Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
? ??? ????? ?.?.?????????? ?????? VIII ????? ????? ????????

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Сценариев было два. Первый — резкий протест или хотя бы серьезный разговор о тех изменениях, которые не устраивают, второй — тихое согласие со всем предлагаемым и благостные поклоны в сторону власти. В чистом виде ни тот ни другой не были реализованы: во втором время от времени проступали черты первого. Понятно, почему так происходило: от седьмого съезда до восьмого произошли многочисленные замены смелых и самостоятельных ректоров-ветеранов на более молодых, а те, видимо, чувствуют себя более зависимыми от чиновников, которые могут дать некие блага для вуза, а могут и не дать. Ведь всегда можно сказать, что вуз, где ректор имеет свою позицию, недостаточно инновационен или не все его выпускники работают по полученной специальности, и спорь с этим до посинения. Сегодня более покладистые ректоры имеют и гранты, и победы на конкурсах, и многое другое. Во всяком случае участники нынешнего съезда никаких вопросов никому, в том числе президенту, не задавали, хотя Путин и сказал, что это «его аудитория».

Вероятно, Владимир Владимирович вспомнил годы работы в Санкт-Петербургском госуниверситете, но слова его можно было истолковать по-разному, ведь в зале был мэр Москвы Юрий Лужков, его первый заместитель в правительстве Людмила Швецова, руководители органов образования, депутаты Госдумы РФ, сенаторы, сотрудники Администрации президента — словом, свои люди. В результате зал МГУ был набит под завязку, найти свободное место становилось делом невозможным.

Съезд хотели собрать уже давно, но постоянно выбирали тот момент, когда сбор ректоров будет уместным и не использован в политических целях, когда повестка, что называется, назреет. По регламенту съезд должен был начаться в 10 утра, накануне начало перенесли на два часа позже, хотя за эти два часа можно было обсудить с уже приехавшими накануне ректорами какие-то важные вопросы да и, может быть, даже выработать какую-то позицию перед встречей с президентом, ведь нечасто ректоры собираются вместе. Но начался съезд с момента появления в президиуме Владимира Владимировича. По регламенту президенту отвели на выступление полчаса, но он говорил много меньше времени о том, что от высшего образования зависит многое, что трудности были связаны с длительным недофинансированием, что высшая школа гибко отреагировала на повышение престижа образования, что в нашей стране авторитет образования был всегда важен, что количество студентов и вузов росло, а качество образования снижалось и его нужно повышать, потому что страна нуждается в высококвалифицированных кадрах. Денег дают много, отметил президент, а адекватной отдачи пока нет, изменение такой ситуации — приоритетная задача. Президент ратует за самостоятельность образовательных учреждений, но большая хозяйственная самостоятельность требует, по его мнению, и большей ответственности за все составляющие учебного процесса, за рациональное расходование средств — как бюджетных, так и внебюджетных. Президент коснулся решения кадровых проблем, привлечения на работу в вузы молодых кадров, что требует поиска всевозможных путей их поддержки, в частности предоставления жилья. По мнению президента, уровень отечественного образования позволяет заняться его экспортом в другие страны, это позволит России скорейшим образом интегрироваться в мире и дать в высшую школу дополнительные средства, и привлечением в нашу страну иностранных студентов. Краткость президента удивила так же, как и краткий перечень того, что он считает важным в данный момент, кратким был и комментарий президента после нескольких выступлений. Дескать, денег даем все больше, зарплата педагогов возросла за несколько лет в пять раз (так, наверное, ему чиновники сказали), но деньги нужно давать для работы и спрашивать за результаты. А то дали медицине много денег, та накупила дорогого оборудования и до сих пор держит его нераспакованным в ящиках.

Насчет денег президенту косвенно в своем выступлении позже ответила председатель совета молодых ученых: Министерство образования и науки РФ гордится, что грантов дают все больше, но эти деньги ничего по части материальной поддержки не решают, потому что на них молодые ученые покупают компьютеры и оборудование, без которого нельзя заниматься наукой. Решает зарплата, потому молодые ученые и уезжают из страны туда, где она выше.

