Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
?.?. ????????. ????? ????????. (1-2). ? «???????????» ??????

ОТ РЕДСОВЕТА. В связи с работой общественного семинара "Русская идея" при нашем Движении мы публикуем серию материалов, принадлежащих участникам семинара и тех, кто намерен присоединиться к нему. О содержании работы семинара см. наше сообщение в рубрике "Официально". Все эти публикации носят, безусловно, дискуссионный творческий характер, отражая различные методологические позиции их авторов.

______________________________________________________________________________

* * *

УРОК 1. О "ВОЗРОЖДЕНИИ" РОССИИ.

Княжества... Царство...Империя...Республика..

Киевская Русь...Россия....

Советская Россия...РСФСР...Советский Союз...

Российская Федерация, она же Россия, она же Russia (?!)

Язычество... Православие: "древлее" и "истинное"...

Социализм: с "человеческим лицом" и без... "развитой" и не очень... шведский.

Коммунизм: советский...евро... китайский...православный..

. Россия: Православная (Русь), Святая (Русь), Советская, президентско-парламентская.

Все эти и другие понятия, слова и идеи, отдельно и в различных сочетаниях, ис-пользуются сегодня в разговорах о возрождении России. И бесконечные ссылки на различных фи-лософов, писателей, общественных деятелей, отечественных и зарубежных, на святых старцев...

Библия... "Манифест коммунистической партии"..."Моральный кодекс строителя коммунизма"...Христос...Маркс...Ленин...Бердяев...Флоренский...Сергий Радонежский...митрополит Иоанн...

Такой же "букет" представлений о русских:

православные, коммунисты...советские...россияне, руссияне.

"Россияне" - поданные России - любого вероисповедания; русские - только православные; совет-ские: тоже вроде бы любого вероисповедания, но - больше все-таки атеисты; коммунисты - интер-националисты - атеисты, хотя, правда нежелательно, могут быть и верующими; руссияне - ?

Приблизительно таков набор фрагментов "Россий", представлений о России и русских , из кото-рых и пытаются "сконструировать", создать, возродить Россию "настоящую", "взаправдашнюю", ис-тинную.

Курьезно то, что базой для "возрождения " служит именно нынешняя РФ-ия, страна с таким го-сударственными устройством и идеологией, каковых вообще не было у всех предыдущих Россий. Мы же с Вами на наших уроках поступим по иному.

Выясним, что же это такое: "Русь", "Россия", "русский". И не под углом зрения (в масштабе) како-го - либо конкретного человека, одного из миллиардов живших и живущих ныне на земле, а с точки зрения Народа, как Исторического сообщества, и в тех временных границах, которые очерчены (за-фиксированы), русским языком, как он представлен "Толковым словарем живого великорусского языка" Владимира Ивановича Даля. Такой подход позволит нам не ограничиваться видением какого - либо конкретного человека, опираться на его мнение, с одной стороны; и не "размазаться" во времени, с другой.

Как вы убедитесь в дальнейшем, это не только не помешает нам в оценке происшедшего с Рос-сией и русскими в последнее 1000 - летие, но, наоборот, прояснит ситуацию, т.к. выводит на иной масштаб размышлений и оценок, историко - культурный, что позволит совершенно объективно и беспристрастно дать оценку тем или иным личностям, политическим деятелям, философам, про-граммам, идеям и идеологиям на предмет их "русскости", соотнести ту или иную "Россию" на со-ответствие её с мировоззрением русского народа, с Русской Идеей.

Для начала подключимся и мы к разговору

О ВОЗРОЖДЕНИИ РОССИИ.

Как видно из "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И. Даля слово "возрождать" толковалось русским человеком, как "...создавать сызнова, вновь; восстановлять, возобновлять..." (написание слов здесь и далее современное - А.Р.)

После Отечественной войны 1812 года сгоревшая Москва "возрождалась", также как и другие города и села тогдашней России, порушенные нашествием "дванадесяти языков". Сама же Россий-ская империя как государство никуда не исчезала, ей был нанесен только материальный ущерб ("только" – так как всё остальное: политический строй, уклад жизни и т.д. остались неизменными).

