Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
????? ?????? ?????? ??????? ???? ? ???????? ?????? «?????»

В редакции газеты «Время» состоялся круглый стол на тему «Зачем России наука?», в котором приняли участие ряд учёных из отраслевой и фундаментальной науки. Обсуждалось нынешнее кризисное состояние науки и пути выхода из него.

Дискуссию открыл доктор физико-математических наук В.И.БОЯРИНЦЕВ.

В условиях превращения бывшей Индустриальной Державы в сырьевой придаток Запада, или Сырьевую Державу действия правящего режима направлены на уничтожение науки, хотя замаскированы они под желание эту самую науку реформировать. План «реформирования» науки подразумевает:

а) сокращение числа федеральных организаций науки в сочетании с их укреплением;

б) передачу «части государственных организаций из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации»; предполагается «оптимизировать организационно-правовые формы государственных организаций науки», для чего предусматривается:

– преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества;

– значительное сокращение числа государственных учреждений путём их объединения, ликвидации и приватизации;

– количество бюджетных учреждений в сфере науки должно сократиться примерно до 800, то есть на 40%.

Пока же в качестве определённого компромисса планируется:

1) повысить к 2008-му году должностные оклады учёным до 30 000 рублей;

2) сократить численность сотрудников институтов на 20%, но, так как обычно в институтах Академии наук количество учёных находится на уровне 50% от общей численности сотрудников института, то при сохранении этой второй половины, можно ожидать, что численность учёных в стране может стать вдвое меньше.

После этого просматривается следующий шаг – переселение обезлюдевших институтов в более дешёвые здания с продажей освободившихся дорогих, то есть, будет сделан переход к указанному выше плану «реформирования». При этом ни в одном плане не предусматривается дополнительное финансирование науки, восстановление материальной базы институтов. Иными словами: предлагается не увеличивая финансирование науки уменьшить численность учёных, создав себе пропагандистскую славу радетелей отечественной науки, при действительном её уничтожении.

Телевизионный опрос по случаю Дня науки, который уместнее назвать «Днём памяти науки» дал такие результаты:

наука возрождается – 341 голос;

распродаётся – 6188;

эмигрирует – 976.

Доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института Проблем Технологии Микроэлектроники РАН Л.К. ФИОНОВА привела данные о ситуации в науке.

За последние пятнадцать лет:

– количество научных и проектных организаций сократилось в 7.8 раза; – конструкторских бюро – в 3.6 раза;

– научно-технических подразделений на промышленных предприятиях – в 1.8 раза;

– финансирование науки уменьшилось в 10 раз и в настоящее время в 200 раз ниже, чем в США;

– число научных сотрудников снизилось втрое, ныне оно не более 600 тысяч человек;

– средний возраст работающих в науке достигает 60 лет;

– зарплата доктора наук в Российской Академии наук составляет примерно 4 тысяч рублей (средняя зарплата по Москве в конце 2005 года была 17 365 рублей, по России – 8 812 рублей);

– эмиграция молодых специалистов достигает цифры 10-15 тысяч человек в год.

Осуществляемый «реформаторами» разгром науки приведёт к тому, что в стране некому будет учить и лечить, а уровень образования населения будет падать, что сделает невозможным подъём экономики, снизит культурный уровень, качество жизни и оборонный потенциал.

Особенно опасно уничтожение науки сегодня, когда мы пожинаем плоды «успешной» научно-технической революции (истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, климатические катаклизмы, вымирание животного и растительного мира, деградация человека).

В таких условиях интеллектуальный потенциал планеты обязан работать в мобилизационном режиме, однако, в действительности власти уничтожают науку, да и сама наука, поражённая вирусом торгашества, переживает тяжёлый кризис.

Однако все «реформы» властей России направлены на коммерциализацию науки. Намеренно уничтожается авторитет науки в обществе. Творческий труд больше не привлекает молодых, совращённых идеалом лёгких денег. В результате мы вступаем в глобальную катастрофу без шансов на спасение.

