Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
????????? ?????. ?????????? ??????????? ? ?????? ????????????? ?????????????. ????? 1

22 сентября 2006 года Государственная дума приняла во втором чтении законопроект «Об автономных учреждениях», который в рамках официальной политики в области образования может радикально изменить саму систему образования, а пока закрепляет такие тенденции ее постоянной переделки, как переход к платному образованию и обеспечение интеллектуальными ресурсами стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Российское образование не модернизируют, а непрерывно моделируют, попутно дискутируя о Болонском процессе, который позволит Европе перейти к экономике знаний.

Образование является достоянием общества и государства. Россия, имея это достояние, стремится его сохранить и приумножить, но система образования находится у нас в состоянии цикличного реформирования, поглощающего столь необходимый ресурсный потенциал. Все дискуссии на тему изменения системы российского образования выглядят как часть закрытого политического процесса, - закрытого в силу того, что проходящие обсуждения не мешают органам власти, в конечном итоге, принимать именно те законы (решения), суть и предназначение которых изначально определены волей «заказчика», каковым выступает ОЭСР.

Образование в России еще в советские времена первым потребовало от власти реального движения к постиндустриальному обществу. Сегодня, однако, образование не может реализовать свой потенциал, потому что не востребовано ни экономикой, ни властью. Идут разговоры о несоответствии образования новым экономическим (рыночным) условиям, но соответствие рынка и экономики системе российского образования никто не анализирует. Власть вместо того, чтобы повышать эффективность образования на прочной экономической основе, превращает его в одну из отраслей сферы оказания услуг.

Система образования у нас начала развиваться по законам рынка, но именно поэтому она не может стать базой экономического роста и социального развития, - у бизнеса, по определению, иные цели. Чтобы сделать такой вывод, достаточно посмотреть на динамику изменений в системе образования и политику федерального центра с начала 90-х годов ХХ века, включая нацпроект «Образование».

Вот данные официальной статистики.

В 1989 году в РСФСР в дошкольном образовании было 87,2 тыс. учреждений, охватывавших 9,6 млн. человек. В 2005 году в России - соответственно 47,2 тыс. учреждений и 4,4 млн. детей. Росстат не дает данные о количестве частных дошкольных учреждений и детей дошкольного возраста, есть лишь общие показатели: в возрасте до 4 лет в стране было 6,8 млн. детей, от 5 до 9 лет – 6,5 млн., в устройстве в дошкольные учреждения нуждались 805 тыс. детей. В 2006 году вопрос о размере платы за содержание детей в детских задах решался на уровне Конституционного суда.

В 1989 году было 69,4 тыс. учреждений школьного общего образования. Дневные общеобразовательные учреждения (67,7 тыс.) посещало 19,8 млн. человек, вечерние (сменные) учреждения (2,1 тыс.) – 530 тыс. человек. В 2005 году в дневных государственных и муниципальных учреждениях (60,7 тыс.) обучались 15,1 млн. человек, в 726 негосударственных – 72 тыс. человек. В 1,6 тыс. государственных и муниципальных вечерних (сменных) школах занимались 446 тыс. человек, включая заочников. В государственном и муниципальном секторе работали 1,575 млн., в негосударственном – 19 тыс. учителей.

В системе начального профессионального образования (НПО) на базе средней школы в 1990 году было 4 328 училищ (1,8 млн. человек), в 2004 году – 3 686 (1,6 млн. чел.). Среднее специальное профессиональное образование в 1990 году давали 2 595 учреждений для 2,338 млн. человек, в 2005 году – 2 637 учреждений для 2,503 млн. человек. В ссузах (2005 год) работали более 140 тыс. преподавателей, 38% студентов обучались на условиях полного возврата затраченных средств на обучение (ПВЗ).

Высшее профессиональное образование. В 1989 году в РСФСР было 512 вузов (40 университетов), 2,861 млн. студентов (1,6 млн. на дневном, 0,3 млн. на вечернем и 0,9 млн. на заочном отделениях). В 2005 году в России было 1068 вузов и 1621 филиал, что в общей сумме дает 2 689 заведений. Число студентов составило 7,064 млн. человек. На 10 тыс. человек населения приходилось соответственно 193 и 495 студентов (данные Росстата). Государственных и муниципальных вузов было 655, а негосударственных – 413, в которых учились соответственно 5,985 и 1,079 млн. человек, в том числе на очном отделении 3,195 млн. и 313 тыс.

Если принять во внимание, что до 55-60% студентов в государственных вузах обучалось на условиях полного возврата затраченных средств на обучение (ПВЗ), то с 1989 года количество студентов-бюджетников в России уменьшилось примерно на полмиллиона человек (2,9 млн. студентов-бюджетников учитывалось в докладе на заседании Госсовета в марте 2006 года). Это притом, что число госвузов возросло на 143 и произошла так называемая всеобщая университезация.

