Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
???????? ???????. ?????? ? ????? ??????

Об авторе: Анатолий ЦЫГАНОК кандидат военных наук, преподаватель курса «Страны Южного Кавказа в мировой политике» в МГУ

_____________________________________________________________________________

Последние провокации грузинских силовиков с театрализованными арестами российских офицеров и не менее театральным их освобождением, не только переполнили предел терпимости России к провокационным выходкам команды Михаила Саакашвили и вынудили Москву к принятию адекватных мер по защите своих национальных интересов, но и одновременно ускорили принятие решений по нескольким блокам проблем геополитической ситуации на Большом Кавказе. И, судя по последним действиям российского руководства, координационная роль здесь отводится нашему МИД.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров Фото ИТАР-ТАСС

Кадры передачи российских офицеров действующему председателю ОБСЕ, министру иностранных дел Бельгии Карелу де Гюхту, растиражированные всеми каналами Европы, на самом деле продемонстрировали не миролюбие господина Саакашвили и смену курса Тбилиси со враждебного на дружественный в отношении России, а только ангажированность грузинской юстиции и реальную управляемость Западом марионеточного правительства Грузии. И главное: здесь существует, как и в любой тоталитарной "банановой" республике, система взимания "криминального налога", которая предполагает, что все в Грузии продается и имеет свою цену. Независимо от тяжести преступления - будь то убийство, в котором замешано окружение министра внутренних дел, будь то расхищение собственности в Аджарии...

Свою цену имеет любое преступление, от которого можно откупиться. Свою цену имел и поставленный спектакль "раскрытия" департаментом контрразведки МВД "российско-армянской разведывательно-диверсионной группы Главного разведывательного управления МО РФ", которая якобы совершила "диверсии по подрыву нефтегазовых транспортных магистралей" и "вела разведку проведенных в последнее время самых крупных за последние пятнадцать лет учений". На следующее утро после возвращения российских офицеров в Москву в конфликт Грузии с Российской Федерацией вмешались Соединенные Штаты. Из Вашингтона сообщили, что самое время перейти к решению проблем, "лежащих в основе" спора. Таким образом, Грузия подтвердила, что является авторитарным государством, где буква закона ничего не стоит, а юстиция легко может сфабриковать любое дело и также легко его закрыть, но за "свою цену". Ценой за освобождение российских офицеров стало вмешательство в конфликтную ситуацию США, Великобритании и Польши на стороне Грузии.

Дополнительной ценой за арест российских офицеров стало заявление представителя Минобороны РФ о том, что Москва прекратила все контакты с Тбилиси по военной линии, за исключением вопросов вывода российских военных баз из Грузии. "Минобороны больше не обсуждает с Грузией перспективы сотрудничества ни в военной, ни в военно-технической областях", - заявил он. Но это, как говорится, только полдела. Как и другие меры, введенные Россией против Грузии (подробнее читайте на стр. 3 - комментарий "Окруашвили не отменил поход на Цхинвали"). Следует признать, что сейчас требует пересмотра весь комплекс проблем Большого Кавказа в целом для улучшения геополитического положения России в этом регионе.

Из создавшейся ситуации в Грузии и вокруг нее можно сформулировать несколько основных выводов.

Первый заключается в том, что проводившаяся в Грузии в течение последних 15 лет внутренняя националистическая политика, внушение обществу представления об уникальности грузинского исторического опыта и обязательном признании исключительности грузинской нации в мировом сообществе нашли всемерную поддержку у большей части населения как внутри страны, так и в грузинских диаспорах за границей, в том числе и в России. Этим объясняется стереотип массового сознания о неприятии факта вхождения Грузии в состав Российской империи и СССР и нежелание признать права осетин и абхазцев на самоопределение. Но при одновременном признании прав на территории, присоединенные к Грузии в период "советской оккупации". Поэтому Россия должна дифференцировать ответную реакцию на грузинский антироссийский синдром и синдром исторического превосходства по отношению как к тбилисскому руководству и населению Грузии, так и внутри страны - к грузинской диаспоре.

Второй вывод основывается на провале грузинской политики мирного варианта присоединения "мятежных автономий". Отказ Грузии в течение 15 лет вносить изменения в конституцию о предоставлении автономий национальным меньшинствам и от рекомендаций Совета Безопасности ООН и ОБСЕ подписать соглашение "О неприменении силы" с Южной Осетией и Абхазией четко доказывает, что варианты мирного разрешения проблем самопровозглашенных государств и федеративного устройства Грузии, о которых можно было говорить еще 3 года назад, потерпели окончательный провал. Поэтому Россия должна пересмотреть свои взгляды на непризнанные республики - Южную Осетию и Абхазию.

Третий вывод состоит в признании того факта, что Грузия, стремясь любым путем вытеснить Россию из миротворческих форматов в конфликтных зонах, сумела в информационном пространстве создать мнение о перерастании грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов в грузино-российский. И это стало основой ее стремления в НАТО - якобы для защиты своей независимости. Фактически (неважно по какому поводу) Грузия уже достигла своей цели и принудила Россию конфликтовать с ней.