Юристы и экономисты, заполонившие Россию, не годятся в спасатели. Тут нужны физики, химики, инженеры, биологи – те, кто приговорён к поголовному истреблению в «демократической» России.

Движение России в пропасть, длящееся уже пятнадцать лет, может остановить только резкая смена политического курса. В смене курса нуждается и сама наука. Её основой должно стать сбережение природы, восстановление нанесённых планете повреждений.

Технические науки, в том числе физика твёрдого тела, представителем которой я являюсь, должны принципиально изменить подход к исследованиям, начиная создание нового материала или устройства с решения проблем утилизации, минимизируя вред, наносимый окружающей среде. Пора вспомнить величайшего русского учёного В.И.Вернадского, учившего, что только справедливое отношение людей друг к другу и к природе позволит человечеству выжить.

Доктор биологических наук, Член российского координационного комитета межрегионального объединения профсоюзных организаций научных центров и учреждений «За сохранение и развитие научно-технического потенциала страны», член Экологической Женской Ассамблеи при ООН И.В.ЕРМАКОВА отметила, что гибель российской науки – это гибель России.

Но далеко не все понимают, что гибель России – это гибель планеты. Сильная Россия – это, с одной стороны, балансировка сил на планете, с другой – буфер между Западом и Востоком. Разрушение страны неизбежно приведёт к войне, которая по своей силе и жестокости превзойдёт все войны, взятые вместе. Особенно это актуально сейчас, когда планета оказалась на пороге экологической катастрофы. Важным моментом является и то, что именно Россия является крупнейшим регионом компенсации глобальных нарушений природы, регионом стабилизации биосферы.

Особое значение имеют люди науки в России. Их энтузиазм, талант, нестандартность мышления, высокий нравственный уровень и отсутствие пока их психологической зависимости от денег способствуют более адекватному анализу происходящих процессов на планете и помогут найти нужные решения в самых трудных ситуациях. Россия может стать инициатором в спасении планеты от гибели, а человечества от самоуничтожения.

Но наука в России постепенно превращается в придаток западной науки, работая на того,кто больше платит. При этом существующая в мире система способствует отбору ученых-менеджеров, которые умеют на научных исследованиях зарабатывать деньги, но не умеют решать научные проблемы. В мире процветает «научное рабство» или «научный феодализм». Существующая грантовая система направляет развитие науки в сторону тех, кто получает на научных разработках огромные прибыли. А настоящие ученые не выдерживают борьбы за существование и часто оказываются за чертой жизни. Если этот процесс будет продолжаться и дальше, то в критические для Земли моменты, которые приближаются, спасать планету будет некому.

Первый звонок уже прозвенел. Это масштабное распространение генетически модифицированных продуктов, которые плохо изучены и безопасность которых не доказана. Ряд независимых научных исследований показывает вред, который они могут нанести человеку и окружающей среде, приведя к гибели всего живого на планете.

Тем не менее, генетически модифицированные культуры распространяются по планете. В 2004-м году ими было засеяно в мире около 81 млн. га, то есть 17% всех площадей, пригодных к земледелию, что на 15% больше чем в 2003-м году. Это происходит вследствие экономической выгоды от использования генно-модифицированных продуктов компаниями-производителями. Да и учёным невыгодно терять хорошо оплачиваемую работу, поскольку под эти исследования выделяются гранты.

Поэтому, наука не должна зависеть от коммерсантов, а поддерживаться государством. А пока российские прилавки наводнили опасные для здоровья продукты питания, которые некому проверять и изучать, а независимые учёные, честно проводящие исследования генно-модифицированных продуктов, подвергаются атакам транснациональных компаний.

Статистика показывает страшные факты: ежегодно 800.000 детей в России рождаются с разными формами патологии (около 70%). В России смертность в два раза выше рождаемости, а средняя продолжительность жизни сократилась более чем на 10 лет. Наблюдается резкое сокращение численности животных и растений, исчезновение многих видов. Процесс деградации и разрушения можно остановить, только сохранив науку в России, что спасёт Россию и всю планету, которая из-за человеческой беспечности, глупости и трусости оказалась на пороге мощнейшей экологической катастрофы и самоуничтожения.

