Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
????????????? ?????????????.

Бюджетное послание Президента разочаровало многих, поверивших в разворот государства лицом к обществу после его же послания Федеральному собранию.

Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития Российской Федерации , - так оценил глава государства итоги бюджетной политики за последний год. С этим можно согласиться лишь при условии, что главной стратегической целью российского государства является погашение и обслуживание внешнего долга, платежи по которому составили львиную долю бюджетных расходов.

Что касается экономического развития, то вклад бюджетной политики государства составил в прошлом году минус 6% ВВП - вследствие недофинансирования расходов на обеспечение качества жизни российских граждан вдвое ниже среднемирового и минимально допустимого по стандартам современного государства уровня и искусственного сжатия конечного спроса путем замораживания налоговых поступлений в Стабилизационном фонде.

Увы, судя по бюджетному посланию, ожидавшегося после президентского послания Федеральному собранию пересмотра основных направлений социально-экономической политики государства не состоялось. Опьяненная невиданным притоком нефтедолларов и наслаждающаяся собственной безответственностью после проведения социальной реформы федеральная власть продолжит замораживать и вывозить за рубеж деньги налогоплательщиков, хвастаясь перед всем миром избытком доходов.

На фоне миллиона безнадзорных детей, попрошайничающих на улицах российских городов и повальной нищеты простого народа, считающегося согласно Конституции, источником власти самой богатой в мире страны, огромный профицит федерального бюджета выглядит весьма странно. Рассуждения министра финансов о том, что триллионы рублей, замораживаемых в Стабилизационном фонде, являются лишними , вызывают недоумение как у граждан, не понимающих, почему за свой труд они получают зарплату вчетверо ниже работников в Евросоюзе, так и у руководителей предприятий, задыхающихся из-за нехватки оборотных средств в условиях недоступности кредита.

Президент констатирует, что мероприятия, предусмотренные приоритетными национальными проектами в целом обеспечены необходимым бюджетным финансированием , и увеличены в реальном выражении размеры оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, пенсий и ряда пособий в связи с материнством и воспитанием детей . Но по сути эти приоритетные национальные проекты , не являются ни приоритетными, ни проектами. В реальности они представляют собой не более чем группировку обычных бюджетных мероприятий по соответствующим тематическим направлениям с весьма скромным финансированием. Достаточно сказать, что при всех громких фразах о приоритетности образования и здравоохранения, удельный вес расходов на эти цели в России остается вдвое ниже среднемирового, включая слаборазвитые страны Африки. Даже в бесперспективной Прибалтике удельные расходы государств на эти цели более чем вдвое выше российских.

На этом фоне национальные проекты выглядят не более чем рекламной акцией. Судя по всему, таковыми они останутся и в будущем году. Только для большего рекламного эффекта они будут раздуты за счет учета средств на соответствующие цели, выделяемые рутинным образом субъектами федерации и органами местного самоуправления. Нет сомнения в том, что уполномоченные за реализацию национальных проектов руководители правительства отрапортуют о многократном увеличении ассигнований на их реализацию за счет приписки средств, выделяемых из бюджетов субъектов федерации.

Президент укоряет правительство в том, что подготовка законопроектов, направленных на расширение самостоятельности организаций социально-культурной сферы, и переход к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных и муниципальных услуг затянулись , скрывая какие именно нормативы планируется установить для финансирования образовательных и медицинских услуг. Исходя из планируемых расходов на образование и здравоохранение, нетрудно посчитать, что для подавляющего большинства школ и больниц денег, выделяемых по нормативно-подушевому принципу, явно не хватит для обеспечения качественной и доступной для всех медицинской помощи и должного уровня образования. Требуемый президентом переход к одноканальному финансированию учреждений социальной сферы на практике будет означать существенное сужение возможностей их финансирования.

Собственно расширение самостоятельности организаций социально-культурной сферы для того и затевается, чтобы заставить поликлиники и школы самим зарабатывать деньги путем предоставления платных услуг. Смысл проводимой президентом социальной реформы заключается в коммерциализации социальной сферы и для большинства поликлиник и школ будет означать их полное банкротство. В частности, малокомплектным сельским школам придется либо закрыться, либо сдать половину своей площади в аренду торговым предприятиям. И реструктуризация сложившейся бюджетной сети , которую президент требует ускорить, быстро пойдет по пути приватизации медицинских и образовательных учреждений. Едва ли это будет способствовать повышению качества и доступности образования и здравоохранения.

Президент говорит о том, что проведенная реформа системы натуральных льгот позволила повысить эффективность социальной поддержки населения. Бюджетные средства на эти цели предусматриваются в необходимых объемах . Во-первых, в результате монетизации льгот эффективность социальной поддержки населения снизилась. Средств стали выделять на эти цели на двести миллиардов рублей больше, а недовольство населения усилилось. Это произошло из-за коммерциализации системы социальной помощи, вследствие чего большая часть выделяемых на ее предоставление средств до нуждающихся людей не доходит и оседает в карманах посредников. К примеру, целевым образом была реализована лишь половина денег, выделенных на приобретение лекарств для инвалидов. Во-вторых, средств, выделяемых на социальную поддержку населения, в большинстве регионов не просто не хватает. Их не хватает катастрофически. За исключением Москвы и западной Сибири у субъектов федерации нет средств на финансирование социальных обязательств, сброшенных на них федеральным центром под видом монетизации льгот. В свете острого недофинансирования образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы едва ли можно говорить, что сбалансированность региональных бюджетов улучшилась. Столь же неубедительно выглядят тезисы бюджетного послания относительно успехов в бюджетной системе муниципальных образований. В действительности муниципальная реформа окончательно лишила их финансовой самостоятельности.

Хотя президент правильно говорит о том, что бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере , реальных мер по решению этих задач в его бюджетном послании не предлагается. Напротив, если будут выполнены установки президента о том, что прирост непроцентных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики , и что должна быть продолжена политика аккумулирования конъюнктурных доходов бюджета в Стабилизационном фонде , то о выполнении этих задач можно на десятилетие забыть. В этом случае для достижения среднемирового уровня финансирования образования и здравоохранения России потребуется пару десятилетий, а среднеевропейского пару столетий. Между тем у российского государства есть реальная возможность это сделать в течение двух лет, используя соответствующим образом сверхприбыли от экспорта нефти и газа. Собственно, весь профицит федерального бюджета образуется только потому, что правительство отказалось в результате социальной реформы от финансирования народного образования, здравоохранения, льгот для ветеранов труда, а также от нормативов финансирования науки, культуры и образования. Если бы эти средства были использованы для выполнения ранее установленных законом социальных обязательств или хотя бы для достижения среднемировых нормативов финансирования социальной сферы, то никакого профицита не было бы и в помине. Соответственно не было бы и излишков денег, замораживаемых правительством в Стабилизационном фонде. Говорить о фонде будущих поколений в условиях, когда более миллиона безнадзорных детей попрошайничают на улицах, по меньшей мере, цинично и аморально. Если у рождающегося сегодня в России ребенка вероятность получить хорошее образование и хорошо оплачиваемую работу не превышает одной трети, то о каких будущих поколениях можно говорить?

По-видимому, у президента не хватило времени на то, чтобы привести бюджетное послание в соответствие с им же установленными задачами в послании Федеральному собранию. За исключением общей фразы о том, что необходимые для их реализации средства должны быть учтены при формировании федерального бюджета на 2007 год и последующие годы , каких-либо конкретных мер по их достижению президентом не устанавливаются.

Между тем решение этих задач требует пересмотра межбюджетных отношений и исправления ранее допущенных федеральной властью ошибок. В частности, необходимо восстановить обязательства федерального правительства по выплате детских пособий, обеспечению социальных гарантий в сфере здравоохранения и образования, которые были переданы субъектам Российской Федерации без учета необходимых для их выполнения источников финансирования. В соответствии с общемировыми стандартами следует удвоить долю расходов на здравоохранение, образование и науку в структуре консолидированного бюджета государства. Для того чтобы это сделать необходимо отказаться от экономически необоснованной и социально вредной политики профицита бюджета, преобразовать Стабилизационный фонд в Бюджет развития, прекратить вывоз государственных средств за рубеж. Все это потребует внесения существенных изменений в межбюджетные отношения и в бюджетное законодательство. Но вместо этого в бюджетном послании говорится о создании резервного фонда в ситуации, когда российская финансово-денежная система и без того перерезервирована многократно. На один рубль, работающий в экономике, четыре рубля заморожено в резервах (для сравнения, в США на один доллар резервов приходится 25 долларов в экономическом обороте). Куда больше? Сколько мы должны еще оторвать от наших детей денег, чтобы поддержать американский доллар?

В бюджетном послании нет конкретных установок о повышении доходов граждан. Но зато есть установки о том, что в кратчайшие сроки следует законодательно урегулировать вопрос о снижении выкупной цены земельных участков под объектами, находящимися в частной собственности . И это на фоне более чем десятикратного повышения платы на землю для дачников и выкупа бывшей государственной собственности у олигархов по тысячекратно повышенным ценам.

Следует отметить, что в отношении предпринимательской активности бюджетное послание более конкретно. Объявленные в нем меры давно предлагались деловыми кругами. Решения президента о дифференциации НДПИ, ускорения амортизации, налоговом контроле за трансфертным ценообразованием, безусловно, будут поддержаны и окажут позитивное влияние на экономический рост. Но в целом, макроэкономические последствия продолжения нынешней налогово-бюджетной политики будут отрицательными. Замораживание огромных средств в Стабилизационном фонде и их вывоз за рубеж обойдутся России в три триллиона рублей потерянных для социальной сферы и для экономического развития средств. Возможности выхода на траекторию быстрого экономического роста и достижения стандартов современного социального государства вновь будут упущены...

Все это весьма печально, если учесть, что все задачи поддержки российских семей, поставленные президентом в послании Федеральному собранию, могли бы быть выполнены уже в текущем году. Средства и деньги для этого у государства есть. Но, нет желания у президента и министров, ориентированных не на повышение качества жизни, а на вывоз денег из страны.

Опубликовано в газете Россiя с незначительными сокращениями

8 июня 2006 г.

Glazev.ru


15.06.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>