Четвертый вывод заключается в том, что после ухода российских частей из Грузии наша страна, если она не желает, чтобы ее совместная с Арменией войсковая группировка оказалась в полной изоляции, а Армения переориентировалась на стандарты НАТО, должна создать условия обеспечения безопасности Армении и своего присутствия в переговорном процессе по Нагорному Карабаху.

Пятый вывод следует из оценки роли России в общей энергетике Южного Кавказа. Позиции России по использованию рычагов в энергетике Южного Кавказа требуют значительной корректировки и ускоренного принятия решений.

Шестой вывод заключается в том, что прерывание отношений России с Грузией в дипломатической, транспортной и почтовой сфере - это только одно из направлений политического воздействия на "несговорчивого соседа". Одновременно России требуется ускорить принятие других, не менее важных решений, чтобы поднять свое политическое влияние во всем Кавказском регионе. В первую очередь это использование рычагов влияния на Украину и Азербайджан с целью минимизации их участия в организации ГУАМ.

Седьмой вывод состоит в том, что следует ожидать изменения формата отношений России с Турцией и Ираном в кавказской политике. Возможно также привлечь внимание Китая к решению этих проблем, что нанесет значительный ущерб энергетическим и военно-стратегическим британо-американским интересам на Южном Кавказе.

Ираклий Окруашвили должен стать "клиентом" Генеральной прокуратуры России. Фото МО США

Восьмой вывод состоит в том, что конфронтация России с Грузией после введения Москвой дипломатических, транспортных, почтовых санкций и вмешательства в противостояние Вашингтона и Лондона будет нарастать.

Таким образом, нынешнее противостояние Грузии и России вступило в новую фазу, в которой возможно развитие событий с учетом сделанных выводов. События в Грузии дают хороший повод для эффективного анализа иммиграционной политики и политики взаимоотношений центральных и региональных властей с национальными диаспорами и землячествами в России. Агрессивность части представителей грузинской диаспоры на радио и телевидении, оказывающих содействие официальному Тбилиси в продвижении интересов режима Саакашвили на территории России (не исключено, что и на материальной основе), требует пересмотра как роли этих диаспор в экономической и политической жизни нашего общества, так и нормативной базы нахождения диаспор на российской территории. Но недальновидно начинать кампанию по определению "лиц грузинской национальности" с целью их экстрадиции. Однако навести порядок с приемом на работу и выплатой налогов в российский бюджет всех без исключения иммигрантов необходимо. Еще раз повторю: экстрадиция на историческую родину сотен тысяч граждан Грузии ничего, кроме вреда, российско-грузинским отношениям не принесет. Одновременно следует расширить возможность для всех, в том числе и для грузинской диаспоры, проведения пропаганды грузино-российской дружбы.

Если говорить о направленности военной политики нынешнего руководства Тбилиси, то следует привести несколько цифр. Стремясь любой ценой присоединить непризнанные территории, Грузия с 2004 г. увеличила почти в 10 раз финансирование военной составляющей государства и довела его уже до полумиллиарда долларов. Только в нынешнем году Тбилиси более чем на треть расширил бюджет Министерства обороны - теперь на военные нужды из государственной казны тратится свыше 600 млн. лари (около 336 млн. долларов), что составляет 15,8% от расходов госбюджета, или 4,6% от ВВП страны. Остальные деньги администрация Михаила Саакашвили привлекает из различных "внебюджетных фондов". По данным иностранных экспертов (в частности, аналитиков Jane's Sentinel Security Assessment, Russia and the CIS), дополнительные средства на оборонные расходы поступают в основном из Турции и Америки.

После революции роз американцы выделили Грузии в качестве помощи 1,5 млрд. долларов. За эти же годы в рамках американской программы "Обучение и оснащение" Грузия получила более 64 млн. долларов, а по программе "Операции по сохранению стабильности" только в 2005 г. было выделено 60 млн. долларов. В эти же годы в рамках военной помощи от Турции Грузия получала по 40 млн. долларов в год. В то же время на социальное обеспечение грузинские власти тратят всего 100,9 млн. лари в год (около 55 млн. долларов). Эта цифра несколько лет не увеличивается.

За последние четыре года Грузия закупила 24 танка, 97 бронемашин, 95 артиллерийских орудий, около 100 000 единиц стрелкового оружия, 4 самолета Су-24, 4 истребителя МиГ-23, 5 вертолетов. К настоящему времени в Вооруженных Силах Грузии насчитывается около 26 000 человек, 80 танков, 18 реактивных систем залпового огня, 7 штурмовиков Су-25, 10 учебных самолетов, 15 вертолетов, в том числе 2 ударных Ми-24. В грузинских силах морской обороны - 8 патрульных катеров, 2 малых десантных катера, 2 танкодесантных катера.

