Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
??????? ???????. ?????????? ?????? ????????? ????????????? ?????.

ОТ РЕДАКЦИИ. Наш сайт регулярно предлагает общественности экспертные оценки, подготовленные видными специалистами и затрагивающие общественно-значимые темы. Среди привлекаемых экспертов имеются, как участники нашего Движения, так и ученые, входящие в другие научные и общественные структуры. Ниже мы предлагаем экспертизу состояния российской науки, подготовленную в рамках Комитета спасения интеллектуального потенциала России (Комитета СТА). Материал публикуется в порядке дискуссии, затрагивая очень важные проблемы, находящиеся в центре внимания научного сообщества. ______________________________________________________________________________

ЭКСПЕРТНАЯ СПРАВКА О СОСТОЯНИИ НАУКИ

За 15 лет «реформ» в результате политики президентов и правительств, направленной на уничтожение интеллектуального потенциала России ради её превращения в сырьевую колонию Запада, в российской науке произошли следующие изменения.

1. Финансирование науки сократилось в 10 раз и в настоящее время в 200 раз ниже, чем в США.

2. Число научных сотрудников сократилось втрое, за последние 5 лет - на 800 тысяч.

3. Средний возраст работающего в науке достиг 60 лет.

4. Эмиграция молодых специалистов составляет 10- 15 тыс в год.

5. Оставшиеся в России специалисты предпочитают научным учреждениям коммерческие и иностранные фирмы, обосновавшиеся на территории России, например IBM, INTEL, и др, что обусловлено издевательски низкими зарплатами научных работников в русской науке.

6. Использование специалистов в таких организациях, как правило, непрофильное (преимущественно исполнение управленчески-торговых функций), что ведёт к деградации специалистов и потере интеллектуального потенциала страны. Процесс усугубляется всё возрастающей скоростью обновления знаний в мире.

7. Зарплата доктора наук в РАН составляет 3500 рублей, т.е. 0,7 зарплаты уборщицы. Пенсия, как у уборщицы, составляет 2000 рублей, причём чтобы получить её, профессор должен проработать дольше уборщицы на 8 лет, т.к. в его трудовой стаж не засчитываются годы обучения в институте и в аспирантуре.

8. Вследствие крайне низких зарплат и всеобщего аморального климата в стране руководство научных учреждений, а в высших учебных заведениях и профессорско-преподавательский состав, поражены коррупцией.

9. В результате разрушения и старения оборудования, отсутствия молодых кадров, нищеты и унижения созданы нетерпимые условия труда в науке. Интеллектуальные кадры находятся в состоянии крайней депрессии, что негативно отражается на качестве их труда.

В создавшихся условиях простое увеличение финансирования науки не приведёт к улучшению ситуации, вследствие дефектов структуры науки, сформировавшихся в советский, в особенности в постсталинский период.

1. В науку проникло большое число людей, которые паразитируют на определенной субьективности критериев научного труда, на узкой их специализации, на закрытости некоторых тем и соответствующих данных.

2. В результате необоснованно увеличилось число институтов, которые возникали зачастую не в связи с реальной необходимостью, а ради личных корыстых интересов чиновников от науки. Институты создавались ради директорских должностей для новых академиков. Для усиления влияния академика-секретаря отделения создавались целые группы мертворождённых институтов, например, в результате кампаний развития машиностроения, лазерной техники, электроники др.

3. Паразитирующая часть «учёных», которой удалось захватить руководящие позиции в науке, целенаправленно работала на ослабление и без того зыбких критериев научного труда, стимулируя отрыв научных институтов от реального производства и процесса обучения (академические институты и их конгломераты – Академгородки).

4. Ослабление реальных критериев труда в науке, давление со стороны структур дикого рынка и финансовой олигархии создали почву для интенсивного проявления клановых, этногрупповых и иных далеких от науки мотиваций. В результате реально делающие науку продуктивные учёные попали под двойной гнёт – уничтожающей государственной политики и околонаучных мафиозных группировок.

