анализа шестиклассников не подготовлены к серьезному осмыслению и практической реализации в общественной жизни. Многие из этих проблем обсуждаются и должны обсуждаться в семье, а до десятого — одиннадцатого класса освободилось бы определенное количество времени. Когда-то этот курс, только в сжатом варианте и под названием «обществоведение», преподавался для старшеклассников, был направлен на подготовку их к самостоятельной социальной жизни и, таким образом, был оправдан как учебный предмет.

Для привлечения учащихся в гуманитарные классы школой предлагается ряд новых предметов с громкими и многообещающими названиями и среди них риторика. Предмет, призванный научить учащихся правильной декламации стихов, умению ясно и четко выражать свои мысли, развивать речь особыми приемами ораторского искусства привлекает внимание, прежде всего, родителей, но не имеет конечного результата, так как уроки риторики ведутся, как правило, психологами, сводятся к разбору неких психологических ситуаций или тестированию учащихся. Тем самым, загромождая и без того разросшийся учебный план и не давая действенной помощи учащимся, по сути своей становятся бесполезными, отвлекая от усвоения и изучения основных школьных дисциплин.

Москвоведение и МХК. Одно время по Москве было обязательным изучение с 1 по 11 кл. «Москвоведения». В последний год средняя школа практически отошла от преподавания этой дисциплины, оставив несколько часов в 2-3 кл. начальной школы. Предмет, который призван пробудить любовь москвичей к своей столице, ее героической и культурной истории, сводится зачастую к простому перечислению названий улиц, архитектурных памятников вне связи с историей города и общероссийской историей. Без экскурсионного обеспечения он во многом становится еще одной «меловой загадкой».

«Мировая художественная культура». Казалось бы, верный путь научить детей прекрасному, понимать эстетику, технику, стили искусства, приблизить их к сокровенным тайнам божественной гармонии. Однако, став одним из основных предметов, он вынужден направить процесс обучения не на творческое развитие личности, а на запоминание огромного количества имен, названий произведений искусства и т.п., которые показываются и объясняются чуть ли не на пальцах: далеко не во всех школах имеются кабинеты МХК, телевизоры и видеомагнитофоны. Во многих школах еще остались от «застойных» времен диапроекторы, но и они бездействуют, т.к. нет плотных штор для затемнения и т.д. и т.п.

ОБЖ. Во многих школах активно практикуют «ОБЖ» — Основы безопасности и жизнедеятельности, заставляя с 5 класса писать конспекты в 5-6 листов на уроке, либо отчитываться о прослушанном курсе «научными» работами, например: «Трактат о разведении костра в лесу». В любом случае это похоже на преподавание в приюте сирот, которым кроме учителя некому объяснить основы жизни, и нет практики в быту.

2. «Бермудский треугольник» школы — учащиеся, родители, учителя.

Отчуждение ученика от школы. Низкая результативность всей учебной работы определяется во многом несовпадением целей как преподавательского состава, так и учащихся и их родителей. Начнем с учащихся. К чему они мысленно стремятся за годы учебы? На вопрос «кем ты хочешь стать?», второклассницы отвечают: «женой миллионера». В шестом или седьмом классе добавляется желание стать «банкиром»(!). Такие ответы достаточно характерны для основной массы учащихся, мысли и волевой настрой которых (если они имеются) направлены на достижение определенного («благополучного») социального статуса и с содержанием обучения и получаемых знаний напрямую не связаны. В современной России, в условиях резкого ограничения социальной мобильности и доступа основной части населения к материальным и культурным ценностям, подобные жизненные устремления молодежи заведомо недостижимы и лишь дезориентируют ее в жизни.

С другой стороны, содержательная сторона среднего образования, знания как таковые почти никак не влияют на социальный и, соответственно, материальный статус индивида в современном «рыночном» социуме. Поэтому она и не привлекает к себе внимания ученика, не требует его усердия и напряженной работы за годы учения в школе.

