Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
?????? ???????. ??????????? ??????? ? ?????????????? ????? ? ???????????

ОТ РЕДСОВЕТА. Около двух месяцев назад погиб наш молодой друг, член редакционного совета нашего сайта, руководитель Молодежной секции нашего Движения и член Центрального Совета ДЗВОН Сергей Битюков Сегодня мы публикуем его заметки о происходящих реформах науки и образования, они были помещены автором первоначально в одном из "живых журналов". (http://zanauku.livejournal.com/2005/01/24/ http://zanauku.livejournal.com/2005/01/05/)

_____________________________________________________________________________

О «ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ» В НАУЧНОЙ СФЕРЕ

Буду критиковать идею реформирования науки и образования. Дело в том, что бардак, который творится в этих областях, обусловлен не ошибочностью их устройства, а главным образом нехваткой ресурсов. Грубо говоря, если бы все те безумные деньги, которые потрачены на разработку и реализацию программ реформирования, а также эксперименты с ЕГЭ, пустить просто на оборудование и зарплаты учёным и преподавателям, то всё было бы гораздо лучше.

Здесь не работает логика "вы не работаете, поэтому мы вам не платим" - "вы нам не платите, поэтому мы не работаем". Кто-то должен делать первый шаг, и этот шаг должно сегодня делать государство со своим профицитным бюджетом.

Наконец, существует своего рода интеллектуальная слепота, особенно характерная для людей, как это ни удивительно, образованных. Им кажется, что не существует существа дела - а есть только формальные механизмы, и что всё ими определяется. Поэтому поддаются они на формальные выверты - а если авторы хотя бы немного жуликоваты, то и на мошенничество, и никакой ловкости рук не надо. Поэтому свою концепцию реформаторы лукаво назвали "Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки", бравируя формой и скрывая, что речь идёт о сокращении количества научных организаций в 3-5 раз.

На самом же деле, нужно всего лишь давать достаточно денег на науку и образование, следить за тем, чтобы люди работали добросовестно, помогая им.

Как вы думаете, что получится из [нынешних] реформ науки и образования?

О ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Пожалуй, для начала - о роли преподавания философии в естественных науках. На фоне общей деградации образования уже и не заметно массовое преподавание истории философии вместо философии - а ведь среди начинающегося упадка образования когда-то эта тенденция была одной из главных.

"В сущности" , -скажет современный студент-физик, -химик или -математик, - "ну её эту философию. Одна болтология сплошная, сборище идиотов". И будет прав - в той форме, в которой она преподаётся сегодня, да и преподавалась в последние годы, она безнадёжно неадекватна его, студента, потребностям. Стало ли это следствием некомпетентности или злого умысла тех, кто определял государственную политику в области преподавания в высших учебных заведениях? Однако факт остаётся фактом - подавляющее большинство в остальном вполне вменяемых молодых специалистов-естественников уверены, что "история показывает, что вся философия - не что иное, как цепочка заблуждений, где каждый последующий мыслитель опровергает предыдущих". Значит, скорее всего, и теперешние мыслители неправы - в том смысле, что завтра их [тоже] опровергнут. Стоит ли тогда «корячиться»?

Конечно, не стоит. История философии без настоящей философии - пустой звук. Может ли история математики быть полезной социологу, желающему обрабатывать свои данные? Вряд ли. Так почему же история философии будет полезнее истории математики для, скажем, биолога?

С точки зрения студента-естественника преподаваемый ему материал - дурно обоснованное знание, которое является, чем угодно, только не наукой. Мало того, что история философии для специалиста-философа (не историка) является вторичной по отношению к филсофии, - критерии достоверности научного знания в естественных науках много строже, чем в гуманитарных. В результате вполне нормальному человеку вместо живой мысли предлагается вторая итерация. На третьей чаинки уже всплывают в чайнике, чтобы посмотреть на идиота, который это делает.

Неудивительно, что теперь тезис о необходимости отмены преподавания философии находит поддержку среди студентов - что, конечно же, глупо.

Философия является столь же важным и столь же универсальным инструментом научной деятельности, как математика. Столь же непросто её применять, и столь же значительных успехов позволяет она добиться при правильном использовании. Поэтому надо не изобретать суррогаты, а разрабатывать нормальные учебники философии, излагающие предмет в полноте и строгости, достаточной для естественников, и преподавать настоящую философию, а не её историю.

Для любой отрасли математики или естественных наук известно, где и зачем она применяется. Большинство таких отраслей находят своё применение во вполне прикладных областях, хотя существуют и неприкладные результаты. Математики, физики, химики работают, и их результаты позволяют продвигать вполне понятным способом не только отрасли вообще, но и конкретные технологии. Добиться такой же прикладной полезности философии в будущем - непростая, но вполне решаемая задача для специалистов-философов и управленцев от науки.


03.04.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>