Также и Вторая мировая, для нас Великая Отечественная, война нанесла колоссаль-ный урон России-СССР. Затем шло восстановление Советского Союза - страна именно "возрожда-лась", т.к. общественно - политический строй оставался прежним, как и до войны, а вот города, се-ла, промышленность, количественные показатели - население, валовый продукт и т.д. действи-тельно необходимо было восстанавливать и наращивать.

Аналогия с человеком: был здоров, заболел (изменились температура, давление и т.д.), начал ле-читься, вернулся к прежнему состоянию - восстановился, возродился, продолжает жить, творить…

Так какую же “Россию” возрождать?

Нынешнюю РФ-ию ? Но она, образно говоря, "расстреляла" Россию-СССР и живет за ее счет, а, по большому счету, за счет всех предыдущих "Россий". Ни политический строй, ни духовно-нравственные ценности – ничто не воспроизводит прошлое: президентов во главе государства отро-дясь не бывало, не говоря уж о "спикерах", "мэрах"... Государственное устройство РФ–ии представ-ляет жуткую смесь "Россий" 1905-17 гг., когда попытки ввести конституционную монархию не уда-лись, а парламентская форма правления только ускорила распад страны. Поэтому все разговоры о возрождении России на базе РФ-ии не имеют никакого смысла, абсурдны, хотя они и сопровож-даются глубокомысленными рассуждениями некоторых о каких-то западных демократиях и "циви-лизованных" государствах, либерализме… Именно про таких "политиков" было написано еще в XIX веке, 150 лет тому назад:

"Напрасный труд – нет, их не вразумишь,-

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация - для них фетиш,

Но не доступна им её идея.

Как перед ней не гнитесь, господа,

Вам не сыскать признания от Европы:

В её глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы."

(Ф.И. Тютчев, 1867 г.)

Российская Федерация восприняла от предыдущих "Россий" только те их состояния, и их комби-нации, которые, во-первых, были исключительно кратковременными, т.е. не типичными, и, во-вторых, предшествующими и ускорившими обрушение России самодержавной и России парла-ментской.

Россия-СССР вышла из Советской России 1917-20-х годов, которая, в свою очередь, "перешаг-нула" Россию 8-месячную буржуазно-демократическую, возникшую на месте отмершей Российской империи. И все это происходило на протяжении жизни одного поколения.

А до этого была Русь царская, "святая", Киевская, удельные княжества… (см. рис.1-3)

Так что же "возрождать – создавать сызнова, вновь; восстановлять, возобновлять…" ?

И, вообще, разумно ли пытаться возрождать то, что не выдержало испытания временем, Историей, что разрушилось не в результате нападения извне, но – вследствие внутреннего "раздрая", когда русские изничтожали русских же и все – за Россию. Так было с Россией самодержавной и с Росси-ей – СССР. Конечно – нет. Некоторые, ратующие за возрождение России, говорят о некоей "свя-той" Руси, России. Определение "святая" ничего не говорит само по себе. Русская православная церковь освящала все те порядки в стране, которые, собственно говоря, и привели к смене "Россий", ни одна из которых не обладала исторической устойчивостью.

При этом возникает масса вопросов:

Православная или "святая" Россия с крепостным правом или нет ? ... с патриархом или с обер - про-курором Синода, назначаемого императором (генсеком, президентом …) ? Монархией конституционной или абсолютной, с Романовыми или …?

Тоже самое и с Россией "социалистической" - с одной "руководящей и направляющей" партией или многопартийность ? И как насчет Советов ?

Или принять, опять – таки, чужую (западную, щведскую, китайскую …) модель.

И имеет ли вообще смысл возрождать то, что с такой легкостью, формально росчерком пера од-ного человека (императора, генсека…), отмирало ? При том, что каждая последующая Россия с яростью отвергала предыдущую, и убивали друг друга русские за…Россию же!

Так патриотами какой России мы являемся ? О возрождении какой мечтаем ? Какой преданы или какую предали ?

И почему русский народ, как говорят, даже "государствообразующий", меняет, "образует" эти самые государства ("России"), притом не единожды в течение одного поколения, и каждый раз с уничтожением миллионов русских людей и все возрастающим ущербом для самого своего сущест-вования?

