Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
?????? ?????????. ????? ?????? ?????? ?? ????? ? ?????????

Беседа с директором Института Дальнего Востока РАН, председателем Общества российско-китайской дружбы, академиком Михаилом Титаренко

________________________________________________________________________________

В чем причины стремительного развития Китая в последние десятилетия? Какое место в обеспечении этого процесса играют наука и образование, каким трансформациям они подверглись в последние годы? Как в КНР создается инновационная система? Об этих и многих других проблемах наш корреспондент Игорь Горюнов беседует с директором Института Дальнего Востока РАН, председателем Общества российско-китайской дружбы, академиком Михаилом Титаренко.

- Михаил Леонтьевич, без пороха и фарфора - изобретений древних китайских мастеров - представить современную техногенную цивилизацию невозможно. А когда зародилась наука в Китае?

- Строго говоря, упомянутые вами, как и многие другие созданные подданными Поднебесной империи ноу-хау, относятся к этапу преднауки. Сама же наука в современном понимании этого слова, как социальный институт, сформировалась в Китае лишь в ХХ веке. При этом ключевую роль в ее становлении сыграла наша страна. Что касается Академии наук КНР, то последняя была создана при огромной консультативной, научной и материальной помощи АН СССР.

- Какую роль играет сегодня АН КНР в развитии страны?

- В настоящее время в Китае существуют три равные по статусу академии: АН КНР, Академия общественных наук и Академия инженерных наук. На вершине этой пирамиды из трех академий стоит АН КНР - главный производитель знаний в области естественных наук. Она также выступает основным разработчиком инновационных проектов общенационального характера. Правительство не решает серьезные вопросы, тем более в области проведения экономических реформ, без экспертных оценок и консультаций с Академией наук.

Огромное значение в Китае уделяется созданию единой инновационной системы. Президент АН КНР, один из крупнейших китайских физиков Лу Юнсян, член правительства и ЦК КПК, заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), возглавляет Комитет по разработке национальной инновационной системы.

Ее создание - главнейшая задача, стоящая перед тремя академиями. Инновационные проекты начали осуществляться в Китае в начале этого века. В 2002 году принят государственный закон об инновационной политике, предусматривающий четкое законодательное и финансовое обеспечение. Реализация этой программы делится на три этапа.

К 2010 году в Китае должна быть создана инновационная система. До 2020 года КНР по одиннадцати основополагающим направлениям научно-технического прогресса обязана выйти на мировой уровень, а по трем - пяти позициям в каждом направлении занять лидирующее место в мировой науке. По планам китайского руководства, к 2050 году в стране должна быть создана экономика знаний.

В связи с выдвижением инновационного проекта было проведено радикальное реформирование деятельности китайской науки. При организации всех трех академий КНР главное внимание было уделено готовности каждой из них обеспечить инновационную деятельность.

Реализация инновационных проектов, участие в решении важнейших государственных или научных проблем - определяющее условие в оценке деятельности любого научного учреждения Китая. Более того, если институт работает эффективно, выдвигает перспективные инновационные проекты, то получает дополнительные деньги из поощрительного фонда. Последний образуется за счет срезания до 20% финансирования у неэффективно действующих научных учреждений. Решения на этот счет принимает президиум соответствующей академии наук.

- Сколько в среднем получает китайский ученый?

- В последние годы приняты серьезные меры по повышению зарплаты научным сотрудникам, и она колеблется от 500 до двух-трех тысяч долларов в месяц. В Китае в этой области очень дифференцированная система. Оплата увязана с уровнем подготовки специалиста, приоритетностью направления, в котором он работает, и эффективностью его деятельности. Эти три фактора - главные при определении зарплаты. Их цель - ориентировать научных сотрудников на разработку и реализацию инновационных проектов.

Для стимулирования инновационной активности в научной сфере КНР была изменена не только структура заработной платы, но и система подбора кадров. Привлечение молодежи в науку было сформулировано как особая задача. Китай активно работает над проблемой “импорта интеллекта”. На это тратятся огромные средства. В настоящее время за рубежом, в крупнейших университетах мира, обучается более полумиллиона китайских студентов. Много молодых китайцев учится за счет поддержки зарубежной китайской диаспоры, деловых кругов самого Китая и грантов различных фондов.

Любопытная деталь - американцы активно поощряют прибытие китайских студентов в США. Различные американские фонды, в том числе правительственные, оплачивают их учебу.

- Какой интерес преследуют американцы?

- Получить в будущем проамериканский Китай. В разговоре со мной один из ближайших сподвижников Г.Киссинджера заявил: “Вы думаете, мы воспитываем их духе марксизма-ленинизма? Мы готовим будущих сподвижников, которые, став лидерами Китая, будут сторонниками теснейшего сотрудничества с США”.

У китайцев свой интерес. Они хотят учиться у США организации инновационной деятельности. Несмотря на то что значительная часть этой китайской молодежи (более 60%) остается в США, китайцы по этому поводу истерик не устраивают. Они исходят из того, что китайский менталитет, привязанность к родине-матери заставит рано или поздно китайца-иммигранта вернуться домой.

Имел место такой курьезный случай: американский гражданин китайского происхождения (он родился в США) получил Нобелевскую премию. В Америке устроили пышный прием, а он на него даже не явился: узнав о присуждении премии, улетел в Пекин, где был принят на высшем уровне - Мао Цзэдуном. Так поступает каждый китаец, и никак иначе.

- А какую роль играет Академия общественных наук в проводимых в Китае реформах?

