Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
?? ?????? ??????? ????????? ??? ? ????????? ??????????? ? ????? ?? ?.?.???????? 4 ?????? 2006 ?.

РОССИЙСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ОТРАСЛЕВОЙ, ВУЗОВСКОЙ, АКАДЕМИЧЕСКОЙ, ОБОРОННОЙ НАУКИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ (Профобъединение «РКК-Наука»)

_______________________________________________________________________________

Адрес для почты: 107078, Москва, ул. Новорязанская , д. 8А Тел. 196-93-29, 8-916-228-18-90 факс 196-87-52; E-mail: rkk_2003@inbox.ru 14 апреля 2006 г.

Об итогах встречи делегации РКК с Министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко 4 апреля 2006 г.

11 апреля РКК рассмотрел вопрос об итогах встречи делегации РКК (13 представителей) у Министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко, состоявшейся 4 апреля по инициативе РКК.

После полуторалетнего обсуждения одобрены Правительством и утверждены Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 г.» и план мероприятий по её реализации. Однако изначально возникшая в связи с разработкой этих документов в среде работников науки социальная напряженность не исчезла. Она по-прежнему связана с риском подмены декларируемых целей Стратегии иными, не декларированными в запрограммированном процессе массовой замены организационно-правовых форм собственности и массового сокращения количества научных организаций, с риском лишения опоры своей жизни для основной группы профессионально работающих в науке людей. В процессе, не управляемом общественностью. В итоговом документе Министерства, несмотря на дававшиеся заверения о замене показателей сокращения организаций показателями бюджетной обеспеченности научного работника, восстановлены количественные параметры существенного, в разы, сокращения числа учреждений, перевода в другие организационно-правовые формы, не описанные законами и не понятные по смыслу. Опыт же акционирования государственных научно-производственных предприятий пока во многом несёт отрицательный результат. Количественные показатели занятости в целом по науке, дававшие определённые надежды на развитие сектора, опять сняты. Министру было сказано, что в целом эти особенности последнего варианта Стратегии укрепили недоверие к Минобрнауке России со стороны научного сообщества. Задерживается по непонятным причинам принятие Постановления Правительства РФ о пилотном проекте по введению отраслевой системы оплаты труда в Российской академии наук.

РКК исходит из того, что фундаментальная наука – это будущее страны, государственные научные центры – её настоящее и перспективы, а также основа обороноспособности России.

В этих условиях координационному комитету хотелось бы получить некоторые разъяснения и договориться о путях решения основных общих для работников науки проблем, обозначенных в Заявлении Профобъединения «РКК-Наука» от 21 февраля 2006 г., а также в опубликованных материалах «Что не нашли в Стратегии профсоюзы науки».

Вопрос повестки дня, предложенный делегацией: О причинах социальной напряженности в коллективах научных организаций в связи с реализацией Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации, и мероприятиях, необходимых для их устранения.

Основными причинами существующей социальной напряженности в коллективах работников отраслевой, вузовской, академической, оборонной науки и государственных научных центров, устранение которых требует незамедлительного реагирования со стороны органов исполнительной власти, Профобъединение «РКК-Наука» считает:

1. Угрозу потери работы и профессиональных качеств в ходе объявленной реорганизации государственного сектора науки;

2. Недоверие к действиям властей по преодоления критического состояния науки;

3. Низкую степень востребованности предложений научной общественности в среде государственных служащих, формирующих государственную политику реформ, использование в ряде случаев псевдонаучных подходов к решению задач реформирования сектора научных исследований и разработок.

4. Крупные недостатки в организации конкурсной системы распределения бюджетных финансовых средств на научные исследования и разработки.

Профсоюзы видят в качестве первоочередных мероприятий по снижению социальной напряженности в коллективах научных организаций:

1.Законодательное закрепление на среднесрочную перспективу (три года) минимальных объемов бюджетных средств в долях от валового внутреннего продукта, ежегодно выделяемых на содержание и развитие науки, в целях снижения операционных рисков активного сценария реализации Стратегии*.

2.Установление неприкосновенности федеральной собственности, находящейся в распоряжении научных учреждений. Такая собственность не может быть отчуждена ни по каким основаниям, передана в управление третьим лицам, заложена, продана. Улучшение качества управления должно осуществляться путём привлечения специалистов по управлению на работу в научные организации.

3.Принятие Правительством РФ постановления о введении отраслевой системы оплаты труда в Российской академии наук в качестве пилотного проекта.

4.Законодательное закрепление статуса государственного научного центра Российской Федерации.

5.Разработку мер государственной поддержки научных учреждений и государственных научных центров в виде налоговых субсидий и компенсаций, в первую очередь по налогам на землю и имущество, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм по критериям, согласованным с признанными научными организациями всех отраслей и ведомств.