Кажется, все возможные формы государственности "примерила" на себя Россия за последние сто лет: монархия, конституционная монархия, парламентская республика, советская, политбюрокра-тия, президентская… Одновременно с государственностью менялась соответственно и, государст-венные же, вера, идеология (православие, коммунизм, либерализм…) и также – на взаимооттор-гающие (см. рис. 1-3)

И если внешний враг не мог одолеть русских, которые в моменты опасности вставали как один и побеждали, значит именно внутри самого Государства "Россия", в различных его ипостасях, похо-же, постоянно шел процесс, работал механизм самоликвидации, самоуничтожения, с одной сторо-ны, или поиск каких - то других, более соответствующих представлениям русского народа, форм его организации, с другой.

Одна "Россия" сменяет другую, обе истекают кровью, народ частью жалеет об ушедшей, частью - радуется новой. Затем всё повторяется. Русские вновь идут на русских - сторонники одной "России" на сторонников другой...

Может быть, "России - Государству" и не нужны русские ? Или русским не нужна "Россия - Го-сударство" ? А может, и то и другое ?

Попробуем разобраться.

"Государство – царство, империя, …земля, страна под управлением государя…" ("Толковый словарь…" В.И. Даль).

А ведь, действительно, как бы ни называлась Россия, какой бы тип государства на себя ни "примеряла", управлялась и управляется-то фактически одним человеком - государем, императором, генсеком, президентом. ( За двумя исключениями: февраль – октябрь 1917 года и октябрь 1917 – 20-е годы. В первом случае, Россия - парламентская республика, стремительно распадалась; во втором - советская республика – показала колоссальную жизнестойкость и способность к развитию, пре-одолела мировую войну, разруху, интервенцию 14 самых развитых в военно-промышленном отно-шении государств, гражданскую войну, голод … и дала мощный импульс развитию Державы – Рос-сии-СССР).

Итак, отмечаем: удельные княжества,, царская Русь, самодержавная Россия, СССР и РФ-ия при всем различии форм государственности, государственных идеологий и общественно – политиче-ских устройств имели один общий признак – авторитарная социальная система.

Да – да и РФ-ия тоже, по сути (см. 1-3)

Но вот что писал о наших предках в VI веке византийский историк Прокопий Кессарийский: "Народ этот не управляется одним человеком, но исстари живет в народовластии. Поэтому все, что для них полезно или вредно, они обсуждают сообща."

"…не управляется одним человеком…живет в народовластии..."

Октябрь 1917 – го: "Вся власть Советам!", т. е. народу – рабочим, солдатам, крестьянам.

Высшим органом власти стал Всероссийский Съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. По всей стране буквально за несколько месяцев власть на местах перешла в руки Советов всех уровней. Народ действительно стал хозяином своей страны. Идея Советов, народовластия, бы-ла воспринята русским и всеми народами России и даже за ее пределами, как своя, кровная.

Да и в последующем в сознании советских людей многие годы сохранялось убежде-ние в том, что народ – хозяин своей страны и власть принадлежит ему. Однако постепенно идея народовластия была отодвинута на отдаленное будущее – коммунизм, и то при условии, как было записано в программе КПСС, возрастания руководящей роли коммунистической партии.

Абсурд. Власть под руководством ! "Умом Россию не понять…"

И все-таки, возвращаясь к Октябрю 1917 года, зададимся вопросом: "Смогли бы 240 тыс. большевиков повести за собой 140-миллионную крестьянскую Россию, с развалившейся эко-номикой, государственностью, истощенную первой мировой войной, если бы не их лозунг "Власть Советам! Землю крестьянам ! Фабрики рабочим ! Мир народам !" ?

И русский, затем уже советский, многонациональный народ, заряженный идеей народовластия, достиг небывалых успехов в культуре, образовании, науке, технике, медицине, социальной сфере, победил в Отечественной войне. Но за ширмой партийного руководства страной, народом, Россия - СССР опять стала "землей, страной… под управлением государя", то бишь генсека – президента.

И мощнейшая по всем показателям держава СССР обрушилась как карточный до-мик. Еще одной "России" не стало, а следующая стала называться Российской Федерацией.

Так какую же "Россию" возрождать ?