Минобрнауки постоянно напоминает, что нужно довести соотношение числа студентов к 10 тыс. населения до 170, так как это определено законом «Об образовании» 1992 года и, оперируя цифрой 209 (студентов-бюджетников на 10 тыс. населения, 2005 год), планирует сократить эту цифру на четверть. А это значит, что к 2010 году студентов-бюджетников в России станет меньше еще на 400 тыс. В лучшем случае их будет порядка 2,5 млн. человек. Вероятнее, что заданный коэффициент (170) при сохранении нынешней динамики сокращения населения страны будет отражаться на цифрах приема студентов-бюджетников по-другому. В последние несколько лет показатели плана приема в вузы бюджетников строго соответствуют уменьшению числа выпускников школ (4-4,2 %). Очевидно, следует ожидать ежегодного сокращения бюджетных мест на 100 тыс. и более. Демографы предсказывают резкий спад числа выпускников школ к 2010 году. К этому времени коэффициент будет приведен к «норме», но возрастет количество студентов, обучающихся с ПВЗ.

Важно отметить, что корпус профессорско-преподавательского состава вузов (ППС) в 2005 году состоял из 322 тыс. человек в государственном секторе (1993 год – 239 тыс.) и 65,2 тыс. человек в негосударственном. Росстат сделал примечание: в госвузах речь идет о штатном персонале, а в негосударственных о штатном персонале, включая преподавателей, работающих на условиях штатного совместительства. Заметна диспропорция (проценты и разы) в приросте числа студентов и преподавателей за последние 12-13 лет. Количество преподавателей с ученой степенью увеличилось лишь на 4%.

По существующему законодательству гражданам России гарантируется общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное, среднее общее, среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование, бесплатное на конкурсной основе среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах Государственных образовательных стандартов, если гражданин получает образование данного уровня впервые.

С 1991 года в России был принят ряд законов, нормативных актов, который определял характер развития системы образования. Указ № 1 Президента России в 1991 году и закон «Об образовании» в 1992 году учитывали тенденции развития отечественного и зарубежного образования. Положения об академической автономности вузов, государственно-общественном управлении системой образования образовательной общественностью были восприняты как выстраданные и долгожданные. Они давали надежду на повышение качества образования, реализацию творческих планов и замыслов. Но именно в это время началась эпоха платного обучения, - причем началась в государственных вузах, коммерческих были единицы. Творчество и бизнес пошли рядом. Без коммерческих услуг, без платного обучения система образования рухнула бы, особенно высшая школа. Созданные негосударственные вузы сыграли свою роль в развитии образования. Только вклад они внесли разный. Бизнес на государственной ресурсной базе оказался сильнее, что вполне объяснимо. К концу 90-х годов имеющихся ресурсов у большинства государственных вузов уже не хватало.

В 2001 году была принята Концепция модернизации высшего образования РФ до 2010 года. Ее текст начинался так: «Государство возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, оказываемых учреждениями, независимо от их организационно-правовых форм». Однако возвращения не произошло. В 2004 году «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» расставили акценты государственного участия в соответствии с законами 2003 года о местном самоуправлении, об органах власти в субъектах Федерации, а затем и с законами о монетизации льгот. Наряду с этим выполнялась поставленная в 2002 году в Бюджетном послании Президента задача по изменению статуса и финансирования государственных учреждений, предприятий, организаций (государственные автономные некоммерческие организации – ГАНО, потом всплыли АУ, или автономные учреждения). Систему образования укладывали в прокрустово ложе административной и бюджетной реформ, а весной 2005 года приняли федеральную целевую программ (ФЦП) по образованию до 2010 года. В 2006 году в Бюджетном послании В. Путин указал властным структурам на то, что «затягивается подготовка законопроектов, направленных на расширение самостоятельности организаций социально-культурной сферы и переход к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных и муниципальных услуг».

В сентябре 2005 года обнародовали идею нацпроектов, включая «Образование». Федеральный центр, минуя выстроенную ранее систему, начал с помощью денег проект по спасению общего образования в стране, не меняя при этом самой системы. В октябре 2005 года В. Путин поручил правительству «разработать и внести в Государственную думу проект федерального закона, предусматривающий установление принципов обязательности и бесплатности среднего (полного) общего образования». Комментарии в данном случае излишни, - сложившееся положение стало критическим, ибо без доступного среднего образования нет и высшего. В пожарном порядке вспомнили об учреждениях НПО и СПО.

В марте 2006 года было проведено заседание Госсовета по проблеме образования, на котором отмечалось «успешное осуществление поэтапной реализации комплекса мер по восстановлению ответственности государства в сфере образования», наметили перевести образование в «состояние устойчивого инновационного развития». Анализ выступлений В. Путина, основного доклада, выступлений участников заседания, решений Госсовета показывает, что у столь высокого собрания не было единого языка, как нет в стране (до сих пор!) и согласованной образовательной политики. А интервью министра образования и науки свидетельствуют о том, что вместо национальной политики в области образования реализуется нигде публично не обсуждавшаяся политика министерства. По убеждению министра, в стране происходит не реформа, не модернизация образования, а «естественное постоянное изменение системы образования». А нужно для того, чтобы «человек стал более успешным в жизни». Минобрнауки сегодня выступает разработчиком и исполнителем около 20 ФЦП, съедающих основную часть федерального бюджета на образование (бюджета Минобрнауки). Ведомство всецело поглощено процессом освоения бюджетных средств.