Авиаконструктор, доктор технических наук, академик РАЕН Е.Г.КОШЕЛЕВ считает, что кризисное состояние науки обусловлено не только её внутренними проблемами, но и разрушением наукоёмких отраслей промышленности, в частности, в высшей степени конкурентноспособного на мировом рынке авиастроения. Начавшись с прекращения производства серийных самолётов, кризис захватил заводы, опытные конструкторские бюро, которые лишились новых заказов, научно-исследовательские институты (НИИ), питающиеся заказами от промышленности. Кризис проник в прикладную авиационную науку, имеющую ключевую роль при разработке новых самолётов. Это прежде всего аэродинамика, новые конструкционные материалы, новые более эффективные двигатели и пр. К настоящему времени численный состав НИИ так же, как и во всей авиации, сократился до 20-25% от первоначального.

В ЦАГИ, головном НИИ авиапромышленности мощный экспериментальный комплекс не работает, уникальные аэродинамические трубы стоят, серьёзных научно-исследовательских работ не проводится. Такое же положение и в других ведущих НИИ – в ВИАМе (авиационные материалы), ЦИАМ (авиационные моторы), НИАТ (авиационная технология). За пятнадцать лет кризиса мы потеряли и много блестящих специалистов, которых теперь необходимо заново обучать и воспитывать. Создавшаяся ситуация ведёт к утрате научно-технического потенциала страны, хотя Россия всегда была одной из ведущих держав в области авиационной науки, с самого начала истории авиации.

Однако, не всё окончательно потеряно. Основы конструкторских и научных школ ещё остались в соответствующих коллективах. Необходимо в кратчайшие сроки параллельно с созданием стратегической программы развития авиации в России разработать и план научно-исследовательских работ в обеспечение новых разработок по этой программе, на перспективу, скажем, до 2030 года, привлекая все ведущие НИИ отрасли.

Доцент МГИМО-университета, старший научный сотрудник Центра конфликтологии Института социологии РАН, член-корреспондент Всемирной Академии наук комплексной безопасности А.Н. САМАРИН считает, что на судьбе российской науки самым драматичным образом сказались те неблагоприятные макросоциальные процессы, которые в течение последних двух десятилетий развертывались в мире и в нашей стране, доведя её до крайнего упадка. Эти процессы могут быть поняты лишь в непосредственной связи с натиском глобализации извне, которая слишком напоминает империалистическую экспансию. Ни западные глобалисты, ни отечественная квазиэита никак не заинтересованы в сохранении и развитии страны.

Из США поступают ясные ориентировки вдохновителей реформ о том, что свой порядок они собираются строить за счёт России и на обломках России, как чётко выразился Збигнев Бжезинский. В документах Международного Валютного Фонда с середины 90-х годов содержатся рекомендации о троекратном снижении потенциала российской науки и образования. Во многих отношениях реформаторами это указание уже перевыполнено

Путь зависимого, периферийного полукапитализма, по которому идёт теперь Россия, сильно напоминает латиноамериканскую модель социального изменения с концентрацией основных ресурсов в руках ничтожно малого компрадорского слоя и латифундистов, с нищетой и вырождением масс, с консервацией социальной отсталости, из которой большинство стран этого континента не могут вырваться столетиями.

Погромщики науки и просвещения руководствуются одновременно многообразной, но всегда деструктивной мотивацией. С одной стороны, добивая науку, они непосредственно исполняют указания, поступающие из вашингтонского «обкома», с другой, как все мародёры, жаждут поживиться на приватизации учреждений науки. Наконец, потенциальное устранение учёных с общественной сцены, с их точки зрения, уменьшило бы вал критики в отношении деструктивных реформ, то есть в реформаторском накате на науку и образование присутствуют ещё более зловещие мотивы.

Двадцать лет реформаторы урезают и громят то, что создавалось веками, разбивая всю ту культурную матрицу, на которой держится уже и без того хрупкое национально-государственное единство. Делают это они вполне целенаправленно, уже обсуждая проект «распада» Российской Федерации.