Похоже, что "Россия - Государство" для русского народа ещё не Россия. Может быть Россия (Русь) в (под)сознании русского человека это некая Мечта, Идея, а Государство стояло и стоит меж-ду Народом и этой Идеей ?

До сих пор мы говорили о всех "Россиях" в основном с точки зрения их государственного устрой-ства, политической организации. Но при разговорах о возрождении России нередко можно слышать о святой Руси, православной России, социалистической, коммунистической и даже в таких сочета-ниях как "русский православный социализм". Позже мы подробнее остановимся на роли идей пра-вославия и коммунизма в истории России, сейчас только отметим, что обе они обслуживали авто-ритарную, как было выше показано, власть, "государство" (см. рис. 1-3). Обе пришли к нам извне, и ни та, ни другая не спасли Россию от катастрофы. А то, что навязывается нам под видом "либе-рализма" к России не имеет вообще никакого отношения, разве что к её разрушению.

ВЫВОДЫ

1. Тысячелетняя история России показала, что организация русского народа, государственность России, основанная на власти одного человека, не избираемого народом и не подконтрольного ему, не выдержала испытания временем. В этом смысле русские не только не являются "госу-дарствообразующим", но наоборот – "государствонесовместимым" народом, следовательно, го-ворить о возрождении России в форме "государства", с "государем" во главе, нет никаких осно-ваний.

2. Не удержали Россию от социальных и политических катастроф идеи православия и коммунизма, обе они служили "государству", поэтому они не могут рассматриваться в качестве национальной или русской идеи.

3. "Русскую идею" надо искать вне каких-либо идеологий или религий, тем более, заёмных.

4. Говорить надо не о "возрождении" России, а о Её пересотаорении, создании, для чего опреде-литься:

а) что такое "национальная идея" вообще и русская в частности;

б) в чём, собственно, состоит "русская идея";

в) что же такое Россия и русские;

ПРИЛОЖЕНИЕ

"Давно ли мы, русские, не смели написать и произнести слово "отечество"; в царствование императора Пав-ла оно было запрещено, - слово "государство" заменяло его, и полковник Тарасов, не ведая запрещения, упомянув в одном письме императору "отечество", сидел за то в крепости."

24 февраля 1826

Петропавловская крепость Петр Каховский "

***

"Отечество ср. состояние отца...родительство. / Родная земля, отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рожденью, языку и вере, принадлежит; государство в отношении к поддан-ным своим, родина в обширном смысле;.. Отечественная война, во спасение отчизны; у нас война 12 -го года" ("Толковый словарь..." В.И. Даль)

____________________________________________________________________________ .

«Здесь руским духом пахнет... Встарь писали Правда Руская; только Польша прозвала нас Россией, россиянами, российскими, по правописанию латинскому, а мы переняли это, перенесли в кирилицу свою и пишем русский!» ( В.И. Даль "Толковый словарь...").

.

УРОК 2. .

ИДЕЯ...НАЦИОНАЛЬНАЯ...РУССКАЯ.

Итак – Россия (Русь ?) ещё не состоялась, не нашла себя ! .

На первом уроке мы выяснили, что говорить о возрождении России - вздор, пустословие. Не бу-дем уподобляться людям, которые произносят слова, не имея понятия о том, что за ними стоит. Как бы ни звучало грубо и обидно для них, но это клинический случай. Ведь все предыдущие России сменяли друг друга в необычайно короткие, по историческим меркам, сроки. Только в ХХ веке, всего за 100 лет, жизнь одного поколения, Россия прошла через несколько состояний: 1) абсолют-ная монархия; 2) монархия конституционная, ограниченная; 3) парламентская буржуазно - демокра-тическая республика; 4) Советская республика; 5) политбюрократия (Советский Союз); 6) прези-дентская республика (РФ). Повторяю - всего за сто лет ! Почти жизнь одного человека ! .

Переход одной "России" в другую сопровождался взаимным уничтожением (с обоих сторон "За Россию!"), и ломкой судеб миллионов людей, в том числе, и в основном, рус-ских, подрывом потенциала развития страны, народа. Здесь и внешних врагов не надо, а их всегда было более чем достаточно. .

