Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
????????? ?????. ????????? ????????? ????? ???

Об авторе: Д. Кьеза - видный итальянский журналист и историк, депутат Европейского парламента от Италии, член комиссии Европарламента по расследованию деятельности секретных тюрем ЦРУ, президент ассоциации Megachip (www.megachip.info), борющейся за демократизацию СМИ, член редакционного совета журнала «Свободная мысль». Среди лучших и самых печальных его трудов – книга «Прощай Россия», честный и мужественный репортаж о крушении нашей страны в начале 1990-х гг. Предлагаемая ниже статья опубликована в Le Monde diplomatique (№ 2, август 2006).

_____________________________________________________________________________

Три года назад американский неоконсервативный политолог Роберт Кейган запустил в европейские СМИ тезис о «двух Западах» (1) — «сильной» Америке и «слабой» Европе. Исполненный пренебрежения к своим друзьям в Старом Свете, Кейган в свойственной неоконсерваторам прямолинейной манере заявил, что европейцы остались нынче «за бортом истории» по причине излишней привязанности к «обветшалым» ценностям правового государства.

Теракты 11 сентября положили начало «имперской революции». Мне, как члену специальной комиссии Европейского парламента по расследования «предполагаемого использования Центральным разведывательным управлением США территории европейских стран для перемещения и нелегального содержания под стражей подозреваемых» (2), на каждом заседании приходилось слышать, что эти события потребовали внесения «ряда поправок» в правила в международной игры.

Это значит, что Соединенные Шта¬ты «противостоят новой угрозе», а «существующая правовая система входит в противоречие с новыми боевыми задачами» (3). Подобные же аргументы, пусть и с иной интонацией, озвучивали перед европейскими парламентариями сенатор-демократ от штата Иллинойс Ричард Дурбин, сенатор-республиканец от Пенсильвании Арлен Спектер и член Палаты представителей от Флориды демократ Роберт Уэкслер.

В Европе принято считать, что пытки - незаконны, неоправданны, бесполезны для установления вины подозреваемого. Ведущаяся же в США дискуссия дает основания считать, что ее участников серьезно «заносит» в этом вопросе. Авторы уже не стесняются рассуждать о весьма сомнительных различиях между «просто пыткой», «степенью пытки» и «пыткой в определенных обстоятельствах». Члены администрации США (включая вице-президента Ричарда Чейни и министра обороны Дональда Рамсфельда), а также чиновники Белого дома считают «неприемлемым» ссылаться на права человека, если речь заходит о подозреваемых в терроризме. Консервативно настроенные юристы, к которым относится и нынешний генеральный прокурор Альберто Гонсалес, изобрели новые правовые категории (такие, например, как «вражеские боевики») и с помощью этой уловки лишают подозреваемых в причастности к террористической деятельности всех прав, гарантируемых международным правом. По словам юридического советника Кондолизы Раис Джона Биллинджера, Женевская конвенция о военнопленных — не более чем lex specialis, то есть «исключение», которое может и не применяться после 11 сен¬тября.

Уэкслер резко отверг возражение, согласно которому «чрезвычайные выдачи» (представляющие собой практику незаконного задержания подозреваемого в любой точке мира агентами секретных служб, не имеющими ордера на арест, и его переправку в тайные тюрьмы, где он может подвергнуться пыткам) могут считаться формой государственного терроризма. «Даже если мы совершаем незаконные действия, — заявил он, — или причиняем зло, никто не имеет права поставить нас на одну доску с террористами».

По сути, Абу Грэйб, пытки, Гуантанамо, «чрезвычайные выдачи» и нарушения прав человека в Ираке и Афганистане (по мнению Уэкслера –ред.) — это «простые злоупотребления», несущественные «побочные эффекты». Они простительны, поскольку любое государство, вступившее на путь борьбы с терроризмом, имеет право не считаться с юридическими нормами, принятыми до 11 сентября. Это даже посильнее аргументов Вашингтона, выводящих Соединенные Штаты из-под юрисдикции Международного уголовного суда (4).