Отчуждение родителей от учащихся. Многие беды современного обучения в школе были бы невозможны, если бы не те изменения, которые произошли в современной русской семье. Давление материального фактора поделило родителей на две большие группы: одних заставляя напряженно работать, другим позволяя практически вообще не заботится о добывании жизненных благ и сосредоточиться на личных проблемах. Но вот что объединяет обе группы родителей — стремление самоустраниться от непосредственного участия в обучении своего ребенка, в лучшем случае занимаясь формальным контролем выполнения домашних заданий.

В целом можно сказать, что на сегодня авторитет родителей в современной семье минимален, она быстро теряет свою роль в вопросах формирования и передачи интеллектуальной, нравственной и культурной традиции, превратившись прежде всего в ячейку потребления материальных благ.

Отчуждение учителей. Роль учителя гуманитарных предметов во многом определяется, с одной стороны, недостаточным уровнем подготовки, несоответствующим повышенным требованиям новых гуманитарных программ, а с другой — нелегкими условиями работы. Зачастую можно наблюдать упрощение методики преподавания со стороны учителей и снижению ими затрат времени и сил на контроль за учебным процессом. Последнее, в свою очередь, требует все более формального подхода к учебному процессу и нивелировке аудитории. Страдает при этом наиболее способная и развитая, активная часть учеников.

Несмотря на многократные разговоры об индивидуальном подходе к ученику, учителя, как правило, ориентируются на «среднего» учащегося. Активный, эрудированный, опережающий общую программу ученик сегодня в гуманитарном классе оказывается невостребованным.

Тестирование. Одним из наиболее ярких проявлений формального подхода к контролю за обучением стало тестирование учащихся. Могут ли тесты сами по себе выявить уровень и качество знаний учащихся, пределы их возможностей, если все многообразие жизни подменено рядом упрощенных схем с примитивными, а, зачастую, просто смехотворными вариантами ответов? Акцентированием внимания учащихся на отдельных, вырванных из общего контекста сведениях и фактах тестирование вытесняет способность учащих глобально, системно мыслить в контексте общего исторического и культурного развития, заставляет обращать внимание на отдельные факты вне общей связи, заучивать или зазубривать их. А нерадивых учащихся — просто тыкать пальцем в небо, куда попадут. Кстати, и списывать при этой системе становится куда как более удобно, если вместо развернутого ответа достаточно спросить у соседа номер ответа: 3-а или 2-б.

Негативные формы приобретает тестирование по русскому языку и литературе, когда разрушительное действие направлено на само ядро формирования образованной личности — на родной язык. Фрагменты известных литературных произведений, прежде всего поэтических, донельзя испещренные массой грамматических и пунктуационных ошибок, которые и предстоит исправлять ученику, не только заставляют работать мозг ученика от неправильного, ошибочного, но и сводят на нет культурный и нравственный аспект образования, лишают божественную силу талантливого слова своей вдохновенности и значимости.

Методология применяемых тестов фактически строится на принципе показа и обучения на неправильном примере, ошибочном знании, неверном действии, поскольку учащемуся в едином смысловом и фактическом ряду предлагаются вместе с правильным знанием, правильным ответом — случайные и грубо ошибочные варианты ответов. При этом следует иметь в виду, что учебные планы перегружены и ослаблена работа учителя на уроке по объяснению материала. Учащийся вместо приобретения системы знаний о меняющемся мире и человеческом обществе оказывается перед необходимостью самостоятельно усваивать большое количество разнообразных текстов, полагаясь при этом на свою память и собственные сложившиеся (если они имеются) представления о предмете. Сделать при этом осмысленный и правильный выбор он не в состоянии. Возможности человеческого мозга в конечном счете ограничены, закрепление знания в памяти идет прежде всего за счет его упорядочивания в определенной иерархической системе. Введение же в оборот неправильных ответов не только создает дополнительную «шумовую» нагрузку, но, что гораздо серьезнее, ставит под сомнение уже имеющуюся иерархию знания, весьма еще непрочную, хаотизирует ее и, тем самым, приводит к прямо противоположному результату. В педагогике все эти особенности хорошо известны. Обучение на негативных, неправильных примерах недопустимо, поскольку в силу особенностей человеческой психики внимание обучаемого будет фиксироваться на неправильных, ошибочных вариантах, именно они, скорее всего, могут остаться в памяти ученика.