- Очень большую - она главная по проблемам эволюции социальной структуры китайского общества, построения экономики знаний и информационного общества, творческого заимствования элементов культур других народов при сохранении собственной самобытности. По количеству институтов АОН Китая уступает Отделению общественных наук и Историко-филологическому отделению РАН, но финансирование в Китае этого меньшего количества институтов более солидное, и оклады ученых выше.

АОН пользуется в Китае огромным авторитетом. Нынешний ее президент Чен Цзягуй, видный общественный деятель, член ЦК КПК, заместитель председателя Постоянного комитета ВСНП. Он бывший сподвижник по партийной работе нынешнего Председателя КНР и Генерального секретаря КПК Ху Цзиньтао, прошел хорошую школу партийного и государственного руководства - возглавлял самые бедные и трудные для управления провинции Китая: Тибет, Ганьсу, Гуйчжоу.

Чен Цзягуй одновременно является первым проректором Высшей партийной школы и отвечает за подготовку руководителей высшего звена. Все функционеры в КНР, от секретарей парткомов до членов Политбюро ЦК КПК, каждые три года проходят переподготовку. Есть еще одна вещь, которая вызывает интерес и уважение к политике Китая. Раз в месяц в Политбюро ЦК КПК проходит урок, на котором присутствуют все его члены и кандидаты в члены Политбюро, премьер-министр и его заместители. Как правило, урок ведет член одной из китайских академий наук.

- По сути, профессор выступает с научным докладом, который потом обсуждается?

- Да. Научные доклады увязываются с коренными проблемами развития китайского общества и мировой цивилизации: глобализацией, энергетикой, экологией, развитием села, сокращением разрыва между городом и деревней, безработицей, переброской воды с юга на север...

Подобным образом учится и правительство. Эта система, возникшая при прежнем Генеральном секретаре ЦК КПК Цзян Цзэмине и приобретшая стройный характер при Ху Цзиньтао, по сути, является выполнением завета Конфуция о непрерывности образования. Излагающая его взгляды книга “Лунь юй” (“Беседы и суждения”) начинается словами: “Вот друг прибыл издалека - разве это не радость? Учиться и периодически обновлять свои знания - разве в этом нет удовольствия?”. Эти две фразы демонстрируют открытость миру китайской цивилизации и дружелюбие, ее ориентированность на развитие, на заимствование позитивных достижений других народов.

Вообще нынешнее китайское руководство - люди очень высокой интеллектуальной подготовки. Большинство из них имеют по два высших образования. Научно обоснованный подход к разрешению возникающих в процессе развития Китая проблем дает свои результаты. Китайская экономика по уровню развития занимает сегодня четвертое место в мире. Китай лучше всех адаптировался к процессам глобализации: во многом нейтрализовав ее негативные последствия, он превратил глобализацию в катализатор развития китайской экономики.

- Что все-таки лежит в основе порази­тельных успехов Китая в последние десятилетия?

- В первую очередь наука. Более 30% прироста китайской экономики дают реализация инновационных проектов и внедрение достижений научно-технической революции. Доля продукции высоких технологий в китайском экспорте неуклонно возрастает и тоже достигает 30%. На государственном уровне Китай готов нам экспортировать последние поколения телевизоров, аудио- и видеотехнику, электронные средства связи, мобильные телефоны, автомобили. Сейчас обсуждаются совместные проекты модернизации российской системы связи и производства плазменных телевизоров последнего поколения.

Вторая причина успехов страны в последние годы - учет национальных особенностей и четкое понимание того, что приемлемо и что не приемлемо для обеспечения устойчивого развития Китая.

В политическом плане главная задача, стоящая перед руководством КНР, - поддержание стабильности в обществе. Ради стабильности Китай готов пожертвовать всем. Китайцы понимают, что китайское общество в своей массе, по крайней мере, сейчас не готово к принятию западных образцов демократии. Попытка их внедрения приведет к развалу Китая. Поэтому руководство КНР выступает за демократию, но с учетом национальных особенностей. Они за права человека, но нужно время, чтобы человек, который вчера был неграмотным и жил в первобытном или рабовладельческом обществе (такое еще недавно встречалось в образе жизни некоторых национальных меньшинств), их освоил и научился ими пользоваться.

Стабильность нужна Китаю для решения своих внутренних проблем, а их у него немало. Следуя заветам Дэн Сяопина, который считал, что Китаю вообще не надо “высовываться”, нынешнее китайское руководство ориентировано на позитивное решение своих проблем. Что касается других проблем, то по ним можно обозначить свою позицию - не более. Претендовать на мировое господство, втягиваться в гонку вооружений, которая погубила СССР, Китай не хочет.

- Успехи Китая во многом базируются на достижениях науки. Между тем схемы организации науки в России и КНР сейчас близки. Получается, что при опоре на науку Россия может развиваться такими же темпами, как Китай?

- Конечно, и даже более высокими. Китайцы признают, что российская наука, несмотря на ее современное финансовое положение, обладает огромным потенциалом. Они хотят учиться у нас, и правительством на этот счет приняты соответствующие решения.

Но и нам есть чему поучиться у Китая. В начале 1990-х годов там в научной сфере были те же проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас: низкая заработная плата, нехватка молодых кадров и т.д. Помимо всего прочего это говорит о том, в какой фазе реформирования науки мы на самом деле находимся. Сейчас китайские коллеги решают проблемы более высокого порядка. Надо внимательно изучать их опыт.

http://www.poisknews.ru/


29.07.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>