Своим распоряжением, датированным 13 ноября 2001 года, президент Дж. Буш учредил чрезвычайные военные трибуналы (5), которые, по мнению юриста Антонио Кассезе, «отбросили американское общество на полвека назад» (6). «Последовав дурному совету запаниковавшего министра, президент наделил себя диктаторскими полномочиями» (7), — заметил Уильям Сэфайр, один из наиболее консерва¬тивных американских издателей.

Основываясь на секретной информации, чрезвычайные военные трибуналы получили право судить иностранных граждан, обвиняемых в прямом участии в вооруженных акциях, на¬правленных против США, равно как в пособничестве террористам или в на¬несении значительного ущерба политическим и экономическим интересам страны. При этом обвинения не обязательно подкреплять доказательствами; более того: разрешается даже не предъявлять подсудимым обвинитель¬ного заключения и не знакомить их с материалами дела. Не считается необ¬ходимым присутствие адвоката, приостанавливается действие habeas corpus, a сам процесс проводится в обстановке полной секретности. Смертный приго¬вор может быть вынесен «двумя третя¬ми голосов» (то есть двумя военными судьями из трех), а не на основании единогласного решения, как это приня¬то в обычных судах. При этом сами су¬дьи могут положиться только на свою «глубокую убежденность» в виновности подсудимого, у которого нет никакой возможности обжаловать вердикт.

Военная судебная комиссия такого типа действует на базе в Гуантанамо. Нам неизвестно, существуют ли другие подобные трибуналы и где. Протесты, спровоцированные обнародованием секретного распоряжения от 13 ноября 2001 года, вселили надежду на внесение поправок, однако пока оно не утратило силы (8).

Имеется информация о наличии секретных тюрем за пределами Европы (в Афганистане, Сирии, Марокко, Египте и т. д.). В одном из подобных мест с 2003 года содержатся под стражей Халед Шейх Мохаммед и Рамзи бен аль-Шибх — двое предполагаемых организаторов терактов 11 сентября (которые якобы признали свою вину). Живы ли эти люди, которые так и не предстали перед судом и о кото¬рых нет никаких известий?

4 октября 2001 года тогдашний генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон обнародовал требование посла США в Брюсселе Фрэнка Тейлора, касавшееся порядка введения в действие статьи 5 Североатлантического договора (9). Новая редакция этого до¬говора, одобренная в Вашингтоне в 1999 году, трансформировала НАТО из оборонительного альянса в «превен¬тивный» и расширила его «зону ответственности» до масштабов всей планеты. Вследствие этого обязательства европейских стран-членов НАТО по оказанию помощи США в их борьбе с терроризмом расширились — причем значительно.

В числе таковых можно отметить «усиление обмена информацией»; «выделение средств, необходимых для прямой поддержки контртеррористических операций»; «предоставление воздушных коридоров для самолетов США и союзных им стран в целях борьбы с терроризмом»; согласие на «прием в портах и аэропортах [морских и воз¬душных] судов Соединенных Штатов и их союзников в ходе проведения операций по борьбе с терроризмом. (10).

Разумеется, даже более широкие права не позволяют Вашингтону нарушать права человека и международные законы. Однако, как отмечается в докладе Дика Марти, председателя комиссии по юридическим вопросам и правам человека Парламентской ассамблеи Совета Европы, многие страны ЕС отнюдь не «пали жертвой американских махинаций», но «участвовали» в них вполне «сознательно».

Поэтому вызванные комиссией представители правительств ряда европейских государств и общеевропейских органов власти до сих пор под различными предлогами либо отказываются помогать расследованию, либо все отрицают, выдвигая при этом совершенно неубедительные доводы. В особенности этим грешат правительства Польши и Румынии — двух стран, вызывающих наибольшие подозрения в размещении (как прежде, так и сейчас) на своей территории заключенных, тайно похищенных ЦРУ в разных частях света. Противники расследования — и в особенности представители правых партий в Европарламенте во главе с польскими, прибалтийскими, британскими и немецкими депутатами — мешали поискам доказательств вины европейских правительств (или других административных органов). Некоторые даже поблагодарили Вашин¬гтон за «большой вклад в развитие безопасности».