3. Перспективы гуманитаризации школы.

В современной русской общеобразовательной школе мировоззренческий и культурный уровень всех сторон, участвующих в образовательном процессе (учащихся, родителей, учителей), далек от классического, интеллектуального и культурного наследия человечества (на который, собственно, и ориентировано гуманитарное образование). Поэтому процесс обучения в целом становится бессодержательным и в данных условиях бесперспективным.

Система классического образования опиралась на несколько основополагающих принципов. На принципах гуманизма и христианской традиции основывалось целостное мировоззрение учащегося. Единую естественнонаучную картину мира давало изучение комплекса естественнонаучных дисциплин, прежде всего физика, химия, география.

Способность к формально-логическому, абстрактному мышлению формировалась, прежде всего, углубленными занятиями математикой, а также изучением элементов логики и философии.

Гуманитарные дисциплины в общеобразовательной школьной программе не могут существовать сами по себе, отдельно от остальных предметов. Поэтому правильнее было бы говорить не о гуманитарном, а о классическом образовании, которое должно ориентироваться на формирование целостного знания учащегося, развитие в нем способностей и навыков логического мышления, с одной стороны, что невозможно без основополагающих естественнонаучных предметов — математики, физики и т. д.

Для состояния деградации, в котором находятся сегодня российское общество и государство, вопрос образования является второстепенным — на уровне того, как и чем занять многочисленные «массы» фактически незанятого и никому не нужного населения. Ни профессиональные высокообразованные работники, ни высоконравственные члены общества государству не нужны, а внутренних творческих и моральных сил основной массы русского населения достаточно лишь на пассивное сопротивление вялотекущему неблагоприятному развитию жизни, не более того. Добиться реальных изменений политики государства она не в состоянии и ожидает этих изменений только «сверху». Предлагаемые же сегодня «реформы», в том числе «гуманитаризация» начальной и средней школы, в сущности — те же «зеркальца» и «стеклянные бусы» для современных туземцев, оглушенных красивыми витринами и «говорящим» телеящиком.

Социальный институт школы и система школьного образования унаследованы нами от советской эпохи. В действительности, корневые связи лежат еще глубже, поскольку советская школа фактически явилась результатом восстановления (правда, в урезанном виде) дореволюционной традиционной школьной системы в сталинские годы перед войной. В ее основе всегда лежали значительная социализация учащихся, целостная картина восприятия мира учащимся, значительная роль моральных и мировоззренческих основ в воспитании личности.

В современных «рыночных» условиях, которые в основном сводятся к прогрессирующей анархии в материальной, духовной и культурной сферах, сложившиеся основания существующей школьной системы быстро размываются. При этом значение любых частных попыток «реформирования» сводится лишь к ускорению разложения сложившейся и пока продолжающей существовать системы без какой-либо эффективной замены старой системы на новую.

Реальная жизненная перспектива большинства учащихся сильно отличается от того оптимистического образа, который пытаются предложить родителям и ученикам. В условиях ускоряющегося исчерпания природных ресурсов и нарастания экологических и экономических проблем как в России, так и во всем мире, ложные жизненные цели, вырабатываемые сегодня, могут сыграть злую шутку с поколением, вступающим в жизнь в начале XXI века. Смогут ли они выдержать ожесточенный мировой накал борьбы за ресурсы, за само право на жизнь на нашей перенаселенной Земле? Какое значение будут иметь в их будущей напряженной трудовой жизни разрозненные и случайные «гуманитарные» сведения «понемногу ни о чем»?


05.02.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>