Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
?.?. ????????. ???????????? ????: ???????, ??????????????, ???????????, ??????????

Об авторе: Е.С. Троицкий, доктор философских наук

________________________________________________________________________

Более 10 лет в России продолжается острая дискуссия по вопросам разработки Национальной идеи, объединяющей народы, стимулирующей прогрессивное развитие страны. Это важная методологическая, политическая проблема современности. Об этом убедительно свидетельствует опыт США, где громадное значение придается популяризации Американской мечты, опыт Китая «социализм с китайской спецификой» (Дэн Сяопин), опыт Франции, Индии и других великих держав.

Президент Российской Федерации В.В.Путин во время встречи весной 2002 года с учеными в Байкальске признал, что самое главное в развитии нашей страны - это настрой людей. А без торжества, возрастания роли Общенациональной идеи, исходящей из принципа социальной справедливости, национального равенства, укрепления государствообразующей роли русского народа не будет энтузиазма граждан, столь необходимого для возрождения Отечества. Позже премьер-министр М.Фрадков связал национальную идею с повышением конкурентоспособности российских товаров. В январе 2005г. В.В.Путин, выступая в Новосибирском академическом городке, призвал к созданию и развитию ряда технопарков с целью преодоления проявившегося в новейшее время отставания России в сфере информационных технологий. Нет слов, прекращение односторонней ставки на «трубу», на вывоз невосполнимых природных ресурсов - важнейший компонент многогранной Общенациональной идеи.

Однако задание нашего краткого очерка - ее другие аспекты, без теоретического обоснования которых невозможно создание современного, адекватного для российских условий, учения о межнациональных отношениях. Как представляется, здесь целесообразно рассмотрение указанных в заголовке статьи четырех компонентов Общенациональной идеи.

ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

Русская идея - исключительное явление в перспективе и ретроспективе, обращенное во внутрь и вне России в условиях ее социально-экономической трансформации, борьбы за социальную справедливость, укрепление суверенитета, роста движения за единство народов, утверждения многообразия форм собственности, партий и движений, противоборства традиционной соборности и разъединяющего глобалистского, анархического плюрализма. Наша национальная идея проистекает из сокровенных глубин народной жизни, выражает сущность русско-российской цивилизации, в течение долгих веков сложившейся на бескрайних просторах Евразийского континента. Для русского образа жизни были характерны понимание трудолюбия, как добродетели, взаимопомощь, коллективизм в рамках общины и артели, вместе с тем подвижничество, предприимчивость, предпринимательство, инициатива, преклонение перед мужеством, удалью, следование высоким морально-этическим принципам честности и порядочности. Особо следует отметить воздействие на нашу цивилизацию православной веры и идеологии исихазма, сложившейся у нас в XIV-XV веках и исходившей из примата духовного делания, гармоничного нравственного, умственного, а, стало быть, и физического совершенствования человека. Одна из главных черт нашей культуры, - особая верность Матери-Родине. Россия на протяжении столетий умножала славу и могущество, укрепляя государственную власть, успешно отбивала нападения врагов, расширяла свои пределы, следуя правилу «За Бога, Царя и Отечество». Потому так значительна всегда была роль мобилизующей, опережающей общенациональной идеи, без которой не может достойно развиваться образ жизни нашего народа, как бы ни тщились его недруги в своем безбожном, разрушительном рвении опорочить державную идею, представив ее «иллюзией», новым рецидивом «мифотворчества».

Русская идея не только глубоко народная вера, порождение национальной самобытной, уникальной цивилизации, но и научная теория успешного развития, возрождения народа, разработка которой шла со времени его выхода на историческую арену. «Возраст Русской идеи, - писал в эмиграции философ-патриот Иван Ильин, - есть возраст самой России».

Русская нация начала интенсивно формироваться с принятием христианства, и Русская идея возникает одновременно с Этим поворотным историческим событием. Раскрывая ее смысл, И.Ильин пришел к следующему заключению: «Это есть Идея православного христианства. Россия восприняла свое национальное задание Тысячу лет тому назад от христианства: осуществить свою национальную, земную культуру, проникнутую христианским духом любви и созерцания, свободы и предметности. Этой идее будет верна и грядущая Россия». Противопоставим это тезису идеолога глобализации Жака Аттали, который громогласно объявил ее главной ценностью деньги!

