Новый сайт движения! >>>
ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
Начало ?????????? ????? ??????????? ???????? ???????????????? ??????? ???????? ??????? Контакты
12.09.07 ? ???????? ????? ????? ?? ????? ??????
10.09.07 ??????? ??????????. ?????????? ????????????
10.09.07 ???????? ????????. ??????????? ?????? ??????????? ?????????
10.09.07 ?. ???????. ?????? ??????? ???? ????????????? ?????????????
09.09.07 ?.?. ?????????, ?.?. ???????. ?????????? ???????? ????????????
09.09.07 ? ??????????? ???????????: «??????? ???????????...»
09.09.07 ?????? ??????? ???????. ????? ?????????? ?????????
08.09.07 ?.????????. ? ?????? ??????????? ?????? ?? 2020 ????
08.09.07 ????? ???????. ?????????? ? ??????-??????????? ?????? ???????????
08.09.07 ??????: ????????? «??????-????????»
07.09.07 ?????? ???????????. ??????????? ????????… ???.
07.09.07 ???????????? ??? ??????????: ????? ????? ?????????? ?????
07.09.07 ????????? ???? ??? ?????? ?? ????? ???? ????????? ?????? ?????????
06.09.07 ?????????? «?? ????????????? ???????? ? ?????? ? ?????? ?? ???? ??????»
06.09.07 ????????? ?????????? ???????????????? ??????????? ???????? «???» ? ?????????? ?? ?????? ??????? ? ??????? ??. ??? ?? ??? ?????
06.09.07 ????????? ????????? ??????? ???? ?? ?????
05.09.07 ?? ????? ??????? ? ??????????: ???????

Rambler's Top100

Наш сайт является участником Кольца Патриотических Ресурсов
Кольцо Патриотических Ресурсов

наш баннер
??????? ????????, ???????? ???????. ????????????? ?????

Вышел из печати №2 научного журнала «Конфликтология» за 2006 г., целиком посвященный состоянию науки и образования в нашей стране. Виднейшие ученые страны выразили на страницах журнала свою крайнюю обеспокоенность процессами, происходящими в этих областях. Между деградацией и распадом науки и аналогичными тенденциями в жизни страны, как целого, ими просматривается недвусмысленная связь. Пожалуй, нет ни одного издания в нашей стране, где бы в такой концентрированной форме была представлена коллективная точка зрения представителей различных областей науки и образования на либеральное «реформирование» последних. Четверо участников данного номера – ученые, которые входят в состав Центрального Совета Движения «За возрождение отечественной науки» ( Б. Кашин, И. Мельников, А. Малыгин, А Самарин). Их выступления в прессе и доклады на конференциях хорошо знакомы посетителям нашего сайта, на страницах которого они нередко излагали свою позицию. Свою трибуну мы представляли также и всем остальным 17 авторам этого номера: академикам Д. Львову и В. Маевскому , профессорам В. Бояринцеву, Ю. Громыко, А. Иванову, С. Комкову, Г. Пирогову, О. Смолину, В. Сонькину. Л. Фионовой и многим – многим другим замечательным исследователям нынешнего положения в научной и образовательной сферах. Ниже мы помещаем Вступительное слово к упомянутому номеру журнала его главного редактора Е. И. Степанова и ответственного за данный выпуск Самарина А.Н.

__________________________________________________________________________

Уважаемые читатели!

Предлагаемый очередной номер нашего журнала мы посвящаем драматическим событиям, которые разворачиваются вокруг науки и образования в нашей стране – событий, угрожающих самому существованию этих важнейших для подъема экономики, культуры и оборонной мощи Отечества отраслей. Хотя, вероятнее всего, происходящие процессы угрожают уже не одним этим сферам, но и самому будущему России.

Бывшие в недавнем прошлом гордостью страны, ее великая наука и выдающаяся система образования стремительно приходят в упадок, что является очевидным следствием неолиберального разрушения российской экономики, ее деиндустриализации вплоть до развала высокотехнологичных производств. Ставка на узкую сырьевую модель развития приводит к невостребованности научных результатов, высококвалифицированных специалистов, да и всего духовного производства. Еще меньше в научной деятельности и высокой культуре нуждается та линия на расточение и расхищение национального богатства под флагом пресловутой приватизации, которая возобладала в постсоветский период.

Исчезновение управленческого социального слоя, кровно заинтересованного в развитии страны, формирование олигархических империй, занятых перекачкой ресурсов на Запад и озабоченных лишь вывозом капитала, предопределили негативное отношение либеральных «элит» к системам науки и образования. Ученые стали «лишними людьми» на фоне господствующих потребительских установок и целенаправленного отказа псевдоэлит от созидания. Внимание реформаторов привлекают лишь материальные ресурсы науки и вузов, в первую очередь, – в виде недвижимости. Интеллектуальные ценности и сами специалисты интересуют их лишь в том случае, если их можно немедленно продать, «толкнуть на рынке», говоря языком этой среды. Регулярно принимаются даже искусственные меры для активизации «утечки мозгов» и распродажи отечественных «ноу-хау».