6.Оформление и соблюдение процедуры открытого обсуждения направлений перспективных работ, предлагаемых к финансированию из государственного бюджета, в т.ч. на конкурсной основе, а также результатов выполненных работ;

обеспечение прозрачности государственных программ, результатов конкурсов на проведение НИОКР, бюджетных средств, направляемых на НИОКР и обслуживание научных организаций, как в масштабах страны, отрасли, так и в каждой научной организации;

обеспечение соблюдения в конкурсной системе НИОКР условий достаточности времени для подготовки и подачи документов на участие в объявленном конкурсе, а также своевременности авансирования и оплаты выполненных работ;

7.Выделение дополнительных средств (около 3 млрд. руб.) в 2006 году на финансирование заработной платы в научных учреждениях для исключения массовых увольнений в условиях неподготовленности законодательства о новых организационно-правовых формах организаций и отсутствия опыта работы научных организаций в новых организационно-правовых формах.

8.Создание в рамках Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике рабочей группы с целью подготовки вопроса о введении института научных консультантов из числа высококвалифицированных научных работников при выходе на пенсию, а также вопроса об улучшении пенсионного обеспечения работников науки.

9.Выработку Критериев оценки результативности и эффективности деятельности научных и обслуживающих науку организаций научным сообществом с широким привлечением ведущих специалистов организаций, с участием профсоюзных представителей прежде, чем начнутся какие-либо действия по сценарию реформ. Точно так же принятие решений в отношении каждой организации с участием всех её ведущих специалистов (учёных советов, научно-технических советов) и представителей. Исключение директивного характера динамики числа научных организаций, которым предложено ограничить федеральный сектор науки.

10.Введение специалистов по приоритетным направлениям науки, технологий и техники - представителей предприятий науки и промышленности (по представлению соответствующих ведомств), представителя профсоюзов (по их представлению) в состав Координационно-экспертного совета, создаваемого в рамках системы управления реализацией Стратегии.

11.Разработку трёх дополнительных хорошо финансируемых государственных программ: первой – поддержания и развития общедоступной национальной научно-технической информационной системы на русском языке, второй - опережающего пополнения экспериментальной базы научных исследований самыми современными приборами, третьей - развития отечественного производства научных приборов и уникального оборудования.

По обозначенным предложениям и вопросам, заданным представителями профсоюзов, даны пояснения и комментарии Министром РФ А.А.Фурсенко, другими представителями Министерства и Федерального агентства по науке и инновациям. Ниже они приведены по записям делегатов.

По п.1. Это предложение может быть адресовано депутатскому корпусу. Мы, как исполнители, обязаны выполнять поручения, а не самостоятельно инициировать законодательные предложения.

По п.2. Постановка вопроса об использовании имущества исключительно в интересах научных исследований и разработок, развития инновационной системы правильная. Однако надо учесть, что при советской власти наука получила удобно расположенные привлекательные здания. Часть площадей этих зданий (иногда до 70%) сдается в аренду. Не всё здесь хорошо, поскольку неизвестно, какая часть арендной платы уходит на нужды науки. При рассмотрении вопроса о целесообразном использовании площадей остается неприкосновенной та часть, которая необходима для научных исследований.

По п.3. Внесен проект постановления Правительства РФ о переходе на отраслевую систему оплаты труда с 1 мая этого года. Сейчас уточняются некоторые детали, надеемся на принятие постановления в ближайшее время.

По п.4. Законопроект визируется в Минюсте. В нём учтены предложения Ассоциации ГНЦ. Детальнее можно выяснить в Департаменте государственной политики в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности.

По п.5. Давайте проведём совместное обсуждение в Департаменте совместно с Ассоциацией ГНЦ.

По п.6. Если есть претензии к Роснауке по организации конкурсов, то готовы рассматривать. Вопросы организации конкурсов другими ведомствами надо обсуждать с ними.

По п.7. Дополнительных средств на введение отраслевой системы оплаты труда в Российской академии наук, кроме уже предусмотренных бюджетом, не предполагается.

По п.8. Рабочую группу создать несложно. Главное, сначала решить, откуда брать деньги. Пенсионный фонд дефицитен. Бюджет расписан. Внебюджетные источники предлагались нами ранее как часть доходов от аренды, но такое предложение не прошло при подготовке Программы модернизации академического сектора.

По п.9. Эти предложения поддерживаем. Показатели сокращения числа организаций и изменения организационно-правовых форм в Стратегии не носят директивный характер, а мероприятия по оптимизации государственного сектора науки будут проходить на основе разработанной системы показателей результативности деятельности научных организаций, которую лучше, чем сами учёные, никто не сделает.