Однако с этим подходом — демонстрирующим, что в Европе имеются более «проамериканские» депутаты, чем сами американцы, — комиссия Европарламента не согласилась. Большинством в 25 голосов, поданных социалистами, либерал-демократами и зелеными против 14 при 7 воздержавшихся, она решила продолжить расследование.

Собраны данные, подтверждающие, что с 11 сентября 2001-го по конец 2005 года в европейских аэропортах осуществили посадку 1080 спецсамолетов ЦРУ. Доказано, что процедуры «чрезвычайных выдач» проводились на территории 14 стран — включая Германию, Швецию, Ита¬лию, Бельгию, Испанию. На протяжении некоторого времени два из входящих в ЕС государств — Польша и Румыния — размещали на своей территории лагеря временного нелегального содержания подозреваемых в терроризме, что является нарушением как статьи 6 Договора о Европейском Союзе, так и Европейской конвенции о защите основных прав и свобод.

Были установлены от 30 до 50 фактов похищения людей и их последующей выдачи. По одному из таких дел в Италии проведено полное дознание, в ходе которого были установлены и привлечены в качестве обвиняемых 22 агента ЦРУ, участвоваших в похищении в Милане имама Абу Омара, переправленного затем в египетскую тюрьму, где он подвергся пыткам. Один из руководителей итальянской разведки Марко Манчини 5 июля 2006 года арестован за «соучастие» в этом похищении. Свидетельства похищенных и подвергшихся издевательствам людей, их адвокатов и представителей неправительственных организаций, а также признания нескольких высокопоставленных американских и европейских чиновников позволили разорвать «круговую поруку». Благодаря этому получили огласку факты депортации двух египетских граждан — Мохаммада аль-Зари и Амеда Гиза, — арестованных в Швеции и переправленных в Египет; канадского подданного Махера Арара, задержанного в Нью-Йор¬ке и через римский аэропорт Чампино доставленного в Иорданию, после чего его более десяти месяцев пытали в сирийской тюрьме; а также немец¬кого гражданина, выходца из Ливана Халеда аль-Мазри, похищенного в Ма¬кедонии и перевезенного в Афганистан, где он также подвергся пыткам.

Подобные примеры не единичны, и поиск продолжается. Ясно одно: несколько европейских правительств проворачивали дела в тайне от своих граждан, став подручными Вашингтона. Так странный зигзаг истории возвращает нас в эпоху брежневской доктрины «ограниченного суверенитета» — на сей раз, однако, диктуемой из-за океана американцем Дж. Бушем-младшим…

____________________________________________________________________________

(1) См.: Robert Kagan. Of Paradise and Power. America and Europe in the New World Order, New York: Alfred A. Knopf, 2003 (русское издание: Роберт Кейган. О рае и силе. Америка и Европа в новом мировом порядке, Москва: РОССПЭН, 2004). (2) Эта комиссия была создана решением Европейского парламента от 15 декабря 2005 года. (3) Слова заместителя госсекретаря США по европейским и азиатским вопросам Дэна Фрида, сказанные им на встрече в Государственном департаменте в Вашингтоне 11 мая 2006 года. (4) Международный уголовный суд был образован 18 июля 1998 года и приступил к работе с 1 июля 2002 года. Этот первый всемирный судебный орган, действующий на постоянной, основе, предназначен для рассмотрения дел по особо тяжким международным преступлениям (военным преступления^ и преступлениям против человечества). США, вместе с Китаем и Израилем, отказались ратифицировать устав Международного уголовного суда и воспротивились тому, чтобы их граждане представали перед этим Судом. (5) См., напр.: Ignacio Ramonet. «Adieu Hbcrtcs» в: Lc Mamie diplomatique, январь 2002 года. (6) См.: La Repubblica (Рим), 21 ноября 2001 года. (7) См.; The New York Times, 16 ноября 2001 года. (8) Этими подробностями с нами поделилась директор «Глобальной правовой инициативы по Гуантанамо» (Guantanamo Global Justice Initiative), заместитель директора «Центра конституционных прав» по юридическим вопро¬сам Барбара Ольшански во время приема, организованного в честь делегации Европейского парламента в Вашингтоне 9 мая 2006 года.


02.09.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>