После Президента России на трибуну вышел президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий. Поблагодарив Владимира Путина за поддержку высшей школы и отдав ей должное, Виктор Антонович выразил обеспокоенность тем, что каждый пятый выпускник школы — реальный двоечник, по результатам ЕГЭ 2004 года 19,5% выпускников имели двойку по математике, но тем не менее получили аттестаты об окончании средней школы. Для улучшения ситуации, по мнению Садовничего, нужно поднять престиж учителя и повысить его зарплату. Преподаватель вуза при небольшой зарплате вынужден работать на нескольких работах, поэтому, сказал ректор МГУ, нужно повысить ему зарплату и предложить персональный контракт, запрещающий подработки с тем, чтобы все свое время педагог отдавал родному вузу. Садовничий считает, что необходим закон «О статусе педагогического работника», а также образовательный кодекс. В очередной раз Виктор Садовничий посетовал на то, что увеличилось количество вузов и филиалов, работающих некачественно, а ведь дипломы, которые выдают все вузы страны, одинаковы. Остается, предположил ректор МГУ, или ужесточить аттестацию и аккредитацию, либо ввести дипломы для каждого вуза, и пусть тот в одиночку борется за качество обучения.

В ряде проблем высшей школы, к сожалению, не прозвучало ни слова о том, что нависла угроза ликвидации педагогических вузов. Более того, Садовничий упомянул, что не все выпускники педагогических вузов идут в школу. Тогда ему стоило бы сказать и о том, что все учителя, работающие в школах, — выпускники педагогических вузов, а выпускники классических университетов, если не уезжают за границу, чаще всего идут в бизнес, но не в науку, для которой их готовили. После этого профессор Валентина Славина написала Путину записку, выразив несогласие с линией на уничтожение высшей педагогической школы. Это была единственная записка президенту, и он отнесся к написанному серьезно, положив в карман поближе к сердцу, что породило надежду на решение этой важной проблемы. К сожалению, руководитель Ассоциации педагогических вузов Виктор Матросов в присутствии Президента РФ не выступил: его попросили уступить место даме — ректору Санкт-Петербургского университета Людмиле Вербицкой, которую президент слышит чаще, чем всех ректоров, вместе взятых. А сказать Матросову было о чем, ведь, например, в национальном проекте педагогические вузы были дискредитированы — их изначально не посчитали инновационными и ни одному гранта так и не дали.

После подписания Соглашений о стратегическом партнерстве Российского союза ректоров и представителей бизнес-сообщества вместе с президентом уехал Андрей Фурсенко, а также многие чиновники, в зале заметно прибавилось свободных мест и воцарилось удивительное спокойствие: многие участники съезда дремали. А с трибуны страстно говорили о грядущем принятии закона об автономных учреждениях, в которые хотят превратить вузы (хотя до того в ответ на упоминание об этом, поддерживаемом не всем образовательным сообществом, законе сам президент сказал, что на его принятии не настаивает). Выступающие призывали не торопиться с принятием закона — они, видимо, даже не подозревали, что на следующий день Дума будет его рассматривать в первом чтении. Депутат Олег Смолин предупредил ректоров, что на самом деле «закон об АУ можно назвать законом об УА» — урезании автономии. Это утверждение вызвало отповедь председателя Комитета ГД РФ по образованию и науке Николая Булаева, который тут же объяснил, что и закон, который называют законом о назначении ректоров, на самом деле таковым не станет, но поможет соблюсти в высшей школе государственные интересы. Однако с Николаем Ивановичем не согласился председатель Комитета по образованию, науке, здравоохранению, экологии СФ РФ Виктор Шудегов, предложивший внести поправку, согласно которой ректора сначала будут избирать, а затем аттестовывать. А Виктор Садовничий сказал, что необходимо определить критерии аттестации, законодательно разграничить полномочия ректора и президента вуза, избирать президентом того, кто побывал на ректорской должности, установить государственный статус аттестационной комиссии.

К сожалению, покинувшие съезд власть имущие не слышали выступления ректора Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимира Васильева (который говорил о бессмысленности налогов на недвижимость и землю для российских высших учебных заведений, а также множества тендеров), других ректоров, а также те резолюции, которые были приняты на секциях и «круглых столах».

Виктория МОЛОДЦОВА

«Учительская газета» №25 (10106) / 2006-06-20


11.08.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>