По п.10. Ведущих предприятий очень много, а работоспособный состав комиссии ограничен и не может охватить всех. Поэтому нужны критерии отбора специалистов. Что касается представителя профсоюзов, то это решаемый вопрос.

По п.11. Первые две из названных программ сейчас закладываются в новую Федеральную целевую программу.

Вопрос: Будет ли подписано распоряжение Министерством о сокращении бюджетных ставок в РАН?

Фурсенко А.А.: Это невозможно в принципе и по закону.

Вопрос: Будут ли выделены дополнительные средства на повышение зарплаты в РАН?

Фурсенко А.А.: Да, они предусмотрены в бюджете на повышение с 1 мая зарплаты примерно в 2 раза. За счёт резервов РАН – лишь малая доля. Вопрос: Будут ли увольнения сотрудников РАН в связи с переходом на отраслевую систему оплаты труда?

Фурсенко А.А.: У нас оговорено совместно с РАН в Программе модернизации академического сектора науки сокращение части бюджетных ставок за счёт расширения количества внебюджетных ставок. Возможны увольнения людей, реально прекративших участие в деятельности институтов.

Комментарий: Представители профсоюза обратили внимание Министра на то, что ошибкой является считать «балластом» тех сотрудников, которые зарабатывают деньги дополнительно к не устраивающей их бюджетной зарплате, поскольку значительная часть такого «балласта» составляют активные, владеющие научными знаниями сотрудники. Именно повышение зарплаты будет способствовать возвращению в активную научную деятельность этого контингента, а также тех, кто уехал за границу.

Вопрос: Будут ли переводы на 5-летний контракт сотрудников, работающих по бессрочным трудовым договорам?

Фурсенко А.А.: Только по согласию сотрудника.

Вопрос: Будет ли зачтено сокращение численности работающих в институтах за 2005 год?

Фурсенко А.А.: Да, будет.

Вопрос: Отозваны ли Минфином поправки в Бюджетный кодекс, которые широко обсуждались недавно?

Фурсенко А.А.: Эти поправки официально не вносились. Изменения в Бюджетном кодексе не должны препятствовать развитию научно-технической и инновационной деятельности.

Делегацией профсоюзов было предложено оформить результаты встречи протоколом, включающем решение о безотлагательном продолжении работы Министерства с профсоюзами по конкретизации мероприятий и установлению сроков с целью снижения социальной напряженности, в обстановке гласности и максимального приближения результатов достигнутых договоренностей к коллективам научных организаций.

На заседании РКК 11 апреля принято решение о создании рабочих групп Ассоциации профсоюзных организаций ГНЦ для взаимодействия с федеральными российскими агентствами Роспром, Роснаука, Росатом. Перечень направлений взаимодействия в соответствии с задачами РКК намечено обсудить на заседании 27 апреля. Намечено также продолжить работу по Заявлению Профобъединения «РКК-Наука» от 21 февраля 2006 г. с Комитетом и фракциями Государственной Думы, добиться ответа Министерства финансов РФ на решение Чрезвычайного собрания от 16 марта по поводу внесения изменений в Бюджетный кодекс. Соответствующее письмо было направлено заместителю Министра финансов Т.А.Голиковой 21 марта.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРОФОБЪЕДИНЕНИЯ «РКК-НАУКА» А.С.МИРОНОВ

____________________________________________________________________________

* об операционных рисках активного сценария реализации Стратегии по её тексту: «Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора» (стр.13). «Разрешение сформулированного выше системного противоречия, связанного с позиционированием российского сектора исследований и разработок, может осуществляться как в рамках модернизированного инерционного сценария, так и в рамках активного сценария, предусматривающего существенное изменение государственной политики в сфере науки и инноваций, перехода от практики консервации и сохранения интеллектуального потенциала к его активному использованию для развития российской экономики и общества» (стр.17). «Основные риски реализации данного направления связаны со следующим: 1. Неготовность или противодействие аппаратов федеральных органов исполнительной власти предлагаемому рациональному перераспределению бюджетных ресурсов в пользу расширения объема финансирования исследований и разработок и концентрации ресурсов на приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетах технологического развития, противодействие изменению законодательной и нормативной базы (операционные риски). Вероятность возникновения этих рисков высока. Наиболее реалистичные последствия – неполное достижение целей, срыв сроков и превышение стоимости результатов, какие бы сроки и лимиты не были заданы. Адекватная реакция на указанные риски может быть осуществлена органами исполнительной власти в рамках совершенствования структуры системы управления, процедур принятия и реализации решений, кадровых изменений» (стр.23).


20.04.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>