Понятно, что, имея такие силы и постоянно увеличивающийся военный бюджет, Грузия и дальше будет отказываться от выполнения рекомендаций Совбеза ООН и ОБСЕ подписать соглашения с южными осетинами и абхазцами о неприменении силы. В этой ситуации Россия справедливо считает, что региональная безопасность всего Кавказа находится под угрозой. Поэтому Москва имеет полное право пересмотреть свое отношение к вопросу о территориальной целостности Грузии и, ставя в первую очередь право наций на самоопределение, признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Существует большая вероятность того, что нынешний конфликт между Москвой и Тбилиси укрепит мнение российского руководства о том, что не стоит ждать косовского прецедента, а четко определить свою позицию по проблеме замороженных конфликтов на территории СНГ, то есть создать свой прецедент.

Вице-премьер - министр обороны Сергей Иванов уже заявил о возможности вывода российских военных баз с территории Грузии "ускоренными темпами". Это заявление, как представляется, обосновывается опасениями, что наши военнослужащие, занимающиеся выводом баз с грузинской территории, могут оказаться под провокационными ударами и не смогут оказать в случае масштабной вооруженной провокации серьезного сопротивления. Держать их на территории Грузии в качестве заложников Михаила Саакашвили просто глупо (в случае, если обстановка дойдет до военного конфликта, вся территория Грузии вполне досягаема как с российской территории, так и с моря). Более того, если говорить о том, что с президентом Саакашвили Россия не будет впредь вести переговоров и договариваться, то ускоренный вывод баз необходим и в случае применения санкций против Грузии в энергетической сфере.

Вполне вероятно, что Россия ускорит участие "Газпрома" в программе быстрейшего ввода к концу 2006 г. газопровода Иран-Армения, что обеспечит Армении гарантированное газоснабжение и сорвет полную блокаду совместной с Арменией войсковой группировки со стороны Турции и Азербайджана. Только тогда Ереван использует свой потенциал и поддержит российскую сторону в противостоянии с Грузией. Кроме того, Россия должна немедленно увеличить свое участие в развитии генерирующей и распределяющей системы Армении. Конфронтация с Грузией создала уникальную ситуацию по ускорению переоценки позиции РФ в энергетике Южного Кавказа и укреплению ее роли в развитии энергетической системы в регионе (кстати, здесь существует договор взаимной поддержки Армении, Грузии и Ирана об обмене электроэнергией в летний и зимний периоды). Но введению энергетических санкций со стороны "Газпрома" и РАО "ЕЭС" против Грузии (как наиболее весомых и способных реально укрепить геополитическое положение России в регионе) должны предшествовать не одноразовые, а комплексные, синхронизированные с другими российскими структурами планомерные действия. К настоящему времени на балансе российских компаний в Грузии числятся ТЭС "Мктвари", около 75% распределительной компании "Теласи", контрольный пакет на права ГЭС "Храми-1", "Храми-2".

Фактически от РАО "ЕЭС" зависит стратегическая часть грузинской энергетики. Это вызывает жесткое противодействие американской стороны. И об этом также следует помнить. Одновременно Россия обязана разъяснить юго-западному соседу Грузии - Турции следующее: дальнейшее наращивание транзитной роли Турции, которая достигается благодаря российским ресурсам (проектирование энергетического коридора "Голубой поток-2" и строительство на территории Турции крупного газораспределительного и газоперерабатывающего комплекса), в большей степени станет зависеть от того, будет или нет Анкара осуществлять безвозмездную военную поддержку Грузии. Во всяком случае, проект трубопровода Бургас-Александруполис (болгаро-греческий трубопровод из России в обход Турции) уже подписан. На это стоит указать Анкаре.

Не менее важными должны быть всевозможные меры, принимаемые Россией по усилению влияния на одну из "дойных коров" Тбилиси - Азербайджан, в первую очередь по минимизации участия Баку в организации ГУАМ. Или даже в перспективе - по выводу его из этой организации и присоединению к Организации Договора о коллективной безопасности, что возможно только при условии возвращения России роли одного из главных посредников в разрешении карабахского конфликта. В рамках принятых решений о санкциях против Грузии Россия просто обязана разыграть и украинскую карту. Во взаимоотношениях с Киевом вполне возможны компромиссы.

Дополнительными санкциями к уже введенным Россией (отзыв своего посла из Грузии и вывоз почти всех своих дипломатов; прекращение практически всех видов сообщения - воздушного, железнодорожного, автомобильного и почтового; расторжение договоров с грузинскими предприятиями) могут стать ужесточение миграционной политики и усложнение условий ведения бизнеса гражданами Грузии на территории России, повышение уровня контроля за грузинскими сообществами, контролирующими те или иные сектора торгового, гостиничного, строительного, автомобильного бизнеса.

По отношению к "ястребу" Ираклию Окруашвили российская Генеральная прокуратура просто обязана возбудить уголовное преследование по факту его личного участия в организации физического насилия и хищения грузинскими военнослужащими МВД личных вещей наших солдат и сержантов осенью 2004 г. на территории Южной Осетии.

ВПК, № 39, 11 - 17 октября 2006 года


14.10.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>