Но групповой корыстный интерес компрадорских группировок – не единственная мотивация к разрушению академического мира. Есть мощный социальный заказ извне со стороны внешнеполитических конкурентов на интеллектуальное ослабление России. Основные идейные вдохновители реформаторов в лице МВФ и Всемирного банка в своих рекомендациях на снижение научного потенциала нашей страны были более чем настойчивы и последовательны, начиная с середины 1990-х гг. В первую очередь отсюда возникали те радикальные проекты «реформирования» этих сфер, которые, как из рога изобилия, появлялись в течение последнего десятилетия. Их общий знаменатель сводился всегда к тому, чтобы приватизировать весь имущественный комплекс этих областей жизни и перевести на рыночное «самофинансирование» то, что, либо по своей природе не продаваемо (как, например, фундаментальная наука), либо то, что, при ограниченной платежеспособности населения России, не сможет выжить в рыночных условиях (образование).

Совместными усилиями внешних заказчиков и внутренних лоббистов упразднения наук воспроизводство знаний было сознательно посажено на голодный паек с самого начала «демократических реформ». Так, если в 1994г. на развитие науки предполагалось выделить 2,6% бюджетных средств, а в 2000 г – 2%, то на 2007 г. планируется лишь 0,9%. Особо впечатляет последняя, уже символическая цифра, которая появилась при самом благополучном финансовом положении страны. Но ведь, как неоднократно отмечалось экспертами, ни разу за постсоветскую эру даже такие показатели реально не выдерживались, фактическое финансирование оказывалось много ниже планового. Тем самым и наука, и образование в отсутствие средств были обречены властью на деградацию уже в течение десятилетий.

Любимая реформаторами М. Тэтчер однажды изрекла, имея в виду именно Россию: «Нация, которая пренебрегает своей наукой, обречена». Преобразователей это не смутило, как, впрочем, и г-жу Тэтчер, вполне удовлетворенную тем, по ее словам, что «Россия больна, она умирает». Уже одного систематического недофинансирования было вполне достаточно для исчезновения русской науки в течение ближайшего десятилетия, но кто-то из заказчиков счел необходимым поторопить реформаторов и приступить к более активному выметанию из России (как из обреченного «государства-неудачника») ее интеллектуального и культурного потенциала. Преобразовательные пароксизмы, «концепции», продвигавшиеся в течение последних двух лет, возымели необходимое действие: «утечка мозгов» только за текущий год выросла, по экспертным оценкам, примерно на 20% по сравнению с предыдущим, что, вероятно, входит в планы изобретателей «концепций». Подобно загонщикам на охоте они гонят свою квалифицированную «добычу» в очень определенную сторону – в эмиграцию.

Все это означает, что все разговоры о внедрении инновационных технологий и грядущем в связи с этим подъеме производства беспочвенны: крах науки и просвещения поставит крест на любых планах модернизации, включая и остро необходимую модернизацию обороны. Не понимать этого даже неолибералы, читающие хотя бы М.Тэтчер, не могут, сохранение института науки и тем паче образования – есть сегодня условие национального существования. Следовательно, те, кто атакует область производства знаний, в сохранении страны и народа явно не заинтересованы. Некоторые из зарубежных и даже наших экспертов говорят о происходящем как о спецоперациях по интеллектуальному разоружению России перед лицом назревающих угроз. Похоже, что мы имеем дело с развертыванием самой серьезной из таких операций после разрушения СССР и разгрома отечественного ВПК.

Пока сохраняется культурная матрица, заложенная в том узком слое, который связан с производством и воспроизводством знаний, большинство чудовищных потерь последних двадцати лет (за исключением человеческих) может быть восполнено. С утратой этой матрицы будет необратимо потеряно едва ли не все. Вот почему дебаты вокруг судьбы науки и образования в современной России приобрели столь серьезный размах, и вот почему российские ученые, в том числе и виднейшие – представители самых разных направлений научного знания, от философии до физики и математики, а также работники сферы отечественного образования столь жестко, остро и нелицеприятно обсуждают волнующие их социальные и организационные вопросы нынешнего состояния и перспектив развития российской научной и образовательной сфер жизнедеятельности современного российского общества. Ибо речь сегодня идет зачастую о невежественном, недальновидном уничтожении того дела, которому была посвящена жизнь многих поколений ученых, более того – о гибели величайшего культурного континента, сосредоточенного в научных и образовательных институтах. Под сомнение ставится фактически наше коллективное существование как самостоятельной цивилизации.

Главный редактор и Председатель Редакционного совета журнала «Конфликтология», доктор философских наук, профессор Степанов Е.И.

Ответственный за подготовку данного номера журнала «Конфликтология», руководитель секции развития духовной сферы и распространения культуры мира Международной ассоциации конфликтологов (МАК),

член-корреспондент Всемирной академии наук комплексной безопасности (ВАНКБ)

Самарин А.Н.


23.11.06, anatol

Редакционная политика Управление сайтом
Новый сайт движения! >>>