Однако бастион академической науки ещё уцелел, и всё ещё сохраняется высшая школа с её научным потенциалом. Они то и обозначены как очередные и главные мишени для атаки. Цели зарубежных инициаторов смертельной хирургии (а ясно, что летальные решения по нашей науке принимаются там) состоят в том, чтобы, во-первых, в итоге разгрома получить дополнительно кадровое приращение за счет эмиграции учёных и преподавателей, во-вторых, добиться критического ослабления интеллектуального и оборонного потенциала страны.

Да, «оборонка», развалена, но есть ещё люди, знающие как её восстановить. Да, кадры во многих стратегически важных сферах деквалифицировались, но ещё можно подготовить новые. Ликвидация целого социального пласта, способного сделать это, и есть сверхзадача новейшей псевдореформы. Если связать развитие подобного процесса с развертыванием иностранных военных баз вблизи и по всей периферии нашей территории, с продвижением военной машины НАТО на Восток, то решения по науке всё больше напоминают спецоперацию по снижению нашей обороноспособности перед лицом возрастающих рисков агрессии.

Упразднение науки в России означает на практике сведение национально-государственной безопасности к нулю. Только смена стратегических целей государства: возвращение на путь отстаивания национальных интересов, развитие реального сектора экономики на базе высокотехнологичного производства позволит востребовать науку и образование, и даст шанс на сохранение российской цивилизации.

Итоги дискуссии подвёл В.И.БОЯРИНЦЕВ. Для того чтобы коренным образом изменить катастрофическое положение в российской науке, необходимо сделать следующее:

– Добиться изменения губительного для страны курса, превращающего её в сырьевой придаток «цивилизованных» и «развитых» стран и вернуться к системе «народного хозяйства» в области национальных интересов Родины.

– Направить развитие русской науки в русло исследования проблем, поставленных перед нами разного рода техногенными катастрофами и необходимостью возврата страны в положение Великой Индустриальной Державы, сохраняющей духовный и культурно-образовательный потенциал нации, её физическое здоровье и устойчивое демографическое состояние.

– Сформулировать и финансово обеспечить основополагающие направления развития русской науки.

– Расходы на науку в обязательном порядке должны быть перенесены в число защищенных статей бюджета, то есть, они не должны сокращаться ни при каких условиях.

– Должны быть разработаны и осуществляться специальные программы по техническому перевооружению науки.

– Общий уровень расходов на науку должен ежегодно возрастать, приближаясь к уровню расходов экономически передовых стран.

– В условиях развития в России хищнического капитализма необходимо научной Общественности принять срочные меры по укреплению и усилению роли стали бы Профессионального союза работников науки для того, чтобы единичные акты протеста массовым действием, направленным против антинародной и антигосударственной политики правящего режима.

– Россия должна предпринять огромные усилия для восстановления уникальных производств и поставки изготовленных образцов техники на рынки, с которых мы сами добровольно ушли.

– Восстановить статус науки, который был высок в советское время, что было связано, в частности, с тем, что наука обслуживала оборону страны.

– Восстановить статус самого учёного и обеспечить его материальное положение, подтянув его заработную плату к уровню чиновника высшего разряда.

– Восстановить уровень пенсий учёных, которые для докторов наук в советское время составляли 160 рублей (9600 рублей в пересчёте на современные цены).

– Повышение пенсий позволит при сохранении научной преемственности (учёные пенсионного возрасты могли бы перейти в категорию консультантов и советников) увеличить заинтересованность молодых учёных и учёных среднего возраста в повышении эффективности труда.

– Расширить существующую только в некоторых высших учебных заведениях систему подготовки будущих учёных в базовых научно-исследовательских институтах с направлением в них выпускников вузов.

Всё это послужит также и основой для преобразования деятельности центрального аппарата Академии, омоложения состава членов-корреспондентов и академиков, а также руководителей и заведующих лабораториями академических институтов.

Газета "Время", № 11-12 (531-532) Четверг, 6 апреля 2006 г.


16.04.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>