И мы, ныне живущие, разделились на приверженцев и противников какой - либо из них и переда-ём свои убеждения следующим поколениям, тем самым закрепляя дробление "россиян", противо-стояние их друг против друга и в будущем, которого просто не может быть при таком положении

Деление на "патриотов" и "не..." также не состоятельно. Ведь и нынешние "патриоты" точно также разделены по преданности к одной из "промелькнувших" "Россий" или к неко-ей Идее, олицетворяющей в их глазах одну из них; и неприятию, если не ненависти, к другой, а зна-чит и друг к другу... .

Нация действительно тяжело больна. .

Таким образом "Россия - Государство" ("..страна, народ, управляемые государем") не может в принципе рассматриваться как цель, как "национальная идея"..

Все её предыдущие состояния не выдержали испытания временем. Следовательно, говорить о возрождении России бессмысленно, только – о созидании, строительстве истинной России – РОССИИ (или РУСИ ?). .

На какой основе ? По каким "чертежам"? И кто возьмет на себя смелость быть автором, "главным конструктором" России ? Хотя и раздаются предложения "сложить" будущую Россию из фрагмен-тов предыдущих "Россий". Предлагаются и разные "модификации"..

Но если авторитарная форма правления (власти), неприемлема для русского человека, а идеи, заемные, из-за рубежа, так и не прижились в народе, следовательно, просто необходимо разобраться с русской идеей, как таковой, т.е. по определению и по содержанию. И, будем последовательны, только сточки зрения Русского Исторического Человека - Русского, т.к. говорить о "русской идее" и ссылаться при этом на мнение какой - то конкретной личности не имеет смысла – срабатывает закон ограниченности единичного интеллекта: "Каким – бы универсальным ни был ум конкретного человека, однако, он, все-таки, ограничен: во – первых, неизбежными пределами своих собственных знаний; и, во – вторых, знаниями и воззрениями своей эпохи, также ограниченными в отношении объема и глубины". Лучше всего спросить сам народ, русский народ. .

Возможно ли это? .

Вполне, если обратиться к такому культурно-историческому образованию как Язык. Тем более, что для истинно русского человека понятия ЯЗЫК и НАРОД суть одно и тоже (см. "Толковый сло-варь живого великорусского языка" В.И. Даль): .

"НАРОД - люди вообще; я з ы к, племя; жители страны, говорящие одним языком; обыватели государства, страны, состоящей под одним управлением..." .

"ЯЗЫК - Н а р о д, земля с одноплеменным населеньем своим, с одинаковой речью..." .

Великий русский поэт А.С. Пушкин писал: .

"Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовет всяк сущий в ней язык: И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык…" .

Поэтому, определимся сначала, как должно понимать сам термин "национальная идея" с точки зрения русского человека , т.е. на основе "Толкового словаря ..." В.И. Даля. .

"Нация фрн., народ, язык, племя...; говорящие одним общим языком, все сословия. Национальный , народный или народу свойственный. Национальность, народность." .

Итак, французское слово "нация" и русское "народ" суть одно и тоже. Так что вполне естественно, если мы будем говорить не о русской "национальной" (по-французски), а о русской "народной"(по-русски) или общенародной идее. Мы же, все-таки, рус-ские или желаем стать таковыми, т.е. желаем: .

"Нарусить, намеренно выказать, речью, поступками, рускую народность свою. .

Наруситься, ...нарусеть, набраться руских обычаев, обрусеть. .

Нарусеть выражает более глубокое нравственное (курсив мой - А.Р.) сближенье." .

Будем считать, что с понятием "национальная" разобрались - "н а р о д н а я". Итак, будем говорить только о «Русской» н а р о д н о й Идее. .

"Идея - ...понятие о вещи... / Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; / намеренье, замысел..." Теперь обозначим признаки, которым должна соответствовать у любого народа вообще и у рус-кого в частности, народная идея..

Первое. . Что она не приписывается кем-то Народу, не пришла откуда-то извне, не навязана Ему, не вне-дрена в Него, но сотворена Им самим изначально, на основе собственного исторического опыта. Таким образом, если идея "народная ", то это значит, что и "понятие о вещи" - Народа, так же, как и Его "мысль, выдумка изобретенье, намеренье, замысел", т.е. одновременно, и Цель.