Задумываясь о концептуальных истоках нашего национального идеала, мы вспоминаем античные ценности дохристианских времен, всю тысячелетнюю историю, такие произведения русской литературы, как «Повесть временных лет» (X-XII вв.), «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона Троицкого (XI в.), «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Устав Нила Сор-ского» (XV в.), «Домострой», «О скудности и богатстве» И. Посошкова (XVIII в.), «Война и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова, стихотворения А. Пушкина, Ф. Тютчева и С. Есенина, творения мыслителей и философов М. Ломоносова и И. Киреевского, А. Хомякова и Н. Федорова, Ф. Достоевского и В. Соловьева, К. Леонтьева и Н. Данилевского, Д. Менделеева и В. Вернадского, И. Ильина и И. Солоневича, С. Булгакова и Н. Бердяева, Г. Федотова и П. Сорокина, Л. Карсавина и В. Муравьева, классические произведения русской музыки, изобразительного и Театрального искусства. Впервые же сам термин «Русская идея» применил в 70-х годах XIX века великий писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский.

К несчастью, уровень развития, зрелости и проявления национального самосознания далеко не всегда был адекватен требованиям исторического момента. Незадолго до революционного переворота 1917 г. один из виднейших русских проповедников преподобный Иоанн Кронштадтский с болью говорил: «Не стало у интеллигентов любви к Родине... Нравов христианских нет». Ослабление чувства национальной идеи, в конечном счете, привело к трагическим последствиям - разрушению Российской государственности и ниспровержению вековых устоев жизни, гибели миллионов людей разных национальностей, изгнанию, отъезду из страны многих представителей отечественной культуры, науки.

Сейчас, несмотря на все космополитические препоны и проявления инертности, наблюдается иное. О росте национального самосознания народа свидетельствуют многочисленные проявления тревоги и требования исправления положения, выражаемые соотечественниками из-за ущемления коренных интересов России, угрозы ее превращения в полуколонию, ввиду сырьевой ориентации экономики, в связи с монетизацией социальных льгот, неудовлетворительной демографической и экологической ситуаций, слабой охраны священных рубежей страны, невниманием к возрождению отечественной культуры, высоких технологий. Все чаще звучат призывы воссоздать Русскую государственность с сохранением национальных автономий, укрепить патриотизм русского народа, преисполниться национальной гордостью и достоинством. Активизируется деятельность различных творческих союзов. Большой резонанс приобретают форумы и дискуссии, организуемые учеными, деятелями искусства и литературы. Здесь напомним о принципиально важной Концепции государственной национальной политики РФ (в 1996 г. утверждена Указом Президента страны). Особо выделим то место документа, где говорится о том, что русский народ является опорой Российской государственности. Нам необходимо исходить из этой мысли при оценке Русской идеи.

Некоторые философы - В.Н.Муравьев, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин и другие - отмечали, что русское национальное, патриотическое самосознание просыпается в решающие моменты кризисов и смут (Куликовская битва, освободительная миссия Минина и Пожарского, борьба с Наполеоном и Гитлером). Взлет русского национального самосознания с оттенком антиамериканизма отмечен в 1999-2001 годы в связи с варварскими бомбардировками братской Югославии, проводившимися натовской военщиной, а также неприкрытым давлением США на Россию с целью затопления космической станции «Мир» и т.д.

Русская идея есть теоретическая и духовная доктрина обеспечения независимости Отечества, возрождения нации, осмысленное стремление народа к утверждению лучшей действительности, совершенствованию своей цивилизации и образа жизни, концентрированное и возвышенное проявление национальной психологии, мужества и жертвенности, воинской доблести, духовности нашего народа, его нужд и потребностей в экономике, политической, социальной, культурной, международной жизни. Как отмечал профессор Б.Н.Бессонов, высшая идея нужна этносу, чтобы «иметь ориентир, цель, смысл жизни».