Консолидированный бюджет системы образования в 2005 году составил 612 млрд. рублей (3,4% ВВП), из них 73,4% приходилось бюджеты субъектов Федерации и муниципальные бюджеты. Объем платных услуг в образовательной сфере, по оценкам экспертов, достиг 376 млрд. рублей. Сумма взяток в системе образования, по данным фонда «Индэм», превысила 580 млн. долл. Росстат показал объем платных услуг в образовании на уровне 147,3 млрд. рублей (в 1995 году – 2,8 млрд. рублей, в 2000 году – 41,5 млрд. рублей).

В феврале 2006 года главой Рособразования было заявлено: «реализация установок политического руководства страны на приоритет образования позволила направить на его развитие из всех источников финансирования ежегодно, начиная с 2004 года, свыше триллиона рублей и довести долю совокупных расходов на образование в 2005 году до 5,4% ВВП, что приближает Россию к уровню, достигнутому в среднем по странам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию».

Российская система образования по уровням и содержанию вполне адаптирована к Международной классификации образования (МСКО-1997). В третичный уровень образования входит СПО (МСКО 5В), высшее профессиональное образование по программам подготовки бакалавров, специалистов и магистров (МСКО 5А), аспирантура и докторантура (МСКО 6). Общероссийский классификатор специальностей образования (ОКСО-93) включает около 250 позиций для средних специальных заведений и более 500 для вузов (с учетом направлений подготовки бакалавров и магистров - свыше 650). Сложность классификации специальностей - в технической стороне, а не в содержательной. Ее можно свести по укрупненным группам к 8-ми широким отраслям образования, 25-ти узким и около 80-ти детальным областям (со списками программ), принятым в МСКО.

В современном мире не существует какого-либо единого шаблона в получении высшего образования в зависимости от статуса вуза (государственный или негосударственный). Например, на начало 2000-х годов 100% студентов в Великобритании получали третичное образование в негосударственных учебных заведениях, а в Канаде и Германии - в государственных. В США 68,9% студентов получали высшее образование в государственных и 31,1% в негосударственных, во Франции соответственно 88,6% и 11,4%, в России - 87,9% и 12,1%.

Российское общество и его система высшего образования отреагировали на переход к постиндустриальной эпохе подобно развитым странам. Рост числа студентов и выпускников вузов, получивших специальность (степень) в области «обществознания» (образование, искусство, гуманитарные и социальные науки, бизнес и право), превосходил рост числа студентов и выпускников вузов, получавших образование в области «естествознания» (естественно-научные, инженерные, сельскохозяйственные дисциплины). Однако, в отличие от других стран, «российскому рынку рабочей силы» специалисты в области общественных отношений в предложенном объеме оказались не нужны (по уверению наших политиков). В то же время Росстат не обнаружил этих специалистов в рядах российских безработных.

Россия не оказалась исключением и в таком общем явлении, как массовость высшего образования. В США 3,7 тыс. вузов и около 13 млн. студентов, в странах ЕС примерно 4 тыс. вузов и 12,5 млн. студентов. Среди возрастной группы населения в 19-29 лет высшим образованием охвачено 82% корейцев, 76% шведов, 70% норвежцев, 62% белорусов, 59% испанцев, канадцев, англичан, 54% французов. Вздохи наших чиновников по поводу того, что в последние годы в вузы ежегодно поступает россиян больше, чем выпускников школ (реально, около 80%), по меньшей мере, лицемерны.

По данным А.В. Полетаева, в России доля лиц с третичным образованием (5А+6) среди населения в возрасте 25-64 лет составляла в 2002 году 20,6%, тогда как в странах ОЭСР в среднем - 14,8% (максимальный показатель в США – 28,3%, минимальный в Португалии – 6,6%). А если учесть еще и россиян со средним специальным образованием (5В+5А+6), то получится, что Россия по уровню образования - лидер среди стран G-8 и ОЭСР.

Приведенные данные требуют размышлений и внимательного анализа. Нужны ответы на целый ряд вопросов:

- что в России преобладает – низкое качество образования или низкое качество рынка труда?

- если уровень развития экономики зависит от уровня образования, то почему в России есть «колоссальные» трудности с переходом к экономике знаний при высоком уровне образования?

- если в частных вузах образование лучше, то почему в США, Франции, Германии отдают предпочтение государственным вузам?

- почему при разных системах финансового обеспечения образования в западных странах нет проблем с оплатой труда преподавателей, материально-техническим обеспечением образовательного процесса, а в России они есть, при достаточно большом общем притоке денег в систему?

Поиски ответов на эти вопросы, а, главное, путей решения обозначенных проблем сегодня гораздо важнее, чем присоединение России к Болонскому процессу.

(Продолжение следует)

http://www.fondsk.ru/article.php?id=324


05.10.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>