Второе. Что именно она народная идея потому и руская, что выделяет руских среди всех остальных народов мира. .

Русская народная Идея, это "изобретение, выдумка, мысль..." самого русского народа, которые выделяют его среди всех остальных народов мира, т.е. присущи только и единственно русскому Народу. .

Смена "Россий", начиная с Руси, всегда сопровождалась также и сменой господствующей Идеи (веры, идеологии, учения...) - язычество, православие, коммунизм, "либерализм" (см. рис. 1-3) Рассмотрим, могут ли Православие и Коммунизм быть Русской народной Идеей (о либерализме даже и говорить не стоит). .

Православие. Изначально не сотворено русским народом, не является продуктом Его исторического опыта, не вышло из Его недр, не порождено им - не его "изобретенье...", и уже поэтому не может быть идеей русской народной. Как Идея (учение , вера) оно "выдумка, намеренье, замысел" т.е. и цель, другого народа, создавшего свой язык и, следовательно, с иными, чем у Руского миропониманием, складом ума, образом жизни, т.е. не русскими. .

Как видим, Православие не соответствует ни одному из признаков Русской народной Идеи. Оно не выделяет русский народ среди других. Православные приходы существуют во многих странах от Канады до Японии, Африки и Америки... и православные разговаривают на многих язы-ках мира. Есть даже такое понятие как "православные народы" вроде как "православный интернационал". В настоящее время существует около полутора десятков поместных православных церквей со своими патриархами, своего рода "православные государства" (у христиан - католиков один "государь" - папа). Даже Русская православная церковь не представляет из себя единого целого: автокефальные украинская, эстонская, не говоря о зарубежной русской православной церк-ви.. .

Коммунизм. Точно также не соответствует ни одному из признаков Народной Идеи: "не сотворён...не являет-ся...не вышел...не порождён", не "изобретение", не "вымысел", и не "намеренье", т.е. не цель, и, следовательно, также не может быть Руской народной Идеей. .

Обе Идеи - Православие и Коммунизм - не-русские изначально, по происхождению, истокам. Сходство Православия и Коммунизма и в организационных моментах, структурах, в "надстройке" (см. рис. 4а). Их одинаково полное несоответствие признакам именно Народной Идеи подтвержда-ется ещё и тем, что обе они не имеют, не обеспечивают и не гарантируют постоянства и единства даже "внутри себя". У обоих "Идей" множество течений, разночтений, взглядов, "разномыслия", меняющихся во времени и зависящих от субъективных и иных факторов. .

А в самой "надстройке" - привилегии, холопство, коньюктурность, карьеризм, материальные фак-торы, финансовые интересы, "номенклатура" и т.д. Обе идеи обслуживали Государство, Власть, власть одного над Народом - ничтожной, безмерно малой Части над Целым. Обе - точное подобие "Государства" как такового в целом и, закономерно, - общая же Судьба. Обе служили Государству, обслуживали Его (см. рис. 1-3), были его подобием, слепком, неотъемлемой Его частью. .

А если рассматривать все "России" только как социальную систему, мы увидим, о чем мы уже го-ворили, что обе они обслуживали или были использованы именно при авторитарной, не соответст-вующей русскому духу, социальной системе - "Государство" (княжества, царство, империя, полит-бюрократия). .

Именно поэтому для внедрения в народ и той и другой Идеи был необходим "административный ресурс". Обе они являлись в авторитарных "Россиях" подпоркой и орудием, одним из каналов и ин-струментов Власти, Государства в управлении народом, помыкания им. Через "язык" Идеи (см. рис.4) коверкалось, "замыливалось" мировоззрение русского человека, его склад ума, образ жизни. Необходимы были специальные "толмачи", "надстройки" в виде храмов, научных и учебных заведе-ний (школы, академии, семинарии и т.д.), бюрократических структур, кадров, ритуалов... И всё это за счёт руского народа и, как показала История, во вред ему. .

Чтобы убедиться в справедливости сказанного, перейдём на другой масштаб размышлений - Человек. .