5. Руководство научных коллективов практически несменяемо, несмотря на чисто декоративные выборы, что создаёт удушливую, застывшую атмосферу, пресекает любое обновление. Несменяемость стимулируется коррупцией, ибо потеря директорского кресла означает падение в нищету. Несменяемость парализует научные коллективы, лишает перспективы молодых.

6. Именно два последние фактора является основными, отвращающими молодых талантливых учёных от современной научной среды и дальнейшей исследовательской работы.

ПРОГРАММА РЕОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ

На основании вышеизложенного анализа ситуации предлагается следующая программа выхода из кризиса.

1. Сократить число институтов прежде всего за счёт слияния академических и отраслевых институтов с ВУЗами и НПО.

2. Ввести демократические принципы руководства наукой.

- Выборность директоров, заведующих отделами, лабораториями.

- Сменяемость каждые два года, предел – два срока – этот принцип откроет перспективу молодым, привлечёт их даже в условиях скромного финансирования, даст шанс активизировать работу, устранит от руководства наукой чиновников от науки, передаст полномочия продуктивным учёным, уменьшит коррупцию.

- Введение публичных отчётов руководителей перед коллективами по окончании срока с резолюцией коллектива, заносимой в послужной список руководителя.

3. Реорганизовать РАН, превратив его в орган, отстаивающий интересы науки, а не академиков. С этой целью лишить её властных и финансовых полномочий, превратить в консультативный орган.

4. Для управления наукой и распределения финансирования создать при РАН (или Министерстве науки) комитеты экспертов. Выработать систему формирования этих комитетов из высококвалифицированных специалистов (например, тайное рейтинговое голосование всех ведущих сотрудников отрасли). Непременная сменяемость членов экспертных групп через два года с подробным и публичным отчётом о деятельности (включая финансы). Предусмотреть систему наказаний за злоупотребления: запрет на занятие административных постов в науке, увольнение с работы, передача дел в правоохранительные органы.

5. Привлечь прокуратуру для проверки финансовой деятельности руководства научных учреждений за годы «реформ». Проверить и обнародовать данные о расходовании средств, полученных от аренды помещений, от коммерциализации технических подразделений и др.

6. Ввести оплату не только за степени и звания, но и за результативность, для этого можно, в частности использовать Curriculum Vitae, рассматривая, однако, эту меру как действенную лишь на переходном этапе, не превращая число работ в единственный критерий.

В системе критериев должны быть учтены:

- внедрение разработок в производство

- авторитет в научном сообществе – цитирование

Работа над совершенствованием оценочных критериев должна идти постоянно, тщательно отслеживая возникающие нездоровые тенденции и пресекая их.

7. Ликвидировать научный рэкет – "вписывание" соавторов, ставшее распространенной практикой в руководящей среде. Учёный должен доказывать в научных собраниях своё реальное участие в работе, подобно тому, как отчитываются декларациями о доходах. Например, очевидно, что лицо, занимающее высокий административный пост, физически не имеет возможности участвовать в проведении экспериментов.

8. Сменить концепцию развития отечественной науки. В настоящее время русская наука развивается в рамках идеологии науки западной – гонка производства предметов потребления, развитие техноцивилизации. Эта концепция гибельна для природы и человечества и должна быть заменена другой: восстановление баланса человека и природы, восстановление ущерба, нанесённого природе человеческой деятельностью, развитие возобновляемых источников энергии и т.д.

9. Поставить под контроль эмиграцию молодых специалистов – Россия не может быть бесплатной кузницей кадров Запада. Ввести экономические барьеры для эмиграции.

10. Добиться высокой оплаты труда в науке, что вполне соответствует текущим экономическим возможностям нашего общества.

11. Найти меры принудить правительство страны к исполнению этих мер ибо цена уничтожения науки - исчезновение России как суверенного государства.

Справку составила ФИОНОВА Людмила Кузьминична, доктор физ.-мат. наук, ведущ. Научн. Сотр. Института Проблем Технологии Микроэлектроники РАН.

Экспертиза подготовлена по поручению «Комитета СТА».


07.02.05, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>