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ

В связи со вступлением страны на новый путь развития, нельзя не сказать, что российская экономика еще достаточно слаба, чтобы сразу стать могучим генератором развития и один на один соперничать и взаимодействовать с многоопытными зарубежными ТНК, всепроникающим, хотя и слабеющим долларом. А ведь не к лицу и буржуазии, и бюрократии великой страны выполнять функции зависимого компрадора. Российскому обществу для обеспечения подлинных прав человека нужны и доблестная мощная армия, и таможенная защита, и экономическое пространство, и собственный независимый крепкий рубль, сбережение и сохранение единой неделимой России. Этого невозможно достичь без государственного патриотизма, стратегии опоры на собственные силы.

Еще летом 1996 г. Президент Ельцин призывал к разработке объединяющей идеи для России. Консолидирующую миссию призван выполнить общероссийский патриотизм, понятный для всех народов и социальных групп. Становление общероссийского патриотизма происходит на основе заинтересованности всех народов, всех классов и слоев общества в возрождении страны, всестороннем развитии ее экономики, культуры, укреплении обороны, обеспечении независимости, повышении международного авторитета Родины, ее спасении от превращения в экологическую свалку. Такой патриотизм приобретает особое значение в деле укрепления единого Отечества и опирается на объективные и субъективные основы, глубокие исторические корни и традиции. «Духовно-культурное единство России завершается ..., как и встарь, ее территориально-политическим единством, ее общей международно-военной судьбою и ее хозяйственно-производительной и торговой принадлежностью» - отмечал Иван Ильин.

В ходе развернувшейся дискуссии было выдвинуто немало конструктивных предложений. Звучали, например, голоса в пользу Российской идеи. Однако думается, не правы те, кто при этом выступает за «отмену» Русской идеи. При этом игнорируются тысячелетняя историческая традиция, неодинаковая относительная роль различных религиозных объединений в жизни России. Отметим, что русские составляют более 80% населения страны.

Конечно, российское начало столь же ценно, как и национальное, этническое. Оно включает державность, общегосударственный патриотизм, многонациональность, общую гражданскую принадлежность всех россиян, территориальную целостность, общие международно-политические интересы, совместную заботу о многотрудном процессе возрождения и развития единого общероссийского рынка, другие ценнейшие качества и соборные аспекты жизни.

Несостоятельны попытки противопоставления Русской и Российской идей, находящихся в естественном духовном, человеческом, экономическом и политическом единстве. Такие попытки не консолидируют, а разобщают. К тому же Русская идея действительно объединяет общество, она провозглашает соборность (А. Хомяков, Н. Федоров, Н. Бердяев, В. Муравьев), рассматривает Россию как единый организм. Это одновременно и национальная идея, и доктрина дружбы народов, любви и уважения к человеку, стержень отечественной культуры и духовности, воплощение заботы о сирых и убогих.

Русская идея - классическое понятие, поскольку о ней писали Ф. Достоевский, В. Соловьев, Н. Бердяев, В. Муравьев, Л. Карсавин, И. Ильин, поскольку ее признал просвещенный мир. В начале XX века были люди, призывавшие сбросить «феодала» А.С. Пушкина «с корабля современности». Классиков русской идеи Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина, Л. Карсавина в 1922 году изгнали из страны, подвергли остракизму. Л. Карсавин, В. Муравьев, П. Флоренский умерли в ГУЛАГе. Все это нанесло ущерб народу, его культуре и устойчивости, было осуждено просвещенным миром. Поэтому обнадеживает, что В.В. Путин, тогда и.о. Президента страны, в статье, опубликованной в конце 1999 года в «Интернете», высказался в пользу национальной державной идеи.

Недооценка русского фактора, игнорирование Русской идеи способствовал разрушению Советского Союза. Превращение России в «донора» не только союзных республик, но и ряда государств «третьего мира», оскудение Нечерноземья, отъезд многих лучших талантливых людей в эмиграцию - все это ослабляло государствообразующий народ и тем самым - многонациональное государство. Причинами тяжелого поражения Отечества в «холодной войне», многих бед и страданий народа, безнаказанности, грабительских, предательских и разрушительных деяний являлись национальное добродушие, беспечность, превращение многих людей в своего рода «этнических евнухов», отсутствие приверженности к великим спасительным ценностям Русской идеи. Ведь именно она, идея, помогла преодолеть тяжелейшее смутное время в начале XVII века, когда к патриотизму россиян воззвали патриарх Гермоген, князь Пожарский, купец Минин, именно она остановила нашествие Наполеона. Из-за ослабления русской нации пострадали другие народы: посмотрите на нынешние Кавказ, Сербию... Возрождение Русской идеи - императив наших дней.

Ослабление русского начала в государственном управлении СССР создавало предпосылки для разрушения Союза. Страшную опасность предвидел еще И. Ильин. Он писал: «Установим сразу же, что подготовляемое международное закулисное расчленение России не имеет за собой ни малейших оснований, никаких духовных или реальных политических соображений, кроме революционной демагогии, нелепого страха перед единой Россией и застарелой вражды к Восточному Православию. Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они рассматривают единое русское государство, как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения. Они собираются разделить всеединый всероссийский «веник» на прутики, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации. Им надо расчленить Россию, чтобы провести ее через западное уравнение и развязание и тем погубить ее: план ненависти и властолюбия».

Выступая против неоколонизаторов, И. Ильин создал в ракурсе Русской идеи концепцию России как единого многонационального, взаимодополняющего организма. Но предупреждения большого философа и патриота не были услышаны. Между тем в инструкциях госдепартамента США, для радиостанции «Голос Америки», в частности, говорилось: «Натравливать меньшинство на большинство, используя национальные различия, натравливать эстонцев, литовцев, белорусов, украинцев и других - на русских!»

После разрушения Советского Союза недруги стремятся развалить и Россию. Давая интервью корреспонденту радио «Свобода» в связи с конфликтом в Чечне, Збигнев Бжезинский выразил, например, свою сокровенную надежду на обострение конфронтации властей России с 300 млн. мусульман, находящимися у ее южных границ, и 20 млн. мусульман, живущими в России. После взрыва Всемирного торгового центра в Нью-Йорке эта радиостанция, стремясь обострить цивилизационные конфликты, распространяла клевету о межнациональных отношениях в России. Афганистан, Чечня, Босния, Карабах, Сербия, Ирак, тысячи убитых и искалеченных, сотни тысяч беженцев - все это суровый упрек проводникам политики «разделяй и властвуй».

ПРЕДПОСЫЛКА СЛАВЯНСКОГО ЕДИНСТВА

Наша национальная идея является подлинной доктриной славянского единства. Славянские народы - кровные братья. Русский народ ценой огромных жертв способствовал их освобождению от гитлеровского фашизма во Второй Мировой войне, а в прошлом веке русские помогали Болгарии, Сербии и другим странам избавиться от турецкого ига. В настоящее время над славянским миром нависла серьезная угроза разобщения и неоколониального порабощения. Североатлантические шовинисты и ксенофобы, международная финансовая олигархия явно недолюбливают русских, белорусов, украинцев, сербов, болгар и других православных славян, проводят против них политику «разделяй и властвуй», духовно-нравственного разложения, беспардонного вмешательства во внутренние дела суверенных государств. В этих целях часть славянских стран втянули в НАТО и Европейский союз.

В ответственный исторический момент сторонники Русской идеи заявляют о твердой поддержке белорусского народа, политики Президента А.Лукашенко, решительно осуждая экспансионистские замыслы современных заправил блока НАТО. Русские выражали братскую солидарность с сербами и другими народами Югославии, ставшими объектом агрессии и разобщения со стороны США, НАТО.

В этом мы исходим из великой духовно-политической ценности - русской и всеславянской соборности, как доктрины, предусматривающей всемерное укрепление славянского братства, всяческое содействие прогрессу и благополучию, самоопределению русских, украинцев, белорусов, сербов, болгар, чехов, словаков, поляков, хорватов и всех других родственных наций. Славянская категория соборности исключительно содержательна и ценна для общества, поскольку не только строится на уважении к интересам и специфике народов, социальных групп, политических партий и организаций, отдельных людей, но и подкрепляет их духовно-нравственное единение во имя торжества идеалов добра, справедливости, веры, надежды, любви. «Соборность есть Русская идея», - с должным основанием заявлял ее теоретик Николай Бердяев.

Воссоздание Русской государственности, естественно с сохранением автономных образований, равенства прав граждан независимо от национальности, способствовало бы успешному движению к славянскому единению, особенно в лоне триединого русского православного народа, включающего суверенные нации: русских, украинцев и белорусов. Выдающийся идеолог славянского движения словак Л. Штур в своей книге «Славянство и мир будущего», написанной в середине XIX века, восклицал: «Только в русском государстве имеет славянская жизнь основание и опору для своего дальнейшего развития, только творческая и охранительная русская сила может возродить обломки нашей народности и характер русского народа составляет единственную мощную силу тяготения для наших племен».