Каждый из нас с детства "накапливает" свой жизненный опыт не только практикой, но и путём усвоения "идей" других людей. Родители, школа, институт, работа...академия, литература, искусство ... - формы и способы усвоения "чужих" знаний и опыта, проверка их собственной практикой. При этом обязательно должен быть носитель, автор "идеи", или ее толкователь - "толмач", определен-ный словарный аппарат, язык Идеи. И если очередная "идея" не соответствует вашему опыту, взглядам, даже иногда настроению, или "толмач" не обладает способностями к убеждению, она так и останется не вашей, вне вас. Ну а когда собственный жизненный опыт уже "отвердел", то вашу точку зрения, "идею" ничем уже не сбить. И если, все-таки, вас каким - либо способом принуждают жить не собственными убеждениям, не по вашим внутренним законам, тогда будет постоянное ощущение надрыва, дискомфорта, и желание при первом удобном случае освободиться от навязан-ной вам линии поведения. .

Точно также и Народ (много - много "человеков") как Целое. Похоже, что, действительно, "Россия - Государство" ("...земля, страна под управлением государя"), не соответствовала представлениям русского народа об организации окружающего его мира, Руской Идее. Навязали рускому народу некую "идею", через Власть сделали ее "государственной", т.е. в ин-тересах Власти, подкрепили соответствующими законами, создали из нее идеологическое основание для существования именно этой власти - и народ - граждане, вынуждены жить по законам Государ-ства. Но если у Народа, как исторического сообщества (Человека), так же как и у отдельного чело-века, за многовековую историческую практику сложилась, "отвердела" своя Идея, свой "вымысел", свои представления о Жизни, своё миропонимание, иные, чем навязанные Ему Государством (Вла-стью), тогда нет гармонии, единства, но постоянное стремление к выходу из этого "стеснения". .

История "России - Государства" - история постоянного противостояния Руского народа и Власти, Государства, которая каждый раз "опутывала" руского человека и снова помыкала им с помощью инородной Идеи. И в каком бы виде Россия (Власть) за последние более чем 1000 лет не образовывалась, представлялась, она была всегда, за кратким мигом, октябрь 1917-20 г.г., "Государством", судьба которого, а, следовательно, и жизнь Его поданных зависела от одного чело-века или окружавших его людей. .

Ещё раз обратимся к рис.4. .

4а - идея внешняя, чужая, "занесенная", внедренная. Требует толкования, "инструментария", мате-риального носителя (люди, сооружения, органы печати, ритуалы...), "административного ресурса" с целью "перепахать", "засеять", "культивировать" народное сознание - изменить мировоззрение, привычный "ландшафт" бытия, среду обитания. Необходима "надстройка"..

4б - идея народная. Все неразрывно, в одном: Народ = Язык = Идея. Идея народная, на языке наро-да, в языке народа, в "голове" народа, в народе - его "мысль, выдумка, изобретение...", как и язык. Вспомним: "Народ - язык,..." Никаких паразитических "надстроек", "толмачей". Никаких поводов для разделения, дробления народа на сторонников и противников Идеи. .

.

ВЫВОДЫ. 1. Говорить о "русской национальной" идее нелепо - только о Русской народной Идее, рождённой Народом, следовательно, только русскими словами. .

2. Русская (народная) Идея - "мысль, выдумка, изобретенье.. намеренье, замысел" самого руского народа, как исторического сообщества, продукт его собственного исторического опыта, уни - кального и неповторимого, отличающая, выделяющая его среди всех остальных народов мира. .

3. Никакая другая идея (идеология, учение...), автором которой является (или ему приписывается) один или несколько человек не может в принципе рассматриваться как народная вообще и рус-ская, в частности. .

Здесь, кстати, хотелось бы заметить, что говорить вообще о Руской Народной Идее не-рускими словами или, что то же самое, специальными "научными" терминами - говорить чужим для народа языком (так же как раньше "господа" говорили по-французски, чтобы отделить себя от "черни", на-рода), проявлять неуважение к своему народу и его прошлому, истории, ставить себя над ним и, сознательно или нет, "добивать" русский народ. Тем паче рассматривать руский народ только как объект управления, чем он, собственно говоря, был и есть в "Россиях - Государствах". К чему это привело мы видим, и не стоит изощряться в выдумывании технологий управления русским народом.


14.03.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>