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ЕВРАЗИЙСТВО

Прошло 84 года с того времени, как группа видных эмигрантов - ученые и политики князь Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий и др. - провозгласили рождение новой глобально-национальной концепции - доктрины евразийства. Советский Союз - по существу, евразийское федеративное объединение - разрушили либерально - монетаристские силы проамериканской ориентации. Однако и в обстановке смутного времени концепция продолжает существовать и развиваться, частично наполняясь новым содержанием, вместе с тем, приобретая новые формы, отчасти соответствующие процессу постепенной эволюции Российской Федерации. Классики Русской идеи неоднократно подчеркивали ее культурную, духовно-геополитическую связь с Востоком. Об этом еще в XIX столетии писали консервативный мыслитель Константин Леонтьев и известный славист Владимир Ламанский. Евразиец Л.П.Карсавин в 1922 г. опубликовал в Петрограде книгу «Восток, Запад и Русская идея». Мне хотелось бы отметить, что в наши дни важность взаимодополняемости любви России, славянофильства и евразийства отчетливо выразилось в содержании ряда резолюций и докладов на проведенных МСА к настоящему времени славяно-евразийских конгрессах. «Славяно-евразийское единство, - это геополитическая общность этносов Северной Евразии, сложившаяся вокруг славянских народов... Концепция славяно-евразийства существенно расходится с концепциями евразийства и панславизма во всех их редакциях и версиях, выдвинутых различными учеными. Например, «евразийство» принижает роль славян, а «славянские фундаменталисты» игнорируют факт глубокого проникновения России на Восток, в ареал зоны ислама, буддизма и т.д.» - так говорил президент МСА профессор Б.И.Искаков. Естественно, что русский народ призван занять место, достойное его культуры, духовности и могущества, в системе славяно-евразийских межнациональных отношений.

Ориентация на славянский и евразийский факторы подразумевает укрепление экономических, политических, духовно-культурных, языковых и иных связей и, естественно, на принципах взаимоотношений между суверенными государствами.

В свою очередь и видные идеологи исламского движения высказывались за союз со славянами, с православными. А Гейдар Джемаль заявлял: «Мы - за восстановление страны и за прочный православно-мусульманский союз». Среди крупнейших современных евразийцев Президент Казахстана Н.Назарбаев, российский ученый и политик А.Дугин и другие. Конечно, трудности, проблемы, коварные политические замыслы оппонентов встречаются буквально на каждом шагу. Еще некоторые слависты прошлого века предвидели опасность политики «разделяй и властвуй», проявлявшейся в сталкивании между собой славян и мусульманских народов. Эту проблему ставил еще В.Ламанский.

Могут возразить: Русская идея - для русских. А как быть остальным? Вопрос законный. Однако ответим, что Русская идея - подлинная доктрина дружбы народов, чуждая ксенофобии. Ф.М. Достоевский призывал русского человека «стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите». Мысли о дружбе народов России были отчетливо выражены в произведениях многих других русских писателей. Соборный общечеловеческий потенциал, место общенациональной державной идеи в мировой культуре обосновываются в основных концепциях целого ряда корифеев отечественной общественной мысли: доктринах «всечеловечности русской культуры» Ф.М. Достоевского, «философии общего дела» Н.Ф. Федорова, теории «всеединства» В.С.Соловьева, «единого организма» И. Ильина, доктрине евразийства, наконец, доказывались в концепции советского народа, как новой исторической общности людей. Славянофилу А.Хомякову импонировала идея всемирного безгосударственного братства народов. Всечеловечность русской души, отечественной культуры глубоко отражены в трудах наших философов. Их наследие - надежный ориентир в разработке современной общенациональной идеи России. Ведь еще древний китайский мыслитель Конфуций предупреждал, что мудрость - необходимое качество как правителя, так и философа.

Статья опубликована в журнале «Жизнь национальностей»

(изд.: 1918-1924, с 1992), в №1 за 2005 г., с